ГЛАВА 1. Формирование представлений о феномене детской поэзии



Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра литературы и методики ее преподавания

 

Мир детства в современной поэзии

Выпускная квалификационная работа

 

    

Квалификационная работа                           Исполнитель:

Допущена к защите                                      Лоскутова Екатерина Андреевна

Зав. кафедрой                                      обучающийся ЛОМz-1801группы

 

__________________                                 __________________________

дата             подпись                                                                      подпись

 

 

Руководитель ОПОП:                                     Научный руководитель:

                                                                         Гутрина Лилия Дмитриевна,

                                                                          канд. филол. наук, доцент

 

__________________                                      _________________________

               подпись                                                                             подпись

 

 

Екатеринбург 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Формирование представлений

о феномене детской поэзии в 20 веке…………………………………………..12

1.1. С.Я. Маршак и К.Чуковский о детской поэзии:

принципы и правила……………………………………………………………..12

1.2. Значимость поэзии обэриутов для развития

российской поэзии для детей…………………………………………………...25

ГЛАВА 2. Проблематика и поэтика современной детской поэзии…………..32

2.1. Мир взрослых и детей в поэзии Марии Рупасовой………………………32

2.2. Ребенок в мире природы в лирике Анастасии Орловой……………….... 47

2.3. Мир глазами ребенка в поэзии Анны Игнатовой…………………………58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….76

ВВЕДЕНИЕ

Детская литература представляет собой отдельную область литературоведения, обладающую своими специфическими чертами и особенностями. Она рассчитана на детскую аудиторию до 14-16 лет и ориентирована на реализацию задачи воспитания и образования подрастающего поколения посредством художественного языка, художественных образов. Детская литература может быть проникнута тонким юмором и иронией, ставить вопросы, в которых ребенку следует разобраться, поскольку, таким образом, в формирующуюся личность закладываются основные понятия о добре и зле, гуманности, верности, чести и т.п. 

В современной детской литературе, с одной стороны, есть замечательный пласт классической детской литературы, на которой выросло не одно поколение советских школьников. Его составляют произведения таких писателей, как К. Булычёв, Е.С. Велтистов, В.Ю. Драгунский, Ю.И. Коваль, В.П. Крапивин и другие. С другой стороны, уже с начала 2000-х наблюдался большой наплыв новой детской литературы. С каждым годом в этой сфере появляются всё новые и новые имена. Среди них можно отметить писательский тандем А. Жвалевского и Е. Пастернак, которые являются авторами увлекательных детских повестей, таких как «Гимназия №13» и «Время всегда хорошее».  Сергей Седов, завоевавший репутацию современного сказочника, Мария Бершадская, выпустившая серию книг «Большая маленькая девочка», а также Станислав Востоков, Тамара Михеева и многие другие.

Наряду с прозой, поэзия является важнейшим средством формирования у ребенка первичного образного представления о мире, воспитания у него эстетического вкуса, овладения языковыми законами. Поэзия легче для восприятия, а потому, чем меньше ребенок, тем больше поэтических произведений входит в его круг чтения. Здесь также много новых имен. Среди современных детских поэтов снискали себе заслуженную славу Артур Гаваргизов, Дмитрий Сиротин, Юлия Симбирская, Наталия Волкова, Елена Ярышевская и другие.

Актуальность работы состоит в возможности литературоведческого и методического комментария к текстам современных поэтов. Кроме того, в научное поле вводятся новые имена поэтов, которые позволят расширить круг детского чтения. 

Об отечественной детской поэзии написано много крупных исследовательских работ.

Среди фундаментальных трудов следует отметить книгу М. Яснова «Путешествие в чудетство», в которой дается обзор творчества современных детских поэтов. Книга состоит из трех частей: в первой М. Яснов описывает свое детство и становление, авторов и произведения, которые формировали его мировоззрение, во второй и третьей частях читатели знакомятся с наиболее выдающимися, по мнению автора, поэтами, их жизнью, отрывками их произведений.  Исследованию детской литературы также посвящено множество учебных пособий, в основе которых лежит жанровый подход, что позволяет выделить художественно-педагогическую линию в этой сфере. Среди них работы И. Г. Минераловой, Т.Д.Полозовой, Б. Хелманна и других.

Большой труд представляет собой учебное пособие И. Н. Арзамасцевой, С. А. Николаевой «Детская литература». В нём представлены подробные очерки развития и становления литературы для детей с древнейших времен до наших дней. И. Н. Арзамасцева отмечает, что в конце 90-х активно развивается «игровая литература», сложившаяся на основе авангардизма. По мнению автора, в XXI веке детских писателей всё больше привлекает категория времени, а также новшества науки, техники, искусства и социального устройства, общественных отношений, и эту тематику включают тексты для детей.

В диссертации В. Жибуль рассматривается специфика детской поэзии Серебряного века.  Как отмечает автор, «модернизм в детской литературе Серебряного века прошел три стадии: предсимволистскую, символистскую, постсимволистскую». В предсимволизме и символизме при сохранении оппозиции земного и «иного» миров земной мир, в отличие от «взрослой» поэзии, никогда не обесценивается и часто приобретает черты сказочного; граница между земным и «иным» мирами более проницаема. В детской поэзии постсимволизма напротив на первый план выдвигаются новые значимые оппозиции: бытия и небытия, культуры и стихии, знаковой реальности и неозначенной. Мир изображается с опорой на фольклорные и литературные источники, повышается интерес к «вещному», центром внимания становится сам ребенок и его словотворчество[1].

По мнению З. А. Гриценко, «в начале XXI в. предпочтение отдается общечеловеческим темам: феномену детства как периоду жизни, дому, семье, внутреннему миру ребенка, экологии человека и природы»[2]. Зачастую в построении и развитии сюжета большая роль принадлежит занимательному, неординарному случаю, парадоксу.

Современная поэзия для детей становится нередко предметом исследования в научных статьях.

О.C. Cемагина в статье «Игры жанром в современной детской поэзии» пишет: «Для современных поэтов, пишущих для детей, свойственна игра с известными жанрами, причём жанрами взрослой поэзии. И эта игра построена на несоответствии, своеобразном обмане ожиданий читателя. Поэты наполняют традиционную форму нетрадиционным содержанием»[3]. О. С. Семагина рассматривает эту особенность на примере стихотворений Г. Остера, берущего за основу жанр «совета». Совет как жанр предполагает под собой установку на совершение чего-то положительного, совет должен направлять действия адресата в нужное русло. Как пишет А. А. Соловьева, структурной основой жанра «совет» является речевое действие, коммуникативный смысл которого ─ задать участие адресата в изменении окружающего мира, побудить его к реакции на содержание высказывания[4]. Г. Остер создаёт принципиально новую модификацию жанра – «Вредные советы». Следовательно, весь жанр как бы переворачивается. Остер строит систему воспитания «от противного», идя от психологии ребенка с его склонностью к эмоциональному бунтарству: капризам и желанию сделать всё наперекор взрослым. Он даёт детям возможность самим выработать отношение к отрицательному примеру и поступить правильно. Поэт развлекает детей, одновременно заставляя их смеяться и думать.

Современная детская поэзия идёт не только по пути трансформации старых жанров, но и по пути создания новых жанров. Детским поэтом Михаилом Есеновским создан своеобразный квазижанр поэзии, названный «бутербродом». Сам поэт даёт такое определение «бутерброду»: жанр лирической поэзии, патетическое произведение, воспевающее славу пищевым продуктам или кулинарным блюдам[5]. По своим жанровым особенностям бутерброд близок к оде и является её своеобразной модификацией. В «бутерброде» продукты умеют разговаривать и дают героям советы. Жанр сочетает в себе фантастическое, парадоксальное и абсурдное.

Е. Тиновицкая в статье «Терапия вместо морали» отмечает одну из новейших тенденций современной детской поэзии, проявленную в установке на терапевтический эффект, заменяющий прежнюю установку на мораль[6]. Терапия в детской литературе возникает во второй половине ХХ века, особенно эта тенденция сильна с начала 1990-х годов, когда дети всё больше с ранних лет привыкают жить в мире взрослых. У ребенка и в детской прозе, и в детской поэзии формируется не по-детски мудрое, проницательное, философское восприятие жизни. Посредством «детскости» писатели и читатели пытаются преодолеть хаос, снять отчуждение, выйти и вывести из состояния стресса.

Об установке на «взрослое слово» в детской поэзии говорит А. Н. Губайдуллина. Исследователь отмечает, что стихотворения и проза для детей стремительно «взрослеют», вследствие чего границы детского и недетского размываются. Возрастные маркировки с изданий исчезают, зато часто встречается адресация «для семейного чтения».  Детская поэзия изменяется содержательно. В нее проникает дискурс взрослой жизни. «Взрослое слово» понимается в соответствии с разработанной теорией «чужого слова» (М. Бахтин, Ю. Лотман, В. Хализев) как высказывание, несвойственное для ребёнка, пересказанное или передразненное внутри текста стихотворения, при этом не обособленное от основного текста[7]. 

А.Н. Губайдуллина выделяет несколько типов функционирования «взрослого слова» в детском стихотворении: 1) искажение понятий «взрослого» мира в детском восприятии, для которого характерно сознательное упрощение или искажение смысла понятия, относящегося к лексикону взрослых (сложные термины или абстрактная информация, не актуальная для детей, трансформируется в мире детства и получает новую семантику), при этом дети могут пародировать речь взрослых в силу дуальности отношений «взрослый» / «ребенок»; 2) интертекстуальность ─ писатели используют цитаты предшественников как фоновые ссылки, прибегают к аллюзиям, при этом тональность первичного произведения сохраняется, у ребенка формируется культурное сознание; 3) описание неорганичной для ребенка экзистенции, иного личностного опыта ─ поэты обращаются в детской поэзии к понятиям «взрослого мира» или бытийным категориям: представлениям о бытовой рутине, старости, смерти, преломляющимся через призму детского сознания.

Статьи о тенденциях современной литературы для детей писали также Н.В. Барковская, Л. Д. Гутрина, Т. А. Гридина, Е. О. Путилова, Т. О. Скрябина и другие. Так, Н.В. Барковская упоминает о проблеме дискурсивного конфликта между ребенком и взрослым. С одной стороны, дети не приемлют авторитарного отношения к себе взрослых, так как «авторитетное (властное) слово учителя/взрослого стремится парализовать присущую ребенку жажду радости, полноты существования, игры и дурачества»; с другой стороны, альтернативой ему выступает дискурс взаимодействия, любви. Это реализуется в ситуации «взаимодополнительности сознаний, когда от адресата ждут понимания, со-мыслия» [8].

В статье Л. Д. Гутриной на примере поэзии Артура Гиваргизова отмечается, что ребенку предлагается посмеяться над своими страхами: образы милиционеров и генералов, соотнесенные в сознании с принуждением, с санкциями и запретами трансформируются, превращаясь в знаки нормы обычной человеческой жизни; при этом образ школы становится суровым. Таким образом, применяется принцип перевертыша, в котором «зло оказывается добром, а добро выглядит устрашающе»[9].

Таким образом, новые тенденции детской поэзии проявляются в снятии табу с ряда тем и их развитии, в усилении терапевтических функций поэзии, в языковой и жанровой игре.

На современном этапе, в конце 10-х годов XXI века, в сфере детской литературы появляется всё больше новых авторов, которые уже снискали себе заслуженную славу. В данной работе в центре внимания творчество трех поэтесс - Марии Рупасовой, Анастасии Орловой, Анны Игнатовой.

Выбор данных трех авторов обусловлен тем, что в их творчестве, с нашей точки зрения, проявляются разные грани современной детской поэзии. Мария Рупасова существенно расширяет тематический спектр детской поэзии, обладает даром говорить в стихах про «сложное»; Анастасия Орлова пишет о связи ребенка с миром природы; Анна Игнатова – поэт, ориентированный на объяснение разных явлений мира, но в этом объяснении рациональное сочетается с образным, ориентирующим на необходимость вообразить. Выбор авторов также обусловлен тем, что художественный мир лирики Марии Рупасовой, Анны Игнатовой и Анастасии Орловой мало изучен. В этом заключается практическая новизна нашей работы.

 Объектом нашей работы является современная поэзия для детей (на примере творчества Марии Рупасовой, Анастасии Орловой, Анны Игнатовой).

Предмет исследования составляет специфика современной детской поэзии, особенности её проблематики и поэтики.

Цель работы:

- выявить художественные особенности творчества современных детских поэтов: Марии Рупасовой, Анны Игнатовой, Анастасии Орловой.

Задачи:

- обратившись к научной литературе, критическим отзывам, интервью, выявить, в чем видят специфику детской поэзии сами поэты и исследователи литературы;

- обратившись к научным исследованиям, отметить тенденции, связанные с современной детской поэзией;

- исследовать проблематику и поэтику детской поэзии Марии Рупасовой, Анны Игнатовой, Анастасии Орловой в связи с закрпившимися представлениями о детской поэзии;

- сделать вывод о гранях детской поэзии, представленных в творчестве поэтесс, а также о специфике творческой индивидуальности каждой поэтессы.

Методологию исследования составляют работы, посвященные специфике детской поэзии (И. Арзамасцева, В. Жибуль, Е. Путилова, С. Лойтер), вопросам поэтики современной детской поэзии (Барковская, Гриценко, Семагина и др.).

    В процессе написания работы использовались следующие методы:

- сравнительно-исторический (современная детская поэзия рассматривается в связи с теми традициями детской поэзии, которые закрепились в 20 веке в творчестве К. Чуковского, С. Маршака, поэтов-обэриутов);

- системно-структурный (произведения поэтесс рассматриваются на разных уровнях художественной формы и содержания: проблематика, конфликт, пространственные топосы, тип времени, система образов, поэтический язык, специфика жанра).

Научная и практическая значимость исследования заключается в том, что в дальнейшем возможно использование выводов работы для более глубокого изучения современной российской поэзии для детей в целом и творчества М. Рупасовой, А. Орловой, А. Игнатовой в отдельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


ГЛАВА 1. Формирование представлений о феномене детской поэзии

В 20 веке.

   В этой главе рассматривается становление отечественной детской поэзии в ХХ веке в условиях реалий советской эпохи, развитие «игровой» поэзии в творчестве поэтов-обэриутов, осмысляется теоретический и творческий вклад С. Маршака, К. Чуковского и обэриутов в эту сферу, а также выводятся общие специфические черты детской поэзии.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!