Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 47 страница



 

Этот аргумент звучит достаточно убедительно. Он имеет серьезное значение еще и потому, что дает повод для критического анализа истории человечества. Возникает мысль, что человек большую часть своей истории прожил в зоопарке, а не в ’’естественной природной среде”, т. е. не на свободе, необходимой для нормального развития.

 

в самом деле, большинство данных о ’’природе” человека носит тот же самый характер, что и данные Цукермана о поведении павианов на Обезьяньей Горе Лондонского зоопарка (291, 1932).

Однако факт остается фактом, что человек часто ведет себя деструк­ тивно даже в таких ситуациях, когда никакого перенаселения нет и в по­ мине. Бывает, что жестокость вызывает в человеке чувство настоящего

 

‘ Это точка зрения братьев Рассел — двух известных ученых, исследовавших проблему насилия (233, 1968).


 

162


удовольствия, а неистовая жажда крови может охватить огромные массы людей. Индивиды и целые группы могут иметь такие черты характера, вследствие которых они с нетерпением ждут ситуации, позво­ ляющей им разрядить свою деструктивную энергию, а если таковой не наступает, они подчас искусственно создают ее.

 

животных — все иначе, они не радуются боли и страданиям друтих животных и никогда не убивают ’’просто так”. Иногда возникает впечат­ ление, что поведение животного носит черты садизма (например, игра кошки с мышью). Но если мы думаем, что эта игра доставляет кошке удовольствие, то это не что иное, как антропоморфная интерпретация. На самом деле любой движущийся предмет приводит к такой же точно реакции, как реакция на мышь. Значит ли это, что моток шерсти будоражит в кошке садистский инстинкт? Или другой пример. Лоренц рассказывает о двух голубях, которые сидели в одной тесной клетке. При этом более сильный заживо ’’ощипывал” более слабого (по перышку); Лоренц не вмешался и не расселил их. Но ведь этот пример свидетель­ ствует вовсе не о жестокости, а лишь является показателем реакции на недостаток пространства, т. е. подпадает под категорию оборонитель­ ной агрессии.

 

Желание разрушить ради самого разрушения — это нечто совсем иное. Вероятно, только человек получает удовольствие от бессмыслен­ ного и беспричинного уничтожения живых существ. Обобщая, можно сказать, что только человек бывает деструктивным независимо от нали­ чия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потреб­ ностей.

 

Основная идея, развернутая в этой главе, сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не

унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Глав­ ная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а также от чего зависит характер и интен­ сивность удовольствия от этого\

Даже в форме защитной реакции агрессивность у людей встречается значительно чаще, чем у животных. Поэтому вначале мы рассмотрим именно эту форму агрессивности в собственно человеческих вариантах ее проявления.

 

Если мы условимся обозначать словом ’’агрессия” все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) ущерб другому человеку, животному или неживому объекту, то сразу надо осознать, что под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций

 

импульсов; поэтому необходимо все же строго различать агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, добро­ качественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!