Глава 2. Транслатологический анализ текста



Введение

 

В современном российском историческом сообществе неуклонно возрастает интерес к публикациям переводных иностранных исторических источников. Особый интерес вызывают воспоминания современников и участников событий. Таким образом, статья, взятая с целью проведения её транслатологического анализа, представляет интерес как и с лингвистической, так и с исторической точки зрения.

Целью данной работы является перевод и транслатологический анализ статьи в соответствии с определёнными стратегиями перевода.

Основные задачи работы целесообразно определить следующим образом:

. перевод статьи,

. определение функционального стиля текста-источника,

. транслатологический анализ текста,

. предоставление лингвопереводческого комментария.

Прежде, чем приступить к реализации поставленных задач, необходимо предоставить библиографическое описание переводимого текста. Название статьи: Meeting Albert Speer. Источник публикации - официальный сайт Роджера Джорджа Кларка, профессионального журналиста, писателя и фотографа [www.rogerclark.co.uk]. Его деятельность как редактора началась в The Observer newspaper, позже он стал работать на телеканале BBC в качестве продюсера и диктора. Лучшие статьи Роджера Кларка изданы в пяти томах. Будучи журналистом BBC, Кларк записал несколько великолепных по своей остроте интервью с выдающимися личностями второй половины XX века, среди которых выделяется Альберт Шпеер, архитектор и министр гитлеровского режима. Статья, представленная на сайте, содержит воспоминания самого журналиста о той встрече, произошедшей в 1963 году, а также цитаты из записанного тогда интервью. Сайт помимо этого содержит несколько интервью, статьи для различных изданий и фотографии, сделанные Роджером Кларком на различных этапах своей карьеры. Роджер Кларк по сегодняшний день проживает в Лондоне, ведёт активную литературную деятельность и готов к сотрудничеству [rgc@clark910.freeserve.co.uk]. оформление и содержание сайта позволяет предположить следующее: сайт рассчитан на взрослую аудиторию, интересующуюся историей XX века, понимающую важность такого вида исторических источников как свидетельства современников и интервью. Автор - творческий коллектив сайта. Преобладающий пол реципиента - мужской, в возрасте от 20 лет, преимущественно с высшим образованием и способностью воспринимать информацию с различных точек зрения.

Оригинал статьи:Albert Speer

Roger George Clark's most controversial programmes were a series of six half-hour interviews with Hitler's architect and armaments and production minister Albert Speer. Speer was once called the greatest slave-dealer since the Pharaohs. He was the man who kept World War II going and Hitler in power. Afterwards Speer spent 20 years in Spandau jail for crimes against humanity. So what was it like to meet a former Nazi war criminal?

'Speer was disconcertingly affable,' says Roger. 'He was easier to work with than some of my colleagues at the BBC. I went to see him one night after Christmas at his home in Heidelberg, West Germany. Speer lived in an English-style house, high on a hill, surrounded by trees. His name was painted on the gate. I arrived early and found Speer's study crowded with his children and grandchildren. They were watching a home movie. "Come in and have a look," said Speer. "You may find it fun." So I went into the darkened room where the family were sprawled on the floor avidly watching the screen. Speer sat on a chair and apologised because there wasn't one for me. "I'm afraid you’ll have to improvise," he laughed. So I squatted down amongst the children and watched.

'At first glance the film looked like a typical home movie. But gradually I became aware this was no ordinary film. This movie showed life in Hitler's mountain retreat at Obersalzberg - the inner sanctum of the dictator's court. Men in grey military uniforms decorated with iron crosses - Hitler's aides and adjutants - moved across the screen. Moments later I saw a woman laughing with Speer's children. The lights went up. "That was taken in 1941," said Speer. "Did you recognise the woman? That was Eva Braun - Hitler's mistress. I liked Fräulein Braun. She was a quiet, modest girl".'Roger recorded an interview with the former Nazi - the first of four he made over three days. They discussed Hitler's personality, his architectural plans, the Nuremberg rallies, slave labour, the plight of the Jews, V weapons, the Allied bombing campaign, and Speer's efforts to continue World War II as Germany collapsed. Speer reckoned he prologued the conflict by about a year.

'Hitler had style,' says Roger. 'He was acutely conscious of his public image. One of the men who helped create that image was Albert Speer, designing the settings for Hitler's Nuremberg rallies. Hundreds of thousands of Nazis converged on the city to worship their leader. Hitler was a master of grand spectacle - endless parades, waving flags, dramatic speeches and martial music. At first Speer thought the rallies were just clever propaganda. But slowly he realised these grand displays had the hallmarks of religious ceremonies. "For Hitler they were almost like rites of the founding of a church".'rallies were most impressive at night. Speer shone 130 searchlights straight up into the dark sky. Clouds drifted in and out of the beams that reached a height of 25,000 feet. 'The actual effect far surpassed anything I had imagined,' said Speer. One British diplomat said the lights resembled 'a cathedral of ice.''s most spectacular building was the New Reich Chancellery in Berlin. Hitler wanted something dramatic - a building for diplomatic receptions and conferences where historic decisions were made. 'The cost is immaterial,' he declared. Speer gave him 'an architectural stage set of imperial majesty.' With the help of concentration camp labour working 24 hours a day and seven days a week Speer built this palace in a year. The building was vast - longer than the Empire State Building is tall. The Marble Gallery was over 480 feet long - twice the length of the Hall of Mirrors in Versailles. Hitler's study was overpowering and designed to intimidate visiting dignitaries - a throne room for the Master of the World.displayed a genius for organisation. Hitler so admired his abilities that in 1942 he put him in charge of Germany's entire war economy. Speer became the second most powerful man in the Third Reich. As armaments and production minister he extended World War II and prologued Hitler's tyranny. Millions more people died in the conflict and in the concentration camps. After the war Speer appeared to show remorse and acknowledged many of the Nazis's crimes. Some people thought him sincere, but others claimed he was self-serving and hypocritical. So how reliable was Speer as a witness?

'He was good at what he was always good at, and bad on what you'd expect,' says Roger. 'Speer was good at explaining how he and Hitler worked together on their architectural plans and how he became trapped by his ambitions. He supplied perceptive analysis of the dictator and his court, armaments, wartime strategy, the Nuremberg rallies, management and large-scale organisation, Nazidom, the Nuremberg trial, and life in Spandau jail. Speer was skilled at putting things into an historical perspective.

'But Speer was unreliable when it came to the Jews and slavery. When I asked him questions about the Holocaust, and the massacres of the Poles and Russians, he looked uneasy. Instead of sitting relaxed as he had done previously, he lent forward in his chair, nervously clasping and unclasping his hands. His sentences fragmented. Normally fluent, Speer's syntax broke down. He no longer made sense. On the one hand he was struggling to tell the truth. On the other, he wanted to avoid admitting anything that might lead to the gallows. It was a unique incident - something I've never witnessed before or since in all my years of broadcasting.'of Speer's buildings have now vanished, or lie in ruins. The Soviets blew up the remains of the Reich Chancellery after the war and built a housing estate on the site. Hitler's desk, however, survives.'s Nuremberg rally stadium is a shattered hulk. But when Roger visited Obersalzberg in 1980 he found Speer's architectural studio - with a long picture window to let in plenty of light on his architectural drawings - still intact.enough you can see one of Speer's interiors in London. The old German embassy overlooking the Mall, where Von Ribbentrop was ambassador, still exists, but with a new occupant. The Nazi decoration has gone, but some of the rooms resemble stripped-down versions of Hitler's Reich Chancellery.ended his life living in the English-style house where he grew up as a child - a modest building in Heidelberg far removed from his grand designs for Hitler. 'I hate being here,' he once told a journalist.could partly account for a curious incident that happened on Roger's last evening with the former Nazi. As he sat in the darkened study waiting for his taxi to arrive Roger asked a final question. If Speer could live his life all over again would he prefer to be famous and a war criminal, or a nonentity who'd led a blameless life? Speer's reply was startling. 'I would prefer to be famous,' he said.

Перевод статьи:

Встреча с Альбертом Шпеером

Самой противоречивой программой Роджера Джорджа Кларка можно назвать серию шести получасовых интервью с Альбертом Шпеером, архитектором Гитлера и министром вооружений и боеприпасов. Шпеера однажды назвали крупнейшим работорговцем со времён фараонов.Он был тем человеком, благодаря которому Гитлер удерживался у власти и продолжалась Вторая мировая война. Позже Шпеера приговорили к 20 годам заключения в тюрьме Шпандау за преступления против человечества. Итак, каково это - встретиться с бывшим нацистским военным преступником?

«Шпеер оказался обезоруживающе любезен, - говорит Роджер Кларк, - Работать с ним оказалось проще, чем со многими моими коллегами с BBC. Наша встреча состоялась в его доме в Хейдельберге (Восточная Германия) в один из вечеров после Рождества. Дом в английском стиле располагался на холме, окружённом деревьями. На воротах красовалось его имя. Я прибыл раньше назначенного времени и застал Шпеера в кабинете, окружённого детьми и внуками. Они смотрели домашнюю кинохронику.

Входите и взгляните на это, - пригласил Шпеер, - Возможно, Вас это развлечёт.

Я вошел в затемнённую комнату, где вся семья свободно расположилась на полу, не отрывая взгляда от экрана. Шпеер сел на стул и извинился, потому что стула для меня не было.

Боюсь, Вам придётся устроиться экспромтом, - рассмеялся он. Мне ничего не оставалось, кроме как опуститься на корточки среди детей и смотреть.

На первый взгляд, это было типичное домашнее видео, но постепенно я осознал, что фильм отнюдь не заурядный. Фильм демонстрировал жизнь в Оберзальцберге - горном уединённом убежище Гитлера и его ближайшего круга. Люди в серой военной форме, отмеченные Железным крестом - адъютанты и советники Гитлера - мелькали перед камерой. Мгновением позже на экране появилась смеющаяся женщина в окружении детей Шпеера. Потом в комнате включили свет.

Это 1941 год, - прокомментировал Шпеер. - Вы узнали женщину? Это Ева Браун, возлюбленная Гитлера. Мне нравилась фройляйн Браун - тихая скромная девушка».

Затем Кларк взял интервью у бывшего нациста - первое из четырёх, записанных за три дня. Они обсудили личность Гитлера, его архитектурные планы, партийные съезды в Нюрнберге, принудительный труд, бедствия евреев, ракеты Фау, налёты авиации Союзников и усилия Шпеера по продолжению войны, в то время как Германия терпела поражение за поражением. Шпеер подсчитал, что продлил конфликт никак не меньше, чем на год.

«Гитлеру не отказать в наличии определённого стиля, - говорит Роджер, - он ясно представлял свой публичный образ. Одним из тех, кто помогал создавать этот образ, был Альберт Шпеер, проектировавший художественное оформление Нюрнбергских партийных съездов. Сотни тысяч нацистов съезжались в город для того, чтобы выразить поклонение своему лидеру. Гитлер был мастером грандиозных зрелищ - бесконечные парады и развивающиеся флаги, драматические речи и воинственная музыка. По началу Шпеер полагал, что съезды - не больше, чем искусная пропаганда. Но постепенно он осознал, что эти величественные демонстрации имеют сходство с религиозными церемониями:

Гитлер, казалось, видел в них обряды утверждения новой религии».

Наибольшее впечатление съезды производили ночью. При помощи 130 прожекторов, направленных вверх, Шпеер освещал ночное небо. Облака проплывали в лучах, которые достигали в высоту 2500 футов.

Реальный эффект далеко превосходил всё, что я представлял, - сказал Шпеер. - Один британский дипломат отметил, что световые колонны создают ощущение собора изо льда.

Самое впечатляющее сооружение Шпеера - это здание новой рейхсканцелярии в Берлине. Гитлер желал получить нечто эффектное - здание для дипломатических приёмов и конференций, где будут приниматься исторические решения.

Стоимость не имеет значения, - заявил он. И Шпеер представил ему архитектурную мизансцену имперского величия. Благодаря труду узников концлагерей, работавших 24 часа в сутки 7 дней в неделю, строительство удалось завершить за год. Сооружение было необозримым - длиннее, чем Эмпайр-стейт-билдинг в высоту. Мраморная галерея в 480 футов длиной в два раза превосходила Зеркальную галерею в Версале. Кабинет Гитлера был спроектирован с расчётом подавлять величием высокопоставленных посетителей - своего рода тронный зал властелина мира.

Шпеер проявил себя гениальным организатором. Гитлер так превозносил его способности, что в 1942 году назначил его ответственным за всю военную экономику. Шпеер стал вторым самым могущественным человеком в Третьем Рейхе. Как министр вооружений и боеприпасов он продлил Вторую мировую войну и тиранию Гитлера, увеличив на миллионы число жертв войны и концлагерей. После войны Шпеер, казалось, раскаялся и признал многие преступления нацистов. Некоторые люди полагают, что он был искренен, тогда как другие заявляют, что это была только лицемерие, попытка спасти свою шею. Итак, насколько можно доверять Шпееру как очевидцу?

«Шпеер не растерял своих профессиональных навыков, но того, что вам необходимо, вы от него не услышите, - говорит Роджер Кларк. - Шпеер доходчиво объясняет, как он и Гитлер работали вместе над архитектурными проектами, как он оказался в ловушке собственных амбиций. Как участник событий он анализирует личность диктатора и его окружения, вооружения, военную стратегию и Нюрнбергские съезды, управление и широкомасштабные организационные проекты, нацизм и Нюрнбергский трибунал, жизнь в Шпандау. Шпеер умело представляет факты в исторической перспективе.

Но Шпеер не заслуживает доверия, когда речь заходит о евреях и рабстве. Когда я задал ему вопрос о холокосте и массовых убийствах поляков и русских, он обеспокоился и занервничал. Если до этого он сидел в расслабленной позе, то теперь подался вперёд, нервно сжимая и разжимая руки, его речь стала обрывочной, хотя до этого текла плавно и складно. Его стало сложно понимать. С одной стороны, он старался говорить правду, с другой - желал избежать признания в чём-либо, что могло привести к виселице. Это был уникальный случай, какого я не встречал за все годы работы ни до, ни после».

Большинство творений Шпеера уничтожено или лежит в руинах. После войны Советский союз взорвал то, что осталось от рейхсканцелярии, и на её месте возвел жилой комплекс. И только столу Гитлера удалось уцелеть.

От построенного Шпеером стадиона партийных съездов в Нюрнберге сейчас остались лишь неуместные развалины. Но когда Роджер Кларк посетил Оберзальцберг в 1980 году, то обнаружил студию Шпеера в сохранности - с широким венецианским окном, которое давало достаточно света, чтобы освещать его архитектурные зарисовки.

Достаточно странно, но в Лондоне до сих пор можно увидеть оформленные Шпеером интерьеры. Старое германское посольство, где размещался фон Риббентроп, можно увидеть с центральной улицы Лондона; оно всё ещё существует, но владелец, естественно, сменился. Нацистская символика исчезла, но некоторые помещения выглядят как упрощённая версия рейхсканцелярии.

Шпеер доживал свои дни в доме, где прошло его детство - скромное строение в Хейдельберге, отделённое большим расстоянием от его величественных проектов для Гитлера.

Я ненавижу быть здесь, - однажды признался журналисту Шпеер.

Частично это может объяснить любопытный инцидент, случившийся в вечер последнего интервью. Ожидая такси в погружённом в полумрак кабинете, Роджер Кларк задал последний вопрос. Если бы Шпеер мог прожить жизнь заново, что бы он предпочёл: быть знаменитым и одновременно военным преступником или же никем, чья жизнь была безупречной? Ответ Шпеера был поразительным:

Я бы предпочёл быть известным, - сказал он.

 


Глава 2. Транслатологический анализ текста

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!