Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 46 страница



 

С другой стороны, если обратиться к феномену истязания (пытки), то он, вероятно, значительно реже бывает связан с ритуальным актом. Это, скорее всего, выражение садистских инстинктов — и здесь неважно, идет ли речь о примитивном племени или об индивидуальных или политичес­ ки организованных пытках современности.

 

все же для понимания феномена острой деструктивности совер­ шенно необходимо учитывать, что причиной подобного поведения мог­ ла быть не только жестокость сама по себе, но и религиозные мотивы. Однако в культуре, ориентированной на голый практицизм, трудно ожидать такого понимания, ибо представители такой культуры просто не в состоянии осознать интенсивность и значимость для человека нематериальных стремлений, идеальных целей и религиозных мотивов.

 

*Бланк обращает внимание на дионисийские мистерии древних греков (37, 1961, с. 134).


 

159


Но даже когда мы научимся понимать, что во многих случаях деструктивное и жестокое поведение не является следствием деструктив­ ной психической мотивации, все равно придется считаться с фактами (их вполне достаточно), указывающими на то, что в противоположность всем другим млекопитающим человек — это единственный представи­ тель приматов, способный испытывать удовольствие от убийства и созе­ рцания страданий. Я постарался показать в этой главе, что деструктив­ ность не является ни врожденным элементом, ни структурным ком­ понентом всякой ’’человеческой натуры”. Что же касается вопроса о при­ роде и специфических, собственно ’’человеческих” причинах потенциаль­ ной озлобленности человека, то я надеюсь, что мне удастся на него ответить в следующих главах.


 

Часть третья

 

РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ АГРЕССИИ И ЛЕСТРУКТИВНОСТИ И ИХ ПРЕДПОСЫЛКИ


 

 

Эрих Фромм


 

 

IX. ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ

 

Предварительные замечания

 

Факты, изложенные в предыдущей главе, привели нас к выводу, что механизм оборонительной агрессии ’’вмонтирован” в мозг человека

 

животного и призван охранять их жизненно важные интересы от угрозы. Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих (например, хотя бы наших ближай­ ших родственников — шимпанзе), то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек — настоящий ’’убийца”.

 

Как объяснить эту ’’гиперагрессивность”? И какого она происхожде­ ния — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

 

 пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно бо­ лее деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности (перенаселение и т. д.), но и сделал эти условия не исключением, а нормой жизни. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потен­ циалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человечес­ком обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естест­ венной среде их обитания ^


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!