Педагогическая система Песталоцци.



Существенный вклад в развитие классической педагогики внес выдающийся педагог Иоганн Генрих Песталоцци.

Основная цель воспитания по И.Г. Песталоцци – развитие природных способностей человека, заложенных в нем, постоянное их совершенствование, при этом он выступает за гармоническое развитие сил и способностей человека, считая, что все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты.

Центром воспитания человека является формирование человечности, деятельной любви к людям.

Свой идеал народной школы И.Г. Песталоцци попытался реализовать в двух сиротских приютах. Наряду с обучением чтению, письму, арифметике, пению воспитанники получали трудовую подготовку: занимались сельским хозяйством, работали в прядильной и ткацкой мастерских. Для экономии времени дети, работая в мастерской, одновременно следили за буквами, которые писались на доске, слушали рассказ учителя, заучивали что-либо наизусть, упражнялись в устном счете и т.д.

Так, основными элементами знания И.Г. Песталоцци считал форму, число и слово и сводил элементарное обучение к умению измерять, считать и владению словом. Он разработал систему упражнений по формированию этих умений, настолько упростив ее, что любая мать-крестьянка могла использовать ее, чтобы начать обучение своих детей.

И.Г. Песталоцци впервые в педагогике создал и подробно разработал методику начального обучения родному языку, арифметике и географии. Эта разработка частных методик нашла широкое применение в начальной школе.

Разрабатывая идеи развивающего обучения резко разграничивал развитие мышления и накопление знаний, отдавая предпочтение первому. Он был одним из основоположников концепции формального образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Отмечая односторонний характер концепции формального образования И.Г. Песталоцци, следует иметь ввиду, что в то время она была достаточно оригинальной, поскольку противостояла традиционному представлению о школьном образовании лишь как усвоении знаний, излагаемых учителем.

 

 

Выдающиеся художественно-педагогические произведения XVIII века, их авторы и основные идеи.

Яркими представителями просветителей  ХVIII в. были Ф.С. Салтыков, И.Т. Посошков, И И Бецкой, Н.И. Новиков А.Н. Радищев

Федор Степанович Салтыков разработал план распространения образования в России, который изложил в записке-проекте «Пропозиции». Он рекомендовал в каждом городе учить всех мастеровых людей, промышленников и отдать им в учение на семь лет детей, желающих. После освидетельствования ученикам разрешалось заниматься собственным ремеслом.

Ф. Салтыков выдвинул идею всенародного обучения. Для этого он предложил во всех губерниях создать по одной или две академии для обучения тысячи человек в каждой, отдать им по несколько монастырей, оставив в них лишь священников и причетников для служб. Возраст принимаемых детей ограничивался от 6 до 23 лет. В содержание образования Ф. Салтыков включал большой набор «свободных наук»: латинский, греческий, немецкий, английский, французский языки, грамматику, риторику, философию и т.п. Одним из первых Ф. Салтыков предложил организовать женские школы. Под угрозой штрафа отцам следовало приводить в школы дочерей с 6 лет и обучать их до 15 лет.

Иван Тихонович Посошков Он предложил во всех епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских церковных школ. В процессе обучения рекомендовал следить за успехами каждого, изучать индивидуальные особенности. Он рекомендовал воспитывать в детях трудолюбие, скромность, честность.

Выдающимся педагогом России ХVIII в. был первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов. Демократизм М.В. Ломоносова выразился прежде всего в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся в них детей, о создании единой системы образования, доступной всем. Идея народности программы заключалась в опоре на истинно русское в образовании. М.В. Ломоносов выдвинул теорию воспитания, считая необходимым воспитывать молодежь на прогрессивных традициях прошлого. М.В. Ломоносов первым начал внедрять классно-урочную систему в Академической гимназии, гимназиях Московского университета, в Кадетском корпусе.

Иван Иванович Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), который получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Воспитание рассматривал с четырех сторон: физическое, физическо-моральное, моральное, умственное.

Главными средствами нравственного воспитания, “воспитания сердца”, Бецкой считал “вкоренение страха божия”, изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью.

Бецкой придавал очень большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также “увеселение невинными забавами и играми”. Он требовал, чтобы соблюдалась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие физические силы детей. Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности. и настаивал на категорическом запрещении физических наказаний.

Н.И. Новиков(1744-1818)– просветитель, издатель, организатор независимо от власти народных училищ. Создатель и редактор первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Особое значение имела статья “О воспитании и наставлении детей». Воспитание рассматривал с трех сторон: физическое, нравственное, образование разума.

Правило первое: не погашайте любопытство детей ваших или питомцев.

Правило второе: упражняйте детей ваших или питомцев в употреблении чувств; научайте их чувствовать справедливо.

Правило третье: остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ни была она маловажна. Гораздо лучше не знать им совсем многих вещей, нежели несправедлива оные себе представлять; гораздо. лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ.

Правило четвертое: не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых, при том познаний уразуметь не могут.Правило пятое: старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным.

А.Н. Радищев(1749-1802) – представитель крайнего революционного движения. Сформулировал понятия «истинных сынов отечества». Боролся за общественное воспитание и образование. А. Н. Радищев придавал большое значение правильно поставленному воспитанию. В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев нарисовал тяжелую картину страданий крестьянских детей. Он показал, как из-за крепостнических порядков притупляются их способности, жизнерадостность, общительность, свойственные крестьянским детям. Он страстно негодовал против существующего в России неравенства в образовании и развитии детей.

Целью воспитания Радищев считал формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям. В своем произведении «Беседа о том, что есть сын отечества» Радищев говорил, что основной задачей воспитания является воспитание человека высокой нравственности, любящего больше всего свою родину, отдающего всего себя борьбе за благо народа. Радищев считал, что настоящим патриотом может быть только революционер, борющийся с самодержавием.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!