Духовно-нравственные функции Русской Православной Церкви в досоветский период



В данной подглаве будем рассматривать досоветский период, начиная с XVIII века.

С началом правления императора Петра I Церковь начинает переживать в своей истории непростой период – новый император упраздняет патриаршество на Руси в 1721. На Церковном Соборе принимается решение о том, что управление Православной Церкви переходит в управление вместо патриарха Собору, который впоследствии стал называться Святейшим Синодом. Также ввелась новая должность обер-прокурора – человек, который как бы являлся посредником между Императором и Синодом.[1]

Как можно охарактеризовать отношение Петра I к Православной Церкви? Император – реформатор стремился подчинить государственным интересам и религию. Следовательно, религия стала рассматриваться как немаловажная часть государственного строя, а религиозное право – как часть публичного права. Анализируя отношение императора к Церкви, можно сказать, что во время его правления происходило обожествление государства. Таким образом, все, что не поклонялось государству, было подвержено грубой критике.[2] Но, император все же не был совсем безбожником. Ему очень нравилось богослужебное благолепие. Петр I сам часто читал Священное Писание, выражал интерес к церковным чинопоследованиям. Историк А.В. Карташев отмечает: «император был достаточно умен и талантлив, чтобы модный и свойственный ему рационализм и утилитаризм могли исказить в нем полную православную религиозность»[3].

По мнению церковного историка Н. Тальберга, Петр Великий был и преобразователем и разрушителем. Он преклонился перед Западом, который его обольстил, вследствие этого стал разрушать свое родное: он нарушил привычный канонический строй Православной Церкви, отстранил высшее духовенство от участия в жизни государства. В целом, им был сломан русский быт, который веками созидался.[4]

Как и всегда, главным объектом Церкви является Душа Человека. Поэтому через Душу человека, например правителя можно повлиять и на государство, но не всегда это заканчивается благополучно. «Иногда Церковь включается в водоворот политических и других событий, вызывая ответный удар на себя, а конкретнее, на своих людей»[5].

Церковь при Петре I стала очень ограниченной в своих функциях. Частные мероприятия по делам церкви и веры были ограничены: «о церковном суде и землевладении, о духовенстве черном и белом, об отношении к иноверцам и расколу»[6]. Также была ограничена и вопросы, касающиеся юрисдикции Церкви: многие дела церковные, которые должны были решать на церковном суде, переходило их решение в суды светские.[7]

После правления императора Петра I власть переходит к императрице Екатерине I (1725-1727 гг.). Она не была достаточным образом подготовлена для управления такой державой. Стоит отметить, что при ней вышел Указ Правительствующего Сената о в 1726 году о создании Верховного Тайного Совета. Таким образом, если при Петре I Синод зависел напрямую от императора, то при Екатерине I Синод стал зависеть от некоего Тайного Совета, в которой входили не только православные (например, барон Ностеман – лютеранин). После ее смерти правление страной перешло к 15-ти летнему Петру II (1727-1730 гг.). Однако реально страной управлял не сам он, а вначале Меншиков, а затем князья Долгорукие и Голицыны. Стоит отметить, что при их управлении страной в Синоде стали стремиться к тому порядку, который существовал до Петра Великого[8].

17 января 1730 года умер Петр II и власть перешла к племяннице Петра I ­ Анне Иоанновне. Во время ее правления были подорваны интересы тех, кто стремился восстановить патриаршество. Проводилась та политика, которую завещал Петр I. В церковной деятельности в качестве проводника этой политики стал архиепископ Феофан. В это время в России начались ужасные гонения. Одним из тех, кто их проводил – был немец Бирон Остерман. Протоиерей Владислав Цыпин пишет об этом времени: «Это была эпоха лютого насилия над Россией, получившая название в истории бироновщины»[9]. Таким образом, Православная Церковь в эту эпоху проживала не лучшие времена: многие были замучены до смерти.

В 1740 году после смерти Анны Иоанновны императором становится младенец Иоанн Антонович. Но, по факту страной стал управлять Бирон. В 1741 году в результате переворота маленького наследника престола вместе с родителями отправили в ссылку в Холмогоры и, правителем России становится императрица Елизавета..[10]

Началась новая эпоха в Российском государстве. Многие православные верующие люди смотрели на Елизавету как на спасительницу от бироновщины. Действительно благодаря новой императрице в начале 1742 года вышел указ об амнистии многих лиц, в том числе духовных. Церковный историк А.В. Карташев отмечает: «Освобождение от кошмара бироновщины, может быть, ни одним сословием, ни одним сектором государственной машины не переживалось с таким торжеством и энтузиазмом, как православным духовенством»[11].

Во время правления Елизаветы проходило восстановление православия. Саму императрицу так же интересовали дела Священного Синода.[12] Одним из важнейших фактов для Священного Синода стало то, что он стал во время правления Елизаветы наряду с Сенатом высшей административной инстанцией в государстве.[13]

В 1761 году после смерти императрицы Елизаветы престол перешел к ее племяннику (немцу по происхождению) Петру III (Карл Петр Урлих). Воцарение этого императора ничего положительного не могло принести Православной Церкви. Так, в 1762 году вышел указ о секуляризации церковного имущества и недвижимости. Но, он правил недолго и, спустя три месяца после этого указа был свергнут с престола, а в скором времени он умер.[14]

В 1762 году к власти приходит императрица Екатерина II. На внешнее обозрение императрица любила выставлять себя как верную Православной Церкви, но по факту было все иначе. Ее правление было отмечено вначале пересмотрением указа о секуляризации церковного имущества. Однако, спустя некоторое время этот вопрос снова был вынесен на обсуждение. 26 февраля 1764 года вышел Манифест о том, что церковные имения передавались государственному органу – Коллегии экономии. Естественно, монастыри теряли значительную часть доходов. В дополнение к этому манифесту вышел еще один 31 марта этого же года.[15] Церковный историк протоиерей Владислав Цыпин отмечает: «На деле эта реформа не только влекла за собой разорение церковной жизни, но и не принесла большой выгоды государственной казне, так как большая часть секуляризированных имений была роздана фаворитам императрицы»[16].

Во время правления Екатерины II стоит вспомнить и тех, кто осмелился выступить против этих указов. Одним из таких был святитель Арсений, которого настигла мученическая кончина в 1772 году. Кончина этого мученика произвела впечатление на церковных иерархов, что те в свою очередь практически перестали сопротивляться планам власти в проведении секуляризации. Таким образом, в 1786 году секуляризация коснулась и малороссийских епархий.[17]

Таким образом, императрицу Екатерину действительно можно охарактеризовать как человека далеко от православия и человека, который внес нестроения в Православие в целом. Функции Церкви в ее правление были ограничены, в связи с давлением на Церковь.

После смерти императрицы Екатерины в 1796 году императором стал Павел. Он правил страной непродолжительное время. Его правление в самом начале можно охарактеризовать как положительное для Православия в целом, но через некоторое время он себя называет «Главой Церкви». В 1801 году Павел был убит заговорщиками.[18]

Следующим императором стал Александр I, управлявший страной с 1801 года по 1825 гг. Следует упомянуть профессора М.М. Сперанского, так как именно ему император поручил провести реформы в духовном образовании.[19]

Комиссия духовных училищ возглавляла управление всеми духовными школами. В программу духовного обучения вошли новые исторические и математические науки.[20] Целью всех этих реформ провозглашалась ученость, которая б соответствовала духу времени.[21]

Безусловно, на завершение реформ в духовном образовании повлияла война 1812 года. Таким образом, к началу этой войны так и не успели открыться духовные училища. Но, первое духовное училище все же открылось в 1822 году в Зарайске.[22] Были утверждены и новые источники дохода для финансирования образования – доход, полученный от продажи свечей во всех храмах империи, а также повысились выплаты из казны государства.[23] После реформы значительно увеличилось количество духовных школ – в 1808 году было 150, а в 1824 году уже насчитывалось 344. Также наблюдался и рост уровня образования.[24]

Стоит отметить, что при императоре Александре I было открыто так называемое «Библейское общество» (вначале Петербургское, а затем Российское) в 1813 году. Цель этого общества – распространить библейскую историю не только на иностранном, но и на русском языках. Безусловно, влияние этого общества росло, и этот рост не мог обрадовать ревнителей православной веры.[25]

В 1825 году к власти приходит император Николай I. Во время его правления был усилен обер-прокурорский надзор за ходом церковных дел. При этом императоре сменилось несколько обер-прокуроров. Но, следует упомянуть Н.А. Протасова, при нем стало отношение к Православию более лояльным. Но, его отрицательная черта заключалась в том, что он «смотрел на Церковь с точки зрения государственного интереса»[26].

Скончался Николай I в то время, когда шла Крымская война, в 1855 году. Стоит отметить, что во время этой войны члены Православной Церкви с достоинством выполняли свой долг.[27]

Следующий император – Александр II стал вдохновителем реформ в различных сферах, в том числе и духовной. Он был заинтересован о положении духовного образования в стране. Поэтому он в 1858 году посетил ряд духовных учебных заведений. После посещения, он остался недоволен их положением. Таким образом, с этого момента начинают предприниматься меры для преобразования духовного образования[28].

В целом при императоре Александре II Православная Церковь расширяла свои функции, а император содействовал ее развитию, но действительно ли к лучшему результату привели те реформы в Церкви?

В целом, XIX век, с его различными реформами и преобразовании в духовном образовании, а также появление новых религий, как пишет историк Н.Тальберг: «злобно дули западные ветры, стараясь загасить неугасившие свечи народной веры, народной верности и нанося много скверны»[29].

В конце XIX века после смерти Александра II императором стал Александр III в 1881 году. Благодаря такому императору как Александр III, в стране началось возрождение исконного Православия. Также особую роль в возрождении принял и обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, назначенный в 1880 году. К некоторым аспектам Православия он относился с недоверием, но тем не менее содействовал: строительству сельских храмов, изданию религиозной литературы.[30]

Сам император оказывал всякое содействие Православной Церкви. Истории известны факты о близком общении императора Александра III со святым праведным Иоанном Кронштадтским.

После кончины императора Александра III в 1894 году власть переходит к его сыну – Николаю II. Мы знаем, что положительно относился Николай II к Православию, став впоследствии святым царем-страстотерпцем. При царе Николае II было канонизировано гораздо больше подвижников, чем за все предыдущее время. Царь положительно относился к восстановлению Патриаршества на Руси и созыву Поместного Собора.[31]

Благодаря усилиям царя и Митрополита Антония Петербургского в начале XX века шла подготовка к созыву Поместного Собора, однако эта подготовка была прервана Первой Мировой Войной, начавшейся в 1914 году.[32]

В марте 1917 года был свергнут царь Николай II. Историк Н. Тальберг пишет: «Свалилась в бездну, раскололась Россия, самое имя которой преемники мартовских богоотступников, большевики, уничтожили»[33].

Таким образом, Патриаршество так и не возобновилось во время правления царя-мученика Николая II.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!