Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 55 страница
171
начинает подготовку к воине, это вынуждает государство, на которое готовится нападение, в свою очередь вооружаться, чем оно и предъявля ет как бы ’’доказательства” своих агрессивных намерений.
Только у человека можно вызвать оборонительную агрессию мето дом ’’промывания мозгов”. Чтобы внушить человеку, что ему грозит опасность, нужно прежде всего такое средство, как язык; без языка подобное внушение чаще всего невозможно. Кроме того, нужно, чтобы социальная система обеспечивала почву для промывания мозгов. Напри мер, трудно себе представить, что такого рода внушение имело бы успех
|
|
племени мбуту. Это африканские охотники-пигмеи, которые благо получно живут в своих лесах и не подчиняются никакому постоянному авторитету. В этом обществе никто не имеет столько власти, чтобы заставить кого-либо поверить в невероятное. Совсем иное дело, когда общество располагает набором таких авторитетных персон, как кол дуны, волшебники, политические или религиозные лидеры. По сути дела, сила внушения, которой обладает правящая группа, определяет и власть этой группы над остальным населением или, уж как минимум, она должна уметь пользоваться изощренной идеологической системой, кото рая снижает критичность и независимость мышления.
|
|
|
|
Дополнительное усиление оборонительной агрессии у человека (в сравнении с животным) обусловлено спецификой человеческого сущест вования. Человек, как и зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера витальных интересов у человека значительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания необходимы нетолько физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие, чтобы сохранить способность выпол нять свои функции. Для человека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит телесному комфорту. И самый первый витальный интерес заключается
|
|
сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию, и в конечном счете — осознание себя как личности. Если человек обнаруживает идеи, которые ставят под сомнение его собственные ценностные ориентации, он прореагирует на эти идеи, он воспримет их как угрозу своим жизненно важным ин тересам. Он отвергнет эти идеи и притом попытается дать этому рацио нальное толкование, чтобы объяснить свое неприятие этих идей. Он может, например, сказать, что новые идеи по сути своей ’’аморальные”, ’’некультурные”, ’’безумные” и т. д. Но все это только рационализации. На самом деле антагонизм имеет под собою только одну почву — это просто ощущение угрозы извне.
Человеку нужна не только ’’система координат” для ориентации
жизни; для его эмоционального равновесия (комфорта) жизненно важную роль играет и выбор объектов почитания. При этом речь может идти о самых невероятных феноменах: это могут быть ценности, идеалы, предки, отец, мать, родина, класс, религия и десятки других обьектов, к которым человек относится как к святьше. Даже к привычкам можно относиться как к символу традиционных ценностей*. Любое покушение на объект почитания вызывает такой же точно гнев со стороны индивида или группы, как если бы речь шла о покушении на жизнь.
‘ Для этого явления характерно, что греческое слово этос, которое буквально означает ’’поведение”, восприняло значение слова ’’этический” так же точно, как слово ’’норма” (которое первоначально обозначало инструмент маляра-строи-теля) стало употребляться в двух значениях ’’нормальный” и ’’нормативный”.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!