Э. – лит-ра эпохи Куликовской битвы (1380 – 1380 гг.).



Вопрос 1. Своеобразие древнерусской лит-ры.

Древнерусская литература – это история литературных памятников. Литературный памятник – сохранившийся предмет культуры прошлого, произведение древнерусской письменности.

Художественный метод.

Художественный метод-совокупность принципов отбора, художественного обобщения, оценки и изображения жизненных явлений. В узком смысле Х.М. – способ художественного творчества; прием. В широком – тип художественного мышления, выраженный в произведении или во всем литературном наследии автора. Особенности художественного метода древнерусской литературы обусловлены особенностями мировоззрения человека Древней Руси. Во-первых, в Древней Руси считалось, что писать можно лишь о том, что действительно происходило, поэтому предметом изображения становились события реальные, а героями – личности исторические. Во-вторых, в сознании человека Древней Руси все происходящее на земле воспринималось как проявление воли небес, сил Божественных и представления об этой неразрывной связи выражались в литературе в виде символов. Символ служил средством раскрытия смысла, обретения истины. В-третьих, существовали определенные строгие правила и образцы (каноны), которым надлежало строго следовать при создании произведений. Как должен писать автор в зависимости от того, о чем он пишет, определял «литературный этикет». Нарушение порядка всякий раз оговаривалось автором. В-четвертых, к книге в Древней Руси было отношение особое: читатель искал в ней ответы на волнующие вопросы, а писатель, верящий в сокровенный смысл слова, готов был наставлять и учить, отсюда – дидактизм древнерусской литературы. Таким образом, символизм, историзм, этикетность или ритуальность, дидактизм являются ведущими принципами художественного метода древнерусской литературы. Основные особенности древнерусской лит-ры:

· Характер бытования – рукописная лит-ра. Книги писались от руки. Рукописный характер лит-ры способствовал особому почитанию книги, книжников и спец. книжного дела. Книги писались при монастырях, церквах, дворах князей, поэтому там собирались самые большие библиотеки. Книги писались на пергаменте (тонкая кожа телячья или ягнячья, похожа на тонкий картон). Первая бумага была иностранного производства. Писали пером (гусиным) и чернилами, киноварью (красного цвета), ей обычно выделяли текст. Основным типом рукописей была объёмная рукопись – сборник, сшитый из нескольких тетрадей, переплеты были деревянными, обтянутыми кожей, уголки закрепляли спец. серебряными уголками. Книги украшались, они хранятся в рукописных собраниях.

· Большая часть анонимных характеров лит-ры, имена авторов неизвестны, это связывалось с коллективным характером написания и с рукописным характером написания книг (переписывались много раз), поэтому трудно выявить автора. Анонимность также объяснялась православием («Господь ведёт рукой автора»). Повесть временных лет – автор монах Нестор.

· Сочинения носили прикладной, т.е. функциональный характер, произведения писались ради практического применения (для прочтения в храме, для сохранения памяти). Худож. словесность еще не выделилась из общего состава письменности.

·  Древнерусская лит-ра неразрывно связана с правосланым мировосприятием. Тексты насыщены религиозными символами (природа): лето – символ вечной жизни, осень – время страшного суда, весна – пасха, возрождение, зима – рождество.

· Средневековый историзм.

· Традиционность (книжники опирались на обычаи и традиции).

· Дидактизм или дидактичность.

Периодизация древнерусской литературы

В развитии древнерусской литературы выделяются три основных периода:

Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв).

Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII в. в ней было более 200 городов. К числу древнейших русских городов принадлежали Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск. В Киеве и других русских городах с конца XI в Киеве, сестрой князя Ярослава, Анной было учреждено женское училище, первое в Европе. Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово.

Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.).

1 э. – лит-ра распада Киевской Руси;

2 э. – лит-ра периода Монголо – татарского нашествия (нач. 13 в.);

э. – лит-ра эпохи Куликовской битвы (1380 – 1380 гг.).

Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».

Литература периода создания и развития русского государства (конец XV-XVII вв.).

1 э. – лит – ра Московской Руси (конец XV-XVI вв.);


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!