Значимость поэзии обэриутов для развития российской поэзии для детей



Сначала 1920–1930-е, а затем 1970–1980-е годы оказались периодом расцвета русской детской поэзии. Именно в детской поэзии возникла форма протеста, противостояния политическому и нравственному приспособленчеству бездарного официоза, своеобразная форма социальной внутренней эмиграции – чудачество,  берущее свое начало в народной смеховой культуре. Е. О. Путилова называет такую поэзию, в основе которой мир игры, ярмарочного театра, карнавальной. Самые яркие ее представители – обэриуты: Даниил Хармс, Юрий Владимиров, Александр Введенский, Николай Заболоцкий.

Эта литературная группа, названная «Объединением реального искусства», стала известна под сокращенным названием ОБЭРИУ, что должно было восприниматься, как «знак бессмыслицы и нелепицы»[30]. Так в названии группы выразилась ее концептуальная идея — «познание мира вне искажающих реальность логических категорий и механизмов сознания»[31].

В своем манифесте от 24 января 1928 года обэриуты заявили об универсальности своего художественного метода и отмежевании от поэтов-«заумников» и футуристов. Они также провозглашали себя «поэтами нового мироощущения и нового искусства», «созидателями нового ощущения жизни и ее предметов». Свою основную задачу обэриуты видели в очищении слова от выхолащивания, «от  литературной и обиходной шелухи»[32]. Таким образом, сам предмет должен был стать достоянием искусства. По мысли обэриутов, необходимо расширять смысл предмета, слова и действия. Центральное положение Декларации обэриутов заключалось в противопоставлении искусства и жизни: «Искусство имеет свою логику, и она не разрушает предмет, а помогает его узнать»[33]. Эта идея получает развитие в статье Д. Хармса «Цисфинитная логика», где он определяет ум как «финитум», создающий пределы в постижении мира, не способный охватить его в полном объеме, безумие как «инфинитум» - отсутствие ума, обеспечивающее выпадение из реальности. Д. Хармс утверждает, что «цисфинитная  логика», в отличие от ума, способна дать миру не количественную, но качественную оценку[34]. Признаком «внутреннего взрыва», обнаруживающего нелепости в мире и позволяющего совершить переход из реальности в сферу искусства, становится смех. Однако он не имеет отношения к исключительному шутовству и воспринимается серьёзно[35].

Представители этой литературной группы отказываются от поисков в мистико-религиозных, этико-философских сферах и обращаются к математике, логике, астрономии и естественным дисциплинам.

Поэтический стиль обэриутов соответствовал восприятию мира ребенком, вследствие чего они считали необходимым отказ от обиходно-литературного понимания мира и природы вещей («реализм необычайного»). Необходимо раскрепостить разум, отвязав его от привычной ему системы координат, для того, чтобы прийти к истинному пониманию мира. Обэриуты призывали смотреть на мир глазами ребенка, мудрость которого заключается в том, что он не знает условных, привнесенных в жизнь порядков[36]. Такой взгляд, по их мнению, обнажал суть вещей, делая их буквально «голыми».

Как отмечает Т.В. Фоминых, «обэриуты в центр своего творчества поместили Infant ludens (ребенка играющего), его понимание мира, его деятельность, его фантазии и мечты»[37]. В эти же годы актуализируется интерес к науке  и технике, поэтому в стихотворениях Д. Хармса и А. Введнского корабли и самолеты стремительно врываются в мир детства. Огромное значение в творчестве обэриутов для детей имеют коллективные игры. Не лишним будет вспомнить, что изначально пионерская организация

создавалась в стране в качестве массовой игры, наполненной романтическим

пафосом[38].

Подобно детской игре, мир в поэзии обэриутов переворачивается вверх тормашками, изображая что-либо в фантастическом, комическом, а подчас пародийном виде, нарушая нормы (алогизм),  и тем самым утверждая поэтику нелепости и бессмыслицы (абсурд). По мнению исследователей детской литературы В. Глоцера и Е.О. Путиловой, поэзия обэриутов заложила основы традиции стихового комического эпоса, которому присущи такие черты, как условность, аллегоричность, оптимизм. В стиховом комическом эпосе обэриутов диалогическая природа искусства реализует себя довольно последовательно. «Игровые» стихи обэриутов многоголосны: мы можем слышать «голоса» множества персонажей.

Путаница, всевозможные перевертыши – характерное для поэзии обэриутов явление. Многие из стихов обэриутов легко разыгрываются как сценки, вырастают в целые юмористические спектакли. Герои подобных “литературно-ролевых” игр часто предстают перед ребенком-читателем в необычном свете, хотя участниками их могут быть и просто предметы повседневного быта. Детская потребность игры и творчества высвечивается в книгах обэриутов своей духовной гранью: тренировкой логического ума или испытанием на внимательность (“Миллион” и “Кто кого перехитрил?” Д. Хармса; “Кто?” и “Загадка” А. Введенского), “пробой пера” неистощимой детской фантазии, словотворчеством (“Врун” Д. Хармса и “Мы все бы хотели увидеть орла...”). Фабула игрового произведения может быть обыденной и житейской, но развязка всегда неординарна. «Реализм необычайного» заключается и в том, что все оканчивается прекрасно, а средства достижения желаемого не выходят за рамки возможного.

Стихи обэриутов, в особенности детские, представляют собой разные игры. В журналах «Чиж» и «Ёж» появлялись их рисунки, шарады, загадки, игра выплескивалась за пределы вербального мышления и требовала включения визуально-абстрактного мышления детей. Например, одна из игр заключается в том, что мир интуитивно «рассыпается» в подвижных нелепицах и логически «собирается» в неподвижное целое[39].

 Многоголосая игровая поэзия обэриутов дает возможность познакомиться с разными, не повторяющими друг друга представлениями о мире и человеке, и она адресована ребенку умному и миролюбивому. Во многом она определила тенденции развития современной детской поэзии, основанной на парадоксе игрового начала, в котором дидактизм нивелируется, а приоритет отдаётся развитию творческого и нестандартного мышления ребенка. В основе ─ немыслимая, парадоксальная ситуация, создаваемая оксюмороном (нелепым сочетанием слов) и метатезой (перестановкой частей слова). Если в прошлом детская поэзия использовала только частотность глагольных форм, песенный, простой ритм, то теперь игровой характер присутствует практически на всех уровнях. На уровне фонетики используются звуковые повторы, повторы слов и слогов. На уровне синтаксиса одни предложения могут разбиваться другими, усиливая элемент путаницы, неразберихи с целью развеселить, рассмешить ребенка. Игра учит ребенка понимать других и сочувствовать им, быть терпимым и сострадать.

Игровая поэзия обэриутов пронизана эксцентричностью, созданная в ней абсурдная картина мира не только с восторгом воспринимается ребенком, но и способствует его интеллектуальному развитию, пробуждает фантазию и творчество. Таким образом, детская поэзия напрямую обращается к внутреннему миру маленького человека, делая его самоценным.

Поэты обращают внимание юных читателей на разные стороны жизни: одни стихи несут новую, занимательную информацию об окружающем мире, другие учат разумному, доброму, вечному, третьи развивают фантазию и творческое мышление.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 С. Маршак и К. И. Чуковский в 1920-30-е гг. внесли основополагающий вклад в развитие отечественной детской поэзии.

 С.Я. Маршак выстраивает диалог с ребенком, развивая в нём способность мыслить, будучи вовлечённым в игру, опираясь на опыт английского детского фольклора. Писатель также стремится передать ребенку не дробную, а полную информацию о мире, выдвигая в соответствии с этим ряд требований к детским писателям. По его  мнению, детская поэзия должна иметь установку на деятельное начало, музыкальный ритм и юмор, являть пример нравственного героя, исключить прямую назидательность, отвечать современным детским потребностям и интересам, а также соответствовать критериям детского мироощущения и языка. Таким образом, ребенок должен восприниматься как развивающаяся личность, жадная до новых знаний. В ребенке необходимо видеть вдумчивого и внимательного читателя, который включается в бурный поток многообразия жизни.

К.И. Чуковский излагает «тринадцать заповедей» для начинающих детских поэтов, концентрируясь на поэтике, уделяя большое внимание ритму и стилю детской поэзии.

В то же время появляется детская поэзия обэриутов. Эти поэты вносят значительный вклад в развитие детской поэзии: мир в их произведениях как бы переворачивается вверх тормашками, изображая что-либо в фантастическом, комическом, а подчас пародийном виде. Хорошо понимая, что детское восприятие мира не знает условностей мира взрослых,  они намеренно нарушают нормы (алогизм). В детской поэзии обэриутов можно отметить следующие черты:

- интерес к числам, к числовым действиям (стихотворения как целые математические примеры);

- появление в качестве топоса циркового пространства, мотивов игры, фокуса, волшебства;

 - появляется синтез текста и картинки (например, в стихотворении  «Храброе войско» Д. Хармса).

 Подводя итоги параграфа, мы можем сформулировать общие специфические черты детской поэзии.

─ тесная связь с фольклором, народно-песенными канонами (истоки лирики для детей следует искать в глубокой древности, в период формирования первых мифов и мифологем);

─ в поэзии для детей познание мира происходит через чувственное, сердечное восприятие действительности;

─ приоритет глаголов, глагольных форм, ритм, близкий к народному стихосложению (хорей), простота речи;

─ выразительность движения, скрепляющая яркие детали в цельный, явственно видимый образ, стремительность развития действия;

─ игровой характер детской поэзии, выражающийся в языковой игре, словотворчестве;

─ оптимистическая, жизнеутверждающая тональность детской лирики;

─ проявление чудесного, волшебного, фантастического, слияние реального и вымышленного.

С течением времени специфика детской поэзии усложняется. В современной детской поэзии появляются новые отличительные черты:

─ игровая детская поэзия становится эксцентричной, парадоксальной, утверждается поэтика алогизма, нарушения нормы; абсурдная картина мира не только с восторгом воспринимается ребенком, но и способствует его интеллектуальному развитию;

─ игровое начало проявляется на всех языковых уровнях (на уровне фонетики, синтаксиса, грамматики), используются оксюморон.

─ игра жанрами: поэты наполняют традиционные формы нетрадиционным, неожиданным содержанием, происходит трансформация и эволюция традиционных жанров;

─ создание совершенно новых жанров (квазижанр «бутерброда»);

─ игровая поэтика приближает стихотворения к детскому восприятию мира, создавая неповторимую праздничную реальность (игра сюжетом, именем, языковые и визуальные игры);

─ в детской поэзии появляется «взрослое слово»: в неё проникает дискурс взрослой жизни, значимые для ребенка проблемы разрешаются с философской точки зрения (детская философская поэзия), детское мировосприятие интегрируется в мир взрослых.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 682; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!