К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС О ЛИТЕРАТУРЕ



Поставив перед собой великую цель указать человечеству путь, ведущий из «царства необ­ходимости» в «царство свободы», творцы научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс считали одной из важнейших задач будущего коммунистического общества всестороннее развитие всех физических и духовных сил и способностей человека. Они придавали ог­ромное значение литературе, искусству, эс­тетическому воспитанию как важнейшим средствам обогащения духовного мира людей.

Как великие революционеры К. Маркс и Ф. Энгельс видели в искусстве и литературе важнейшее орудие познания и преобразова­ния жизни. Эстетическое освоение мира фан­тазией, чувством, воображением художника К. Маркс считал одним из ценнейших способ­ностей человека, наряду с его научным позна­нием «мыслящей головой», двигающимся иным путем — от вычленения абстрактного к конкретному (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 728).

В процессе своей исторической жизни и об­щественного труда люди постепенно выраба­тывают свои специфические, человеческие свойства. Это относится и к способности че­ловека воспринимать красоту окружающего мира и самому выступать в труде и искус­стве в качестве создателя произведений ху­дожественного ремесла, произведений архи­тектуры, живописи, литературы и других форм художественного творчества. Лишь благодаря труду человека развиваются и со­вершенствуются его мозг, рука, органы чувств, способность понимать, ценить и само­му творить прекрасное.

К. Маркс подчеркивал, что процесс разви­тия художественных способностей, эстети­ческой восприимчивости искусства в услови­ях досоциалистических, классово-антагонн-стических общественных формаций и у от­дельных людей, и в человеческом обще­стве как целом протекал неравномерно.

Как доказал Маркс в своем главном науч­ном труде «Капитал», капитализм обеспе­чил по сравнению с предшествовавшими ему общественно-экономическими формация­ми значительно более широкие и свободные возможности для развития науки, техники и всей совокупности производительных сил. Но буржуазное общество, капитализм дово­дят в то же время до предела общественное неравенство и эксплуатацию человека чело­веком.

Несмотря на грандиозные успехи в об ласти науки, техники, в развитии материаль ного производства, капитализм не мог создат) в области искусства произведений, равны? по красоте и совершенству гомеровскому эпосу, драмам Шекспира или живописи эпох1 Возрождения, которые, возникнув в условиях «детства человеческого общества», остались несмотря на это, высочайшей художествен ной «нормой» и «образцом» в искусстве дл} позднейших поколений, — в том числе люде1 нашей, социалистической эпохи (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 736—737). Открыва? широкую дорогу развитию талантов и способ ностей всех членов общества, социализв устраняет свойственное классовому общест ву противоречие между высоким развития профессионального искусства и подавле нием способностей широких трудящихс) масс.

К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивал1 реализм, жизненную правду в искусств) и литературе. Классической формулой со временной теории реализма стали знамениты» слова Энгельса о реализме как об искусств* изображения «типических характеров в ти пических обстоятельствах», в их диалектичес ком взаимодействии, в обусловленной движе нием и развитием общества исторической ди намике (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37 С. 35). Энгельс высказал мысль о необходи мости для художника соблюдать «револю ционную диалектику» в своем «поэтическов правосудии», т. е. оценивать изображаемы характеры и явления соответственно и: реальным жизненным пропорциям, масшта бам, исторической сущности и значении (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 36. С. 67).

Разработав научную теорию классов i классовой борьбы, К. Маркс и Ф. Энгелы установили, что в условиях всех форм об щества, где существуют антагонистически* общественные классы — угнетенные и угне татели, любые явления идеологическо! жизни, в том числе литература, имеют клас совый характер. Поэтому К. Маркс учи. строго различать идеи и настроения, порож денные своекорыстными интересами господ ствующих классов, и «свободное духовно) производство данной общественной форма цни» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1 С. 280), близкое народу и подготавливающею гуманистические идеалы социализма. Задач; рабочего класса и Коммунистической парти1 Маркс и Энгельс (как и впоследстви] В. И. Ленин) видели в непримиримой 6opb6i с идеями, поддерживающими классовое гос подство и угнетение, и в творческом освоени) всех подлинных культурных, в том числю

163

К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе

За работой. Худомник Н. Му-

художественных, ценностей, накопленных человечеством в ходе его многовековой исто­рии для дальнейшего развития в интересах трудящегося человечества.

Юношей в 1830 г. К. Маркс писал стихи, полные бурных чувств и «неистовой романти­ки». До нас дошли также отрывки его тогдаш­ней трагедии «Оуланем», юмористического романа «Скорпион и Феликс», стихотвор­ные переводы из Овидия, сборник народных песен, который он составил для своей невесты. Ф. Энгельс в 30—40-х гг. активно сотрудни­чал в качестве поэта, прозаика и фельето­ниста в передовой немецкой литературно-художественной журналистике.

Необходимость в дальнейшем сосредото­чить свои силы в области разработки основ марксистской философии, политической эко­номии, выработки стратегии и тактики рево­люционной борьбы, создание «Коммунистиче­ского манифеста» (1847), участие в револю­ции 1848 г. побудили Маркса и Энгельса оставить занятия поэзией н посвятить свою жизнь великому делу борьбы за освобожде­ние человечества. Однако и позднее интерес к проблемам художественного творчества у них обоих никогда не угасал.

Любимыми поэтами К. Маркса были Эс­хил, У. Шекспир и И. В. Гёте, а любимыми романистами — М. Сервантес и О. Бальзак. Но Маркс интересовался не только твор-

чеством наиболее знаменитых, широко из­вестных, признанных писателей. Его знания в области литературы всех веков и народов имели поистине энциклопедический харак­тер.

Он читал в подлиннике и блестяще знал пи­сателей Древней Греции и Рима, постоянно перечитывал по-итальянски Данте и Ариосто, высоко ценил сатиру Дж. Свифта, художе­ственную и философскую прозу Д. Дидро, фантастические повести Э. Т. А. Гофмана. Личная дружба, совместная работа в револю­ционной прессе в период подготовки и во вре­мя революции 1848 г. связывала Маркса в течение многих лет с немецкими поэтами Г. Гейне, Г. Гервегом, Ф. Фрейлигратом, Г. Веертом.

В 1851—1852 гг. Маркс внимательно изу­чил книги по истории литературы швейцар­ского ученого Ж.-Ш. де Сисмонди и немец­кого литературоведа Ф. Бутервека. Сохра­нились сделанные Марксом подробные кон­спекты и выписки из книг по истории итальян­ской, испанской, английской, французской i и немецкой литератур от их исторических истоков до конца XVIII в. Параллельно Маркс читал в подлиннике произведения итальян­ских поэтов, историков и новеллистов, фило­софов и гуманистов эпохи Возрождения, трагедии Сервантеса и Кальдерона, сатиры французского поэта-вольнодумца XVII в. М. Ренье. Еще раньше, в молодые годы, Маркс изучил эстетические сочинения Вин-кельмана, Лессинга, Шиллера, Гегеля, а также многочисленные труды по философии, истории, истории культуры, религии, мифо­логии, изобразительного искусства. Он хоро­шо знал также фундаментальные работы классика немецкого языкознания и фолькло­ристики Я. Гримма, философско-историче­ские сочинения Н. Маккиавелли и Д. Вико, первый высоко оценил книгу американского этнографа Л. Г. Моргана, положившего начало научному анализу социально-эконо­мического строя и культуры первобытного общества. Ф. Энгельс восхищался Пятой сим­фонией Бетховена, «Божественной комедией» Данте, революционной романтикой великого английского поэта П. Б. Шелли, был знато­ком и тонким ценителем немецкой литературы, фольклора, революционной поэзии и сатиры, творчества И. В. Гёте, реалистической лите­ратуры XIX в. В последние годы жизни, на­ходясь в Англии, он поддерживал тесные связи с английскими поэтами-чартистами, был знаком с эссеистом У. Моррисом и драматур­гом Б. Шоу, интересовался пьесами Г. Ибсе­на, творчеством русских писателей-романи­стов XIX в.

164 Энциклопедический слог

Маркс и Энгельс изучили и хорошо знали русский язык и русскую литературу. Они чи­тали «Слово о полку Игореве», русских поэтов и драматургов XVIII в. (в том числе— М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина), А. С. Грибоедова, А. С. Пушки­на, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Не­красова, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Черны­шевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Высо­ко оценивая русскую литературу, критику, публицистику, исторические труды русских ученых XIX в., основоположники марксизма видели в них предвестие приближающейся русской революции, с которой они связывали свою горячую веру в будущую победу евро­пейского и всего мирового революционного движения.

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о литературе открыли новую эпоху в истории науки о лите­ратуре и литературной критике. В XX в. они получили дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина (см. В. И. Ленин и литерату­ра, В. И. Ленин и наука о литературе).

^арь юного литературоведа МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

В самом названии литературы этого рода — мемуары (от франц. mernoires — воспоми­нания) — есть указание на то, что она о собы­тиях подлинных, некогда реально бывших и теперь вспоминаемых. А значит, главное ее достоинство — точность, достоверность. Од­нако что такое точность?

Когда произошло событие? В каком месте? Кто в нем участвовал? Ответ, который мы во всех этих случаях предполагаем, должен быть исчерпывающе однозначным — цифра, дата, отрицание или подтверждение. Такого рода однозначная и одномерная точность перестает казаться достаточной, когда от фак­тов мы переходим к характеристикам людей и событий, к тому, что подходит под класси­ческую формулу жанра, которой сделалось название герценовской книги — «Былое и думы». Самые разные современные писатели-


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!