Педагогические взгляды Д. Локка.



На пороге Нового времени заявил о себе английский просветитель и философ, основоположник теории воспитания джентльмена Джон Локк. Решительно выступив против теории «врожденных идей» и принципов, Дж. Локк выдвинул и обосновал идею «чистой доски», согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств. Отвергнув учение о врожденности идей Дж. Локк распространил это положение и на нравственные понятия: они не являются врожденными, а являются результатом определенных жизненных условий и воспитания. Он признавал, что от природы имеются некоторые различия в способностях детей, но им он придавал весьма ограниченное значение.

Свой основной педагогический труд «Мысли о воспитании» Дж. Локк посвятил вопросам воспитания джентльмена. Его книга была адресована имущим классам. Что касается детей народа, то для них он предлагал создавать «рабочие школы», приюты, в которых дети своим трудом окупают стоимость своего содержания. Цель воспитания Дж. Локк сформировать джентльмена-дельца, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно. Нравственное воспитание – главная и наиболее разработанная часть системы воспитания джентльмена. Главную задачу Дж. Локк видел в дисциплинировании характера и наметил пути воспитания характера; при этом он особо подчеркивал увеличение примера старших, убеждения, поощрения, порицания, привычек, соответствующих навыкам своего класса.

Образование Дж. Локк ставил на второй план, считал формирование характера и благоразумия более важными задачами. Программу образования джентльмена он строит на новых для того времени основаниях: образование должно сообщать учащимся реальные, практически полезные знания (арифметика и геометрия, география и астрономия, история и хронология, этика и право, законоведение, логика и риторика), т.е. он отдавал приоритет реальному образованию, более отвечающему, как он полагал, потребностям времени, чем классическая система.

Юный джентльмен, считал Дж. Локк, обучается танцам, фехтованию, верховой езде и вместе с тем ремеслам и бухгалтерии. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел пригодится деловому человеку (как предпринимателю). Воспитание буржуазной молодежи завершается путешествиями.

Образование, юный джентльмен приобретает дома под руководством опытных воспитателей. Школа, по мнению Дж. Локка, это учреждение, где собрана толпа порочных мальчиков всякого состояния, и даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее школьных знаний и умений.

Педагогические идеи французских просветителей.

Огромное влияние на развитие педагогической мысли и школьного дела оказали идеи французских просветителей ХVIII в. (Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро и др.). Дени Дидро - создатель и редактор «Энциклопедии», Д. Дидро высказывался за всеобщее бесплатное начальное обучение, выступал против сословных ограничений при приеме в средние и высшие учебные заведения, уделял особое внимание точным и естественных наукам в содержании образования, тем самым поддерживал реальное направление в образовании, требовал исключения религии из школьного обучения.

Клод Адриан Гельвеций - считал средством создания всеобщего счастья изменение законов и улучшение воспитания. Проблемы воспитания достаточно полно рассмотрены в его работах «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Он обличал церковь и выдвигал идею светской школы. Цель воспитания – формирование здравомыслящих граждан, патриотов.

Жан-Жак Руссо - выходец из семьи ремесленника, не получивший систематического образования, но достигший многого путем самообразования; В мировую педагогику он вошел как создатель теории естественного (свободного) воспитания. Власть и богатство, считал Ж.-Ж. Руссо, создали неравенство, и человек потерял свою свободу и стал испорченным. Отсюда вывод: ребенка  следует воспитывать вне испорченного феодального общества в соответствии с природой в условиях естественной жизни.

Ж.-Ж. Руссо делит жизнь своего воспитанника на четыре периода: от рождения до двух лет, когда следует обращать особое внимание на физическое воспитание; от 2 до 12 лет – «сон разума», когда, главным образом, надо развивать «высшие чувства», так называемую сенсорную культуру; от 12 до 15 лет – широко развертывается умственное и трудовое воспитание; от 16 до 18 лет – «период бурь и страстей», когда осуществляется нравственное воспитание.
В первом периоде Ж.-Ж. Руссо рекомендует главное внимание обратить на физическое развитие ребенка (обеспечить его здоровой пищей, нормальным продолжительным сном, не пеленать его), на ознакомление ребенка с окружающими предметами.

Во втором периоде не следует заставлять ребенка рассуждать, не надо читать ребенку наставлений, заставлять его заучивать сказки и рассказы, поскольку в этом возрасте ребенок еще не способен рассуждать.

К 12 годам крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться, знает окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне приготовлен к умственному и трудовому воспитанию.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!