Народный театр, его происхождение и виды. Запись и изучение пьес народного театра.
Прежде, чем начать разговор о народном театре любимого русским народом и, как его называли современники, главного героя ярмарки – Петрушки, скажу несколько слов о народном театре и его исторических корнях в целом.
Народным театром принято называть зрелище, создаваемое народом и для народа на основе устного творчества. Изначально народный театр появился в крестьянской среде как разного рода развернутые обрядовые действия - игрища, приуроченные к календарным и некоторым семейным праздникам, скоморошины и, так называемые, народные драмы, отражавшие бытовые и исторические события. Позже народный театр вышел на площади в виде медвежьих комедий, вертепов, пещного театра, райков, театра теней, раусов, выступлений балконных зазывал и, конечно, театра Петрушки.
Несмотря на такое многообразие, все виды народного театра сохранили в себе его исходные черты, коренящиеся в глубокой древности:
- Спонтанность и импровизация. Игра ведется не по подробному сценарию, а спонтанно. По меткому выражению игрецов действа «Похороны Стромы», которое сохранилось до недавнего времени в селе Шутилово Нижегородской области, игра должна идти самотёком. Есть неизменный общий сюжетный ход, наполняющийся и развивающийся по ходу игры ее участниками в зависимости от обстоятельств, в которых играется действо, событий, которые происходят в мире деревни, отношений между участниками игры и персонажами, которые наряду с устоявшимся набором действующих лиц-масок, могут появиться неожиданно для других участников.
|
|
- Действенность. В народном театре действие является первостепенным по сравнению с речью. Сопереживание происходящему достигается намного быстрее, чем в светском театре с его мизансценами, паузами именно за счет действия. Народный театр отличается немногословием, но многодейственностью. Возможно, эта черта сохранилась со времен, когда язык еще только формировался, и общение между людьми происходило с помощью тел. Но это пока только предположение, которое требует своего изучения. По факту же, народные актеры действуют по принципу: увидел- сделал. И только потом - сказал. Их действия просты – объятия, плач, поцелуи, потасовки, таскание друг друга за разные части тела, погони, пляски, умирание, возрождение. Действие словно лишено полутонов. Оно всегда яркое, даже преувеличенное.
- Особое звучание. Голоса персонажей могут быть высокими или низкими, хриплыми или визгливыми. Часто для получения определенного звучания актерами использовались дополнительные предметы – пищики, перышки, которые добавляли необходимый окрас голоса.
|
|
- Язык простого народа. Язык народного театра – простой, меткий, острый, щедро снабженный шутками, остротами, подчас браными выражениями или выражениями, сохранившимися в языке народа как матерный, ранее связанный с культом плодородия.
- Игра масок-личин, за которыми закреплено определенное поведение. Самый распространенный пример такого театра – это итальянская комедия дель арте – комедия масок. У всех народов мира, у русского, в том числе, в народных театрах маски-личины и есть основные персонажи представлений. Таков злой городовой, хитрый цыган, любвеобильная подруга героя. В центре игры находится обычно дурак или пара дураков – Петрушка, Фома да Ерема, Пашка да Ермошка, Пахомушка, которые попадают в нелепые истории, часто бывают биты, но с достоинством проходят свои испытания и побеждают, прежде всего, становясь народными любимцами.
- Потешность представлений. Народный театр смело можно назвать театром потехи. По определению В.И. Даля, потехой или потешеньем называлась забава, утеха, занятие от скуки, безделья; а так же увеселенье, зрелище Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. – М.: Русский язык, 1999. Т. II, С. 355. . Вызвать смех у зрителя – это то, на что направлено народное представление. Как помним, потешниками или потешальщиками называли скоморохов. Их ремесло и переняли, начиная с 17 века, со времени уничтожения скоморошества в России, их преемники – медведевожатые, площадные актеры, деды-зазывалы…
|
|
Понятие «русский народный театр» неразрывно связано с понятием «русская народная драма»; они практически сливаются, т.к. в русском фольклоре нет театральных действ, лишенных словесного текста, слово и исполнение в них сливаются, а во многих видах присоединяется и музыка.
Термин «драматические действа» наиболее точно передает особенности театрально-драматического народного искусства, в котором не существует оформившихся произведений (как в литературной драматургии), ни оформившихся представлений (театральные спектакли).
В русском фольклоре к драматическим действам относят обряды, ряженья, игры (первые 3 самые древние), хороводы, диалоги, выкрики балаганных дедов и карусельных зазывал, драматические сценки, а также кукольный театр. Все эти действа делятся на два типа:
· Словестный текст и действо находятся в различных соотношениях. В обрядах и ряженьях текст подчиняется действию, а в хороводах текст подчиняет себе действие, которое лишь иллюстрирует его.
|
|
· Текст и действо имеют равномерное значение (в сценках и пьесах).
Основным отличием народных драматических действ служит их синтетичность: соединение слова, напева и исполнения (включает в себя костюмировку, пользование декорациями и бутафорией, жестов, мимики, нередко пляску).
Важнейшим отличием театральных действ от других жанров является полное перевоплощение исполнителей в персонажа. Также отличием является то, что проявление общефольклорных признаков идет очень необычным способом. Например, присущая фольклору типизация раскрывается в том, что персонажи выделяются одной отличительной особенностью (человек с лопатой – гробокопатель, с ножницами – портной). Характерное совмещение традиции и импровизации также выражается иначе, чем в других фольклорных произведениях: при относительной устойчивости схемы сюжета или ситуации, определенных формул, импровизация проявляется в виде варьирования текста, вставок новых сцен и деталей.
Народному театру присуща сатиричность в большей степени, чем остальным жанрам фольклора.
Запись и издание народных драм и действ начато в 19 в. В 1838 г. И.Снегирев выпустил книгу «Русские простонародные праздники», положив начало собиранию произведений народного театра. Однако широкое собирание началось лишь после публикации «Программы о собирании сведений о кукольном театре на Руси» В.Перетца (1897 г.) и «Русской народной драмы» Н.Виноградова (1905).
Народные драматические действа были исследованы весьма многосторонне. Интерес к ним проявляли фольклористы, этнографы, искусствоведы, театроведы.
· Всеволодский-Гернгросс – общая характеристика различных форм драмы.
· Велецкая выяснила основные принципы народной драматургии.
· Чичеров «Зимний период русского землевладельческого календаря 16-19 в» и Пропп «Русские аграрные праздники» осветили связь драматических форм в календарными и семейными обрядами.
· Гусев «От обряда к народному театру» показал процесс развития драматических форм.
· Фамицын «Скоморохи на Руси» и Белкин «Русские скоморохи» осветили роль скоморохов в народной драме.
· Волков «Народная драма: царь Максимильян», Виноградов «Великорусский вертеп» и Богатырев «Чешский кукольный и русский театр». В названных работах проанализированы собранные материалы, поставлен и освещен большой круг важных вопросов: специфика народных драматических форм, условность и реалистичность, место традиции и импровизации, своеобразие структуры действ, стилевые особенности, характер диалога и монолога, соотношение слова и действия, приемы трагического, сатиры и комического, оформление представлений, история народной драмы, взаимоотношение народного и профессионального театра.
· Савушкина «Русский народный театр», в книге рассмотрены виды драматических действ, характер их исполнения. Книга учитывает новые работы советских фольклористов и весьма полно охватывает известные материалы.
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 4837; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!