Частушки, их происхождение и развитие. Собирание и запись частушек. Основные сборники этого жанра.



Частушки как жанр появились, предположительно, во второй половине 19 в. Первые их появления были зафиксированы в центральной России в 50-60 г. Вскоре они стали появляться и в других районах страны, где очень быстро развивались. Постепенно частушка оттеснила на второй план лирическую песню и стала самым массовым и популярным жанром русского фольклора.

Возникновение частушки связано со сменой формации в России – развитием капитализма – и обусловлено теми изменениями, которые произошли в это время в жизни, культуре и сознании народа.

Возникновение частушки связано с теми процессами, которые происходили в народном песнотворчестве на протяжении целого столетия. Главное в этих процессах было усиление влияние книжной поэзии, что было выражено в:

· Проникновении в фольклор песен литературного происхождения;

· Трансформация их под влиянием традиционных песен;

· Возникновение новых песен, использующих литературную поэтику.

Частушка возникла на стыке между городом и деревней.

В первое время появившийся новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. В разных местах их называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски, прибаутки. Впервые термин частушка употребил писатель Г.И.Успенский в статье «Новые народные песни» 1899 г. (он не сочинил его, не придумал, лишь впервые употребил в печати), где первым дал объективную, положительную оценку нового жанра и призвал к внимательному их собиранию и изучению. До него этот термин употребляли и другие собиратели фольклора (Н.А.Иваницкий в рукописной статье 1887 г.)

Термин «частушка» не литературного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа назывались «частыми», поэтому новый жанр частушки, близкий к ритмическим старым плясовым песням получил данное название.

Частушки – это один из видов словестно-музыкального народного творчества, короткие рифмованные песенки и исполняющиеся полговорком в характерной звуковой манере.

Первые публикации частущек – В.Г.Варенцов «Сборник песен Самарского края» (1862 г.) и П.В.Шейн «Русские народные песни» (1870) .

Работа по собиранию частушек широко развернулась в начале 20 в. Первым специальным изданием частушек является сборник Д.К.Зеленина «Песни деревенской молодежи» (1903 г.). Затем появляются сборники и других собирателей. Из дореволюционного периода наибольшую ценность представляют «Сборник деревенских частушек» В.И.Симакова (1913 г.) и «Сборник великорусских частушек» Е.Н.Елеонской (1914 г.), в которых публикуется более 9 тысяч частушек, собранных в самых различных губерниях России.

Частушки вызывали самое разное к себе отношение. Представители либерально-народнического направления приняли их в «штыки», видели в них деградацию народной поэзии, следы растлевающего влияния города и призывали всячески бороться с их распространением. Представители прогрессивно-демократического направления же приветствовали появление частушек, отмечали новизну и многообразие их содержания.

В многочисленных статьях и сборниках конца 19 – начала 20 в. содержатся ценные сведения об условиях создания и бытования частушек. В них затрагиваются такие вопросы, как особенности содержания и формы частушек, их отношение к традиционной песне, связь частушек с книжной поэзией.

Отражение в частушке народной жизни. Композиции и художественные особенности частушек.

Частушки – это один из видов словестно-музыкального народного творчества, короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из 4 строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звуковой манере. Особую разновидность частушек составляют двустрочные песенки («страдания»), исполняемые в песенном стиле. Исполняются они под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль или же акапелла.

Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании каких-либо событий и фактов, а в выражении к ним определенного отношения. Она не имеет протяженности во времени (т.е. представляет переживания человека в данную минуту).

Частушка – чисто молодежный жанр, поэтому нет ничего удивительного в том, что наиболее всего в ней затронута тема любви и взаимоотношений. Только в отличие от лирических песен в ней нет душевного надлома. Все песни в этом жанре исполняются с чувством собственного достоинства и себялюбивости.

Затоплю я печку щепочками,

От щепочки не жар!

Если ты меня не любишь,

Так и мне тебя не жаль.

Являясь жанром фольклора и обладая доселе неведомой оперативностью, частушка необыкновенно полно отразила жизнь пореформенной России. Главным явлением, отраженным в частушках, было проникновение капитализма в деревню и связанный с этим процесс «раскрестьянивания»

Я работал и потел,

Без нужды пожить хотел:

Глядишь: подать, недород,

Нужда в двери к нам идет!

Глубокий след в частушках оставила солдатчина, которая ложилась тяжким бременем на плечи беднейшего крестьянства, особенно в голод 30 г. и годы ВОВ.

До солдатства время мало,

Собирай котомку, мама;

Собирай котомушку

На чужу сторонушку.

Художественной особенностью является связь частушки с современностью (со временем, в котором она создавалась), с отражением в ней народной жизни. Частушки о вчерашнем дне не поются. Они создаются на актуальные для человека в данную минуту темы. Частушки – это реакция на происходящие факты и события. С этим связана относительная недолговечность частушек, их подвижность и быстрая смена репертуара.

Частушкам присущи все основные качества и признаки фольклорных произведений. Как и в традиционных лирических песнях, в их идейно-эстетическом содержании идет сочетание элементов коллективного и индивидуального (имя молодца в частушке придуманной и спетой другой девушкой подменяется). Однако также вырабатываются новые элементы, не присущие до этого ни одному фольклорному жанру.

Экспромт (импровизационный характер) частушек является самой яркой ее жанровой особенностью.

В основе языка частушки лежит разговорная речь, он современен и лексически разнообразен.

Поэтические тропы перешли в частушки из традиционных лирических песен, однако большая их часть все равно была создана или обновлена частушками самостоятельно. Например, помимо традиционного «миленький дружочек» в частушках звучит новые эпитеты на типе «разбесованный миленочек», «дроля, аленький цветочек». В помощью таких эпитетов даются индивидуализированные характеристики:

Девки, ой! Девки, ой!

Вам знаком игривый мой:

Белый – оборотистый,

Красивый – разговористый.

Яркое жанровое разнообразие отражается и в композиции частушек. Есть монолитные частушки, которые настолько цельные, что их тяжело разделить на части. Однако подавляющее большинство является двучастными: состоят из двух или более самостоятельных в смысловом отношении частей.

Неужели ты всповянешь

В поле, аленький цветок?

Неужели ты забудешь

Меня, миленький дружок?

Стих частушек силлабо-тонический. Чаще всего используется четырехстопный хорей. Частушки поются: в основе лежит музыкально-тактовая основа и строка имеет муз-такт измерение. Ритм частушки определяется как восьмидольник, однако зависит он от музыкального наигрыша, под который исполняются. Также ритм обусловлен танцем, который они сопровождают (рязаночка, цыганочка, елецкая).


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 1563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!