Взаимодействие Советского государства и Русской Православной Церкви на территории Беларуси в условиях идеологии атеизма



После отречения царя Николая II начинается новое испытание для Русской Православной Церкви. Уже 20 марта вышло «Постановление об отмене вероисповедных и национальных ограничений», а в июле вышло постановление о свободе совести.[34]

Власть перешла в руки Временного Правительства. 29 августа 1917 года состоялось открытие Поместного Собора. Собор продолжался практически год. Он проходил в три сессии. 1-я сессия: 15 августа-9 августа 1917 г., 2-я сессия: 20 января-20 апреля 1918 г., 3-я сессия: 2 июля - сорвана 20 сентября 1918 г.[35].

Самым главным деянием Собора стало избрание Святейшего Патриарха, которым стал Тихон.[36]

В ноябре 1917 года в России произошел государственный переворот, в результате которого власть перешла В.И. Ленину. Он возглавлял партию большевиков, а та опиралась на марксисткую идеологию. В основе марксищзма лежал агрессивный атеизм. Так с приходом к власти В.И. Ленина начинается существенное давление на Православную Церковь.[37]

Но, стоит отметить одну важную деталь – власть не препятствовала восстановлению патриаршества.

Далее мы в работе уделим большее внимание Православной Церкви на территории Беларуси.

С началом прихода новой власти на территории Восточной Беларуси у храмов и монастырей отнималась церковная недвижимость: «здания архиерейских подворий, консисторий, семинарий, духовных училищ, монастырей»[38]

Однако, в 1918 году в февраля Восточная часть Беларуси оказалась под оккупацией немцев, поэтому процесс разграблений Православной Церкви на время приостановился. Под немецкими войсками эта часть Беларуси пробыла недолго: уже 1919 году поляки оккупировали эту территорию. Поляки стали изымать у православных храмы, переделывая их в римско-католические костелы. В 1920 году большевики вернулись. Их возвращение предвозвещало новые гонения на верующих.[39] Таким образом, немцы и поляки не приносили такого вреда Церкви, как большевики. Также во время оккупации немцами священники на этой территории Беларуси мирно совершали богослужения, в то время как в России началась настоящая травля Православия. Один за другим выходили декреты, значительно ущемляющие права Церкви.[40]

В 1919 году главой Минской епархии стал епископ Мелхиседек (Паевсикй). А около 1920-го года он стал епископом Минским и Туровским.[41]

В Беларуси одним из первых стали мучениками иерей Константин Жданов (настоятель Свято-Успенского храма Шарковщины): он был закопан живым.[42]

Кроме гонений на Церковь, в Беларуси возникла еще одна проблема: священниками и мирянами староцерковной ориентации была провозглашена автокефалия БПЦ. Стоит отметить, что приверженцев этой ориентации поддерживало ОГПУ.[43]

В 1925-1935 гг. деятельность обновленцев сосредоточилась в столице Беларуси. А их главой был митрополит Даниил (Громовенко).[44]

9-10 агвуста 1927 года в Минске епархиальный съезд, на котором был поднят вопрос об автокефалии БПЦ. Цель автокефалии заключалась в том, чтобы обособиться на время от Русской Православной Церкви, где была еще большая смута, чем в Беларуси. Однако, такую идею не поддержали Полоцко-Витебская и Могилевская епархия.[45]

В 1930-х годах в Восточной Беларуси продолжались гонения на Церковь, были арестованы многие священнослужители, закрыты православные храмы. Последние гонения дали о себе знать в 1937-1938 годах.[46] Например, в 1937 году в Витебске арестовали 84 священника, среди них был и архиепископ, 32 из было расстреляно.[47] На Могилевщине в этом же году погибли два епископа: Александр (Раевский) и Филарет (Раменский). 28 июля 1937 года в Минске был закрыт последний Православный храм – святой Марии Магдалины.[48]А летом 1939 года в Восточной части Беларуси был закрыт последний православный храм, а священников и наиболее активных мирян репрессировали.[49] Таким образом, ни о каком взаимодействии власти и Православной Церкви речи и не было, у власти была иная цель – истребить православную веру. Хотя, Церковь оказывала помощь нуждающимся, не смотря на ее и без того тяжелейшее положение. Ведь после войны в 120-х в России начался голод, особенно регион Поволжья и архиепископ Полоцкий Иннокентий выступил с призывом помочь голодающим. Так было собрано 20 млн. рублей. Также и епископ Мелхиседек не остался в стороне. Но власть решила отобрать у Церкви все, что она имела.[50]

Рассмотрим какова была ситуация в Западной Беларуси. С 1921 года Западная Беларусь находилась в составе Польши. Здесь такого давления не было на православных верующих со стороны поляков, как в Восточной части. У Церкви в этой части страны было более благоприятное положение. Но были иные трудности. Властями Второй Речи Посполитой жестко контролировалась жизнь Церкви. Поляками осуществлялись попытки «распространения унии, или католичества восточного обряда, отнимались православные храмы у верующих, проводилась политика дискриминации православных верующих за то, что они не хотели принимать католическую веру»[51].

Так как работа посвящена будет далее храму в Брестской области, коснемся положению Православной Церкви именно в этой области в 1930-е гг. В 1935-м году в Польше действовало 26 отделов русского благотворительно общества. Один из отделов находился в Бресте. Православная Церковь, несмотря на трудности, сотрудничала с этим обществом. Например, в 1930-е гг. стал о вопрос об издании книг для обучения в школах и среди жертвователей на издательство было 8 человек, из которых 2-е священнослужителей. Также одним из совместных направлений Церкви и общества явилось «воспитание подрастающего поколения согласно православным традициям». Во всех русских учебных заведениях преподавался Закон Божий подрастающему поколению на высоком уровне. Еще одним значимым шагом в сотрудничестве Церкви и общества стало создание скаутского движения в брестской русской гимназии. Покровителем этого движения стал святой великомученик Георгий Победоносец. Каждый год настоятель Свято-Никольской Церкви отец Константин Зноско 6 мая совершал благодарственный молебен. Позже такое мероприятие стало проходить в виде скаутского парада. Таким образом, это движение стало одним из важнейших событий жизни общества на Брестчине в межвоенный период.[52]

Когда все меры польских властей не принесли никаких для них результатов, то эти же власти инициировали целую кампанию по разрушению православных храмов.[53]

1 сентября 19139 года началась Вторая мировая война. Эта война освободила Западную Беларусь от влияния Польши. Но, приход советских властей не принес ничего положительного Православной Церкви. Начались проводится гонения на Церковь и ее чад и в Западной Беларуси вплоть до вторжения 22 июня 1914 года немецкой армии на территорию СССР.[54]

Вначале войны пробудилась церковная жизнь в Восточной Беларуси. В Москве выступил митрополит Сергий Старогородский в Богоявленском соборе со словами поддержки: «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской Земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой»[55].

С началом войны, Церковь не осталась в стороне и стала оказывать помощь государству. Вся Беларусь к сентябрю уже была оккупирована немцами. Стоит отметить, что немецкие власти были более лояльными к Православной Церкви чем ранее советские и польские. Но, немцы старались контролировать церковную жизнь. Как ни парадоксально, но во время войны многие священнослужители вернулись из ссылок. Церковь участвовала в сборе материальных средств на нужды Красной Армии. Уже 16 июля 1941 года пресса стала опубликовывать положительные материалы о Церкви. Всего по июль 1945 год вышло более 100 статей о патриотизме православных верующих. Поворотным моментом во взаимоотношениях Церкви и государства стала встреча митрополита Сергия Старогородского, митрополитом Ленинградским Алескием и митрополитом Киевским Николаем с одной стороны, и И.В. Сталиным, В.М. Молотовым и Г.Г. Карповым с другой. Она состоялась 4 сентября 1943 года в Кремле. На этой встречен И.В. Сталин да согласие на созыв Собора и избрание Патриарха, на открытие церковных учебных заведений, на возвращение храмов и т.д. Русская Православная Церковь расширяла с этого момента свою деятельность. С начала 1944 года и по ноябрь этого же года было открыто около 200-х сот храмов.[56] Сразу После Второй мировой войны в 1945 году советское государство делает для Церкви ряд уступок. Уже в 1947 году на территории нашей страны было 906 действующих православных храмов, а в 1949-м – 1027, из них 808 – в Западной Беларуси, а 219 – в Восточной.[57]

Таким образом, Православная Церковь в годы войны своим патриотическим служением убедила власть, чтобы она была к ней лояльна. Но, после войны ожидали Православную Церковь новые испытания в 1950-е – 1960-е годы.

Инициатором новых гонений на Православную Церковь выступил Н.В. Хрущев. В результате новых гонений в 1958-1964 гг. на территории Беларуси было закрыто около 500 храмов, действующих оставалось по данным на 1965 год – 420 храмов. Количество духовенства в этот период сократилось с 742 до 431 человека.

Период взаимоотношений Церкви и государства в 1965-1978 гг. был боле лояльный. Таких жестких гонений не было, однако некоторые храмы все же закрывались. Православную Церковь Беларуси в это время возглавлял митрополит Антоний Мельников.[58]

Стоит отметить, что несмотря на отрицательную позицию отношения государства к Церкви, у общества все же сохранился интерес к Православию в целом.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!