Кукольный театр «Петрушка». Возникновение и развитие. М. Горький о «Петрушке».



Кукольный театр Петрушки был самым популярным и распространенным на Руси театром русского народного творчества. Его принцип заключался в том, что перчаточные куклы надевались на пальцы кукольника и были подвижны.

Театр «Петрушки» - русская народная кукольная комедия. Главным ее персонажем был Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров).

Данный вид театра возник под влиянием итальянского театра Пульчинелло, с которым итальянцы часто выступали в Петербурге и других городах.

Театр состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами (от 7 до 20), шарманки и мелкой бутафории (дубинки, трещотки). Декораций театр Петрушки не знал.

Кукольник в сопровождении музыканта/шарманщика ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было увидеть во время народных гуляний или на ярмарках.

Характерные черты Петрушки: нос крючком, смеющийся рот, выступающий подбородок, горб. Одежда состояла из красной рубахи, колпака с кисточкой, на ногах щегольские сапожки; или же шутовской наряд. Кукольник говорил за Петрушку с помощью пищика (приспособление, из-за которого голос становился резким и визгливым). За остальных действующих лиц кукольник говорил своим обычным голосом, отодвигая пищик за щеку.

Представление нередко начиналось с разговора Петрушки и зрителей, иногда вставлялись диалоги кукольника и Петрушки.

Представление состояло из набора сценок, представлявших сатирическую направленность.

Образ Петрушки – олицетворение праздничной свободы, раскрепощенности, радостного ощущения жизни. Действия и слова Петрушки противопоставлялись принятым нормам поведения и морали. Импровизации петрушечника были злободневны: в них содержались острые выпады против местных купцов, помещиков, начальства. Примечательно то, что нападкам не подвергался Царь-батюшка. Представление сопровождалось музыкальными вставками, иногда пародийными: (похороны под Камаринскую).

О Петрушке М.Горький говорил как о непобедимом герое кукольной комедии, который побеждает всех и вся: полицию, попов, черта и смерть; сам же он остается бессмертным. Он ставил Петрушку в один ряд с такими персонажами, как Прометей, Фауст, Микула Селянинович и др.

Разновидности кукольного театра: вертеп и раек.

В русском народном театре, помимо «Петрушки» были известны три разновидности кукольного театра: театр марионеток (в нем куклы управлялись с помощью ниток), вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках) и раёк. Театр марионеток не получил широкого распространения. Вертеп был распространен в основном в Сибири и на Юге России.

Вертеп появился в России во второй половине 17 в. Свое название театр получил из-за того, что основной его сценой было рождение Христа в вертепе (пещера) и поклонение ему волхвов. Распространение его было связано с обычаем славить Христа на святки. Его главными распространителями являлись воспитанники духовных училищ и семинаристы.

Генетически вертеп связан со школьными драмами, которые составлялись с помощью сцен из Евангелие, Библии или интермедий (анекдотических сценок). Сочетание рождения Христа, избиение Иродом младенцев, комических сцен с казаком-запорожцем или торговкой определило устройство вертепного ящика.

Ящик делался с прорезями в полу сцены; по линиям прорезей двигали кукол по проволокам. Делился ящик пополам по горизонтали. В верхней части разыгрывали сцены духовного характера, в нижней – светского.

Еще одной разновидностью кукольного театра был раек – театр картинок, показ которых сопровождался объяснениями раешника. Первоначально (18 в.) картинки были библейского содержания, но постепенно к ним начали добавлять бытовые; они с течением времени и заняли главенствующее место.

Ящик райка делался с окошечками для глаз. По бокам он имел два одновременно вращающихся валика (с их помощью перематывали картинку с одной на другую сторону). Бытовые картинки сопровождались стихотворными пояснениями раешника, дающего сатирическую интерпретацию показываемого (А вот город Париж, как туда приедешь, тот час угоришь).

Раешный стих существовал и отдельно от театра и был очень популярен в народных сатирах.

Кукольный театр, наряду с народной драмой, был одним из важнейших видов народного театра. Он явился одним из важнейших источников профессионального кукольного театра. 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!