Э. – лит – ра переходной эпохи XVII в. от средневековья к новому времени.



В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»). Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития». Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.

Жанровая специфика древнерусской лит-ры.

Жанр – родовидовая характеристика произведения (отношение текста к определенному роду и определенному виду). Система жанров древнерусской лит-ры отличается от современной, в ней не было лирики и драмы (первые появились в 17 веке), но был развитый эпос. Эпические произведения делились на жанры в зависимости от того, что они изображали и для чего были предназначены. Каждый жанр имел свои традиции.

Основные жанры:

                                                          Эпические жанры

 

                               Церковные жанры                                            Светские жанры

     
 


       Исключ. служебные:    Для чтения или                              1) летописи

      1)песнопения;                произнесения                                2) сказания

       2) молитвы;            в том числе вне храма                          3) повести

        3) проповеди.           1) жанры красноречия

                                            (беседы, поучения, слова);

                                               2) жития;

                                               3) хождения.

Дидактическое красноречие не требовало от автора особого умения, доступно практически для каждого автора. Торжественное красноречие – требовался профессионализм, культура речи, широта мышления, знания богословские и философские от автора. Беседы и поучения обращались по содержанию к вопросам моральным, эпическим. Областью торжественных слов были проблемы государственного, богословного и философского характера. Житие – жизнеописание святого. Житейная лит-ра обозначается термином олеография – писание о святых. Например, Житие о Борисе и Глебе, Житие Феодосия Печерского, Житие Александра Невского и другие. Хождение – древнерус. жанр, который содержит описание реально совершенного путешествия. Изначально были 2 видов: паломнические хождения (Хождение игумена Даниила) и купеческие хождения. В 16-17 веке появляются посольские и землепроходческие хождения. Летопись – описание истор. событий по летам (Повесть временных лет). Повесть – описание какого либо значимого исторического события делятся на: 1) Княжеские и воинские; 2) Историческая повесть; 3) Бытовые и сатирические.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!