Государство – агент модернизации



Во всяком случае, для Каткова речь шла о масштабной программе действительно консервативного-академического преобразования. Речь шла о масштабной университетской реформе, за чем скрывались в том числе и личные обиды самого Каткова, фактически лишившегося своего места в университете из-за политической деятельности, из-за политической репутации, обиды, в первую очередь связанные с его коллегой Любимовым. Речь также будет идти об интенсивной программе индустриального развития. И уже в царствование Александра III эта часть катковской программы, связанная со ставкой на фабричное производство, окажется реализованной.

С этим же связана и агрессивная программа национального строительства через программу обрусения, через программу школьного образования. С этим же связана, в частности, и достаточно жесткая программа церковной реформы. Церковная реформа вообще будет активно обсуждаться в 70-е годы XIX века, в первую очередь реформа церковного суда. Но, как мы знаем из истории, эта часть катковского видения, катковского представления никакой реализации не найдет, хотя она вполне органично встраивается в катковское видение церкви как уже вполне государственного инструмента. Сам взгляд Каткова, который формируется окончательно в 1870-80-е годы, – это взгляд последовательного государственника и националиста.

Это история про государство, которое формирует сообщество, государство, которое является основным агентом модернизации. Государство должно быть тем более активным агентом модернизации и одновременно агентом, который выстраивает общественное пространство, общественное мнение, общественное представление, для того чтобы избежать потери управляемости, чтобы избежать потрясений, реальность которых для Каткова была видна воочию в конце 50-х – начале 60-х годов.

В этом смысле катковское последующее поправение, катковское движение вправо, когда в начале 1880-х годов он будет уже с симпатией вспоминать о николаевском правлении и будет готов уже Николай Палыча объявить идеалом государя, – это тоже довольно характерная для консерватизма история, история про потерю видения будущего на определенном этапе, история про то, что николаевское царствование, которое в оптике Каткова еще начала 1860-х годов выступает целиком негативным примером, примером потерянных десятилетий, в последние годы для Каткова становится идеалом сильной власти, и сам Николай Палыч становится едва ли не воплощением совершенного государя.

Потеря ориентира

Вот эта история про потерю видения, потерю ориентира – можно сказать, один из классических сюжетов для консерватизма как такового, что связано со спецификой консервативной идеологии. Напомню, что когда мы говорим о консерватизме, мы говорим о реактивности. Мы говорим о реакции на какую-то существующую повестку. В этом смысле можно сказать парадоксальным образом, что в той мере, в какой Катков добивается успеха, в той мере, в которой ему действительно удается противодействовать повестке, которая, в его глазах, несет угрозу для страны и для общества, добившись успеха, реализовав собственную повестку, он оказывается с отсутствующей повесткой позитивного действия.

В этом плане он сохраняет вполне конкретное национальное и государственное видение, но если говорить об общеполитическом идеологическом видении, о Каткове как о политике уже конца его жизни, конца его деятельности, когда он добивается наивысшей славы и вроде бы наивысшего признания, здесь можно сказать, что вместо целостного видения и последовательной программы, эволюционирующей на протяжении 1860-70-х годов, мы видим скорее одни разрозненные элементы, которые никак не собираются в целостное видение, целостное представление о будущем, о том, на какую перспективу необходимо работать.

Литература

Котов А.Э. «Царский путь» Михаила Каткова. Идеология бюрократического национализма в политической публицистике. – СПб.: Владимир Даль, 2016.

Сементковский Р.И. М.Н. Катков, его жизнь и литературная деятельность. – СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1891.

Тесля А.А. «Последний из “отцов”»: Биография Ивана Аксакова. – СПб.: Владимир Даль, 2015.

Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия: М. Н. Катков и его издания. – М.: Наука, 1978.

https://magisteria.ru Курс: "Русский консерватизм в эпоху империй". Лекция: "Консервативный поворот 1860-х и деятельность М.Н. Каткова"


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!