Текст 5. Тема любви в романе Стендаля «Красное и черное».



Подумайте, какое место занимает в романе Стендаля любовная интрига. Сопоставьте отношения Жюльена с госпожой де Реналь и с Матильдой де Ла Моль. Вспомните другие любовные сюжеты в мировой литературе, сравните с ними любовный сюжет в романе Стендаля. Подумайте о позиции автора и принципах психологизма романа. Прокомментируйте фрагмент из главы VII первой части:

Но даже после стольких лет г-жа де Реналь все-таки не могла привыкнуть к этим толстосумам, в среде которых ей приходилось жить.

 Это-то и было причиной успеха юного крестьянина Жюльена. В симпатии к этой благородной и гордой душе она познала какую-то живую радость, сиявшую прелестью новизны.

 Госпожа де Реналь очень скоро простила ему и его незнание самых простых вещей, которое скорей даже умиляло ее, и грубость манер, которую ей удавалось понемногу сглаживать. Она находила, что его стоило послушать, даже когда он говорил о чем-нибудь обыкновенном, ну хотя бы когда он рассказывал о несчастной собаке, которая, перебегая улицу, попала под быстро катившуюся крестьянскую телегу. Зрелище такого несчастья вызвало бы грубый хохот у ее супруга, а тут она видела, как страдальчески сдвигаются тонкие, черные и так красиво изогнутые брови Жюльена. Мало-помалу ей стало казаться, что великодушие, душевное благородство, человечность - все это присуще только одному этому молоденькому аббату. И все то сочувствие и даже восхищение, которые пробуждаются в благородной душе этими высокими добродетелями, она теперь питала только к нему одному.

 В Париже отношения Жюльена с г-жой де Реналь не замедлили бы разрешиться очень просто, но ведь в Париже любовь - это дитя романов. Юный гувернер и его робкая госпожа, прочитав три-четыре романа или послушав песенки в театре Жимназ, не преминули бы выяснить свои взаимоотношения. Романы научили бы их, каковы должны быть их роли, показали бы им примеры, коим надлежит подражать, и рано или поздно, возможно, даже без всякой радости, может быть, даже нехотя, но имея перед собой такой пример, Жюльен из тщеславия невольно последовал бы ему.

 В каком-нибудь маленьком городке в Авейроне или в Пиренеях любая случайность могла бы ускорить развязку - таково действие знойного климата. А под нашим более сумрачным небом юноша-бедняк становится честолюбцем только потому, что его возвышенная натура заставляет его стремиться к таким радостям, которые стоят денег; он видит изо дня в день тридцатилетнюю женщину, искренне целомудренную, поглощенную заботами о детях и отнюдь не склонную искать в романах образцы для своего поведения. Все идет потихоньку, все в провинции совершается мало-помалу и более естественно.

 Нередко, задумываясь о бедности юного гувернера, г-жа де Реналь способна была растрогаться до слез. И вот как-то раз Жюльен застал ее, когда она плакала.

 - Ах, сударыня, уж не приключилось ли с вами какой беды?

 - Нет, мой друг, - отвечала она ему. - Позовите детей и пойдемте гулять.

 Она взяла его под руку и оперлась на него, что показалось Жюльену очень странным. Это было впервые, что она назвала его "мой друг".

 

 

Литература

Андрие Р. Стендаль, или бал-маскарад. М., 1985.

Виноградов А.К. Стендаль. М., 1960.

Вольперт Л.И. Тема игры с судьбой в творчестве Пушкина и Стендаля («Дубровский» и «Красное и черное») // Болдинские чтения. Горький, 1985.

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов- на-Д., 1982.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман (Эпоха Просвещения и Романтизм). Ростов-на-Дону, 1992.

Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1. М., 1998.

Прево Ж. Стендаль / Пер. с франц. Л., 1960.

Реизов Б.Г. Стендаль: Годы ученья. Л., 1968.

Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978.

Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974.

Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М., 1967.

 

 


Занятие 7. Чарльз Диккенс (1812 – 1870), Большие надежды, 1860.

 

Текст 1. Рождественский обед: образы героев романа Диккенса «Большие надежды».

Охарактеризуйте приемы, с помощью которых Диккенс создает образы своих героев. Использует ли он иронию, гротеск, гиперболу? Есть ли различия в характеристиках положительных и отрицательных героев? Часто Диккенс выделяет какую-то деталь в облике героя и упоминает ее при каждом новом его появлении: например, мистер Джеггерс распространяет вокруг себя запах душистого мыла. Приведите другие подобные примеры и подумайте, зачем он это делает.

Охарактеризуйте юмор Диккенса.

Определите, обладают ли герои способностью к развитию, или их характеры лишь раскрываются в ходе действия.

Прокомментируйте описание рождественского обеда в доме Гарджери в главах IV и V . Обратите внимание, как накладываются друг на друга восприятия и оценки Пипа – участника сцены и взрослого Пипа, рассказывающего свою историю.

 - Я скажу вам, что это такое, - продолжала сестра, вставая. - Это паштет; вкуснейший свиной паштет.

Раздался ропот одобрения. Дядя Памблчук, всегда готовый признать свои заслуги перед ближними, произнес, можно даже сказать, игриво (принимая во внимание все обстоятельства):

- Что ж, рады стараться; давайте-ка посмотрим, что это за паштет.

Сестра вышла из кухни. Я слышал, как ее шаги направились к кладовой. Я видел, как мистер Памблчук вооружился ножом и как от нового приступа аппетита раздулись римские ноздри мистера Уопсла. Я слышал замечание мистера Хабла, что "свиным паштетом можно заесть что угодно, вреда не будет", и слова Джо: "Тебе тоже дадут, Пип". До сих пор не знаю, только ли мысленно я испустил пронзительный вопль, или его слышали остальные. Почувствовав, что мне больше не выдержать, что нужно спасаться, я отпустил ножку стола и сломя голову бросился к двери.

Но дальше порога я не добежал, потому что с размаху врезался в целую партию солдат с мушкетами, и один из них сказал, протягивая мне наручники:

- Ага, попался, ну теперь берегись!

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!