Определите стихотворный размер и рифму следующих поэтических фрагментов:




Науки пользуют вездЕ,

―/|―/|――|―/
Среди народов и в пустЫне,

―/|―/|――|―/―
В градском шуму и наедИне,
В покое сладки и в трудЕ.
(М.В. Ломоносов)

Рифма мужская и женская.

Размер: Трёхстопный ямб с пиррихием

Рифмовка: кольцевая

На морских берегах я сижУ,

――/|――/|――/
Не в пространное море гляжУ, \

――/|――/|――/
Но на небо глаза возвожУ.
(А.П. Сумароков)

 

Рифма: Мужская рифма.

Размер: Трехстопный анапест

Рифмовка: парная


ВозьмИ, египтЯнка, гитАру,

―/―|―/―|―/―
УдАрь по струнАм, восклицАй;

―/―|―/―|―/
Исполнясь сладострастна жАру,
Твоей всех пляской восхищАй.
(Г.P. Державин)

 

Рифма мужская и женская.

Размер: амфибрахий

Рифмовка: перекрестная

Державин умер!... слух идЕт,-

―/|―/|―/|―/
И все молве сей доверЯют,
Но здесь и тени правды нЕт:
Бессмертные не умирАют!


(В.В. Капнист)

Рифма мужская и женская.

Размер: Четырехсложный ямб с пиррихием.

Рифмовка: перекрестная

 

Составьте конспекты статей Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова по проблемам стиховедения. Выделите в них спорные и бесспорные положения. В чем истоки полемики поэтов о национальной сути русского стиха и путей развития стихотворства в России?

Конспект на тему: Тредиаковский В.К «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний»

В поэзии надлежит примечать две вещи: материю, или дело, и версификацию, то есть способ сложения стихов. Материя всем языкам в свете общая есть вещь. Но способ сложения стихов весьма есть различен по различию языков.

В сложении российских стихов две вещи должно знать, то есть свойственное звание, при стихе употребляемое, и способ, как слагать, или сочинять, стих; того ради свойственные при стихе звания определениями объявятся, а на способ к сложению стиха кратчайшие и ясные правила положатся.

Чрез стих разумеется всякая особливо стиховная строка.

Чрез слог: двух или многих согласных письмен, с каковым-нибудь гласным или двугласным сложенных; или одного гласного или двугласного одним и тем же временем, без всякого разделения, уст с языком движение.

Чрез стопу: мера, или часть стиха, состоящая из двух у нас слогов.  

Чрез полстишие: половина только стиха, в героическом из седми слогов состоящая, и то первая; а вторая из шести.

Чрез пресечение: разделение стиха на две части, первое полстишие всегда, чтоб хорошим быть стиху, долгим слогом кончащее. Но чрез долгий слог в российском стихотворстве разумеется тот, на который просодия, или, как говорят, сила ударяет. И тако в речении сем: слага́ю га есть долгий слог, а сла и ю короткие.    

Отсюда следует, что все речения единосложные не могут быть, как токмо долгие.

Того ради чрез сие всяк ясно выразуметь может, что долгота и краткость слогов, в новом сем российском стихосложении, не такая разумеется, какова у греков и у латин в сложении стихов употребляется; но токмо то́ническая, то есть в едином ударении голоса состоящая.

Чрез рифму: не число, но согласное окончание двух стихов между собою, состоящее из тех же самых письмен, или из разных, токмо подобного звона, чувствуемое всегда лучше в предкончаемом, или иногда в кончаемом слоге стиха.

Чрез перенос: не окончившийся разум в одном целом стихе и перенесенный в часть токмо следующего стиха, а не до самого его конца продолжающийся.

Чрез падение: гладкое и приятное слуху чрез весь стих стопами прехождение до самого конца. Что чинится тем, когда первый слог всякой стопы долгий есть, а по крайней мере нескольких в стихе стоп, или когда одно письмя часто не повторяется, или когда стопа за стопу вяжется, что самое не делает стих прозаичным.

Чрез слитие: когда речение кончится на и краткое тако: й, а другое начинается чрез то ж письмя, тогда краткое и не выговаривается и как бы съедается, и с другим тем в одно место сливается.

Российские стихи долженствуют иметь или рифму непрерывную, или рифму смешенную. Рифма непрерывная называется тогда, когда окончанию первого стиха второй имеет подобное. Рифма смешенная бывает тогда, когда согласное окончание первому стиху кладется чрез стих или два, а в случай и чрез три, буде строфа нечетку стихов содержит.

Стих героический российский состоит в тринадцати слогах, а в шести стопах, в первой стопе приемлющий спондея, пиррихия, хорея, или инако трохея, иамба; во второй, третией (после которой слогу пресечения долгому надлежит быть), четвертой, пятой и шестой такожде. Однако тот стих всеми числами совершен и лучше, который состоит из хореев или из большей части оных; а тот весьма худ, который весь иамбы составляют или большая часть оных. Состоящий из спондеев, пиррихиев или из большей части оных есть средней доброты стих. Но что в тринадцати состоит слогах, тому причина: употребление от всех наших старых стихотворцев принятое.

Следовательно, новый наш стих составляется токмо из стоп двусложных, для того что оный имеет в себе определенное некоторое еще число слогов; а трисложных дактилического рода принять никак не может.

Стих героический долженствует разделен быть на два полстишия, из которых бы первое состояло из седми слогов, а другое из шести. Стих героический должен иметь пресечение на седмом слоге так, чтоб тот седмой слог кончил речение и он же бы был долгий.

И понеже отдохнуть надлежит на пресечении, того ради речение, в котором находится пресечение, не долженствует соединено быть разумом сочинения грамматического с речением, которое начинает второе полстишие.

Стих героический не красен и весьма прозаичен будет, ежели сладкого, приятного и легкого падения не возымеет. Сие падение в том состоит, когда всякая стопа, или, по крайней мере, большая часть стоп, первый свой слог долгий содержит.

Для сего надлежит мерять стих героический стопами, а не слогами.

Стихи наши правильные из девяти, седми, пяти, также и неправильные из осьми, шести и четырех слогов состоящие, ничего в себе стиховного, кроме слогов и рифмы, не имеют.

Глаголы второго лица, числа единственного могут кончиться на ши вместо на шь; так же и неопределенные на ти вместо на ть. Например: пишеши вместо пишешь, и: писати вместо писать.

Местоимения мя, тя вместо меня, тебя; так же ми, ти вместо мне, тебе, не не часто ж кладется ти вместо твой.

Слова: будь, больш, иль, неж, меж, однак, хоть; вместо: буде, больше, или, нежели, между, однако, хотя.

Прилагательные единственные мужского рода, кончащиеся на и краткое тако: й, могут, по нужде, оставлять краткое и. Так, вместо довольный может положиться в конце стиха: довольны.

Существительные и прилагательные имена, которые кончат творительный единственный на ю, после какового нибудь гласного, могут оный кончить в стихе на и краткое. Так, вместо совершенною правдою можно положить: совершенной правдой.

Все имена существительные, кончащиеся на ие, могут и переменить в стихе, смотря по нужде меры, на ь. Так, счастие может написано быть: счастье.

Многие речения, которые сложены в самом начале из частиц со, во, воз, вос, также от: из и об пред о могут, для нужды в стихе, выкидывать письмя о. Так, сочиняю может написано быть: счиняю; водружаю — вдружаю; возобновил — взобновил.

Многие звательные падежи, которые у нас все подобны именительным (кроме преблагословенных и превысоких сих имен: боже, господи, Иисусе, Христе, сыне, слове, то есть воплощенное слово), могут иногда в стихах образом славенских кончиться. Так, вместо Филот может положиться: Филоте.

Словам: рыцарь, ратоборец, рать, витязь, всадник, богатырь и прочим подобным, ныне в прозе не употребляемым, можно в стихе остаться.

Сверх сего, слова, которые двойное и часто сомненное имеют ударение просодии, могут положиться в стихе двояко; например: цве́ты, и цветы́. Однако в сем случае больше надобно держаться общего употребления. 

Вольности таковой надлежит быть, чтоб речь распознать было можно. Например: брегу́ можно положить вместо берегу́; брежно вместо бережно.

Французская поэзия, также и некоторые европские, имея мужеского и женского рода стихи, сочетаваютоные между собою.     

Мужеского рода стих во французской поэзии есть тот, который в героическом состоит из 12 слогов, а в пентаметре из 10 оных, ударяя в обоих рифму на кончаемом, то есть на последнем слоге.

Женского рода называется у них тот, который имеет в эксаметре 13 слогов, а в пентаметре 11 оных, приводя падение рифмы в обоих на предкончаемый слог, то есть на слог, который пред самым последним словом мужеского рода стих меньше слогом женского, а женский всегда больше слогом мужеского

Вся сила сочетания их стихов состоит в том, что в стихах непрерывные рифмы, по двух стихах мужеского рода полагают они два стиха женского рода; или: по двух прежде женского рода кладут два стиха мужеского рода, и так все идут последовательным порядком до самого конца поэмы.

Буде же прежде положится в строфе женского рода стих, то по нем кладется мужеский, и последовательно по порядку.

Сие сочетание стихов, что не может введено быть в наше стихосложение, то первое для сего: эксаметр наш не может иметь ни больше, ни меньше тринадцати слогов. Второе для сего, свойство наших стихов всегда требует ударения рифмы. От вышереченного не можно заключить, что понеже в стихосложении нашем нельзя быть сочетанию стихов, то следовательно и смешенной рифме, ибо рифма в стихе, какого б рода и каков бы стих ни был, состоит токмо в ладе звона, который может положиться подобен первому чрез стих или чрез два.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 911; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!