Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».



                                                                                                                                                                «Люблю тебя, Петра творенье…»

                                                                                                                                    А.С.Пушкин «Медный всадник»

                                                                                                                                                                «Москва… как много в этом звуке

                                                                                    Для сердца русского слилось»

                                                                               А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

План.

I пространственный мир романа.

II Царство строгих правил благопристойного лицемера.

1. образ Петербурга - Маскарад.

А) хранить молчание в важном споре (1 гл, 5 строфа)

Б) Волшебный край (1 гл, 18 строфа)

В) боясь ревнивых осуждений (1 гл.25 стр)

Г) Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён

Д) Я был, однако, цвет столицы (8 гл.,24 строфа

Е) постылой жизни мишура (8 гл.)      

      2. Москва, я думал о тебе

                                          А) не пошла Москва моя к нему с повинной головою

                   Б) но всех в гостиной занимает

                        Такой бессвязный, пошлый вздор (7 гл.)

                    В) там теснота, волненье, жар (7 гл.)  

III безграничность жизни

 

Вариант вступления:

Весь пространственный мир романа «Евгений Онегин», исключая дорогу, делится на три сферы: Петербург, Москва, деревня. Какой смысл имеют в романе картины Петербурга и Москвы?

 

Вариант заключения:

Итак, Москва и Петербург оказываются основными кругами жизни, через которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам со своим. К большому свету обеих столиц, особенно Петербурга, отношение Пушкина двойственное. С одной стороны, «большой свет» в глазах Пушкина – высшая ступень культурного обихода дворянского общества, средоточие образованности, утончённости нравов, эстетическое развитие вкуса. Но с другой стороны, для Пушкина тот же «свет» с его «мертвящим упоеньем» - это омут моральной низости, суетности, лжи, бездушия и лицемерия.

В романе «Евгений Онегин» тема Москвы раскрывается поэтом во всём своеобразии своего национально колорита. Древнёё столица остаётся святыне, для каждого русского сердца, оплотом народного гнева и отпора иностранному нашествию 1812 года. Именно в широте взгляда на жизнь – отличие поэта от героев романа.

 


Тема 3

Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

 А.С.Пушкин «поэт и толпа»

Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рождённое слово.

 М.Ю. Лермонтов «есть речи значенье»

План.

I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова «Я жить хочу»)

II Ты сам свой высший суд (строка из стихотворения А.С.Пушкина «Поэту»).

1. Глаголом жги сердца людей («Пророк» Пушкин)

2. … вечный судия Мне дал всеведенье пророка (Пророк, Лермонтов)

3. Поэт! Не дорожи любовию народной («поэту» Пушкин)

4. С отвагою свободной поэт на будущность глядит (Журналист, читатель и писатель Лермонтов)

5. Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк (поэт. Лермонтов)

6. Чувства добрые я лирой пробуждал (памятник Пушкин)

III Да здравствует солнце, да скроется тьма (Пушкин – Вакхические стихи)

 

Метафорическое изображение поэта- гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии (Глинка, Кюхельбекер).

Та же метафора, но только в философски-обощённом плане развёртывается в стихотворении «пророк». Для Пушкина взаимоотношения поэта- пророка и тех, к кому обращено его слово, определяется свойствами самого пророка: он наделён своим исключительным даром: « И внял я небо содроганье».

В стихотворении «Пророк» поэт привязан высшей волей «глаголом жечь» людские сердца. Пушкин делает упор на независимости поэтического вдохновения и творчества от мнения толпы.

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдёт минутный шум

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной.

Но ты останься, тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один-пишет поэт в стихотворении «Поэту». В «памятнике» поэт «нерукотворными», то есть исконно совершенными, созданиями высокого искусства славит в «жестокий век» человечность, смелость и свободу, обретая бессмертие в памяти народной. И в то же время поэт- художник безразличен к «любви народной», исполнен презрения к «черни», тоскует он в забавах мира не понятый никем, гордый своим одиночеством. Он идёт свободной дорогой туда, куда влечет его свободный творческий выбор.

У М.Ю. Лермонтова тема поэта- это всегда тема «поэт и общество», тема активных и часто враждебных взаимоотношений творческой личности с окружающей средой. Гонимый пророк - устойчивый образ в лирике Лермонтова, вспомним, например, «осмеянного пророка2 в стихотворении «Поэт», а так же слова Писателя из стихотворения «Журналист, читатель, писатель»:

К чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь,

Чтоб бранью назвали коварной

Мою пророческую речь?

В стихотворении «Пророк» своё развитие пушкинской темы Лермонтов подчёркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка

Если пушкинскому пророку в равной мере открыт как природный, так и человеческий мир, то лермонтовскому внемлет лишь мирная, не знающая людских пороков природа:

И звёзды слушают меня,

Лучами радостно играя.

«Шумный град» же встречает его насмешкой «самолюбивой пошлости», неспособной понять высокого, аскетического инакомыслия. Различный трактовки темы поэта у Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике пророка. В отличие от Пушкина, неделившего его сверхъестественными свойствами, Лермонтов вносит в описание своего героя простые человеческие черты, а так же бытовые подробности. Он худ, бледен, одет в рубище, торопливо пробирается чрез город, слыша за спиной оскорбительные возгласы.

Таким образом, в соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «пророка» раскрывается им, как трагическая. Она многогранна: это и образ общества, враждебного «любви и правде». И образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагической разобщенности интеллигенции народа, их взаимного понимания.

В XIX веке, в наступающих сумерках, когда лучшими людьми века овладевает ужас перед будущим и смертельная скорбь, Пушкин один провозглашает заздравную песню во славу жизни, вечному солнцу:

Ты солнце светлое, гори.

Как это лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертием ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

 


Тема 4

Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова 2герой нашего времени.

«…из двух друзей всегда один раб другого».

М.Ю.Лермонтов «герой нашего времени», «княжна мери»

План

I история души человеческой.

II … мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери»)

                   1…. Человек замечательный по многим причинам

                                          а) он скептик и материалист

                                          б) он плакал над умирающим солдатом

                                          в) у него был злой язык

                                          г) молодёжь прозвала его Мефистофелем

                                      д) мы взаимно друг друга морочим

                                          е) достойный друг

                   2.во мне два человека: один живёт… другой мыслит и судит его

                                          а) привык себе во всём признаваться

                                          б) я был готов любить весь мир

                                          в) я боюсь показаться смешным самому себе

                                          г) зачем я жил? для какой цели родился?

                                          Д) не протянул мне руки

III Вот люди! Все они таковы (запись Печорина о Вернере после дуэли с Грушницким.

 

«история души человеческой…» едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа – говорит в романе «Герой нашего времени М.Ю.Лермонтов. проблема личности- центральная вромане. Ситема образов, как и вся художественная структура Романо построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разными углами зрения осветить центральный персонаж. В №Княжне Мери» Печорин показан в среде, родственной ему социально, но чуждой духовно. Если в отношениях с Грушницким и Мери, Печорин раскрывается, прежде всего, как «внешний», то в отношениях с верой и Вернером – как внутренний человек, хотя обе эти линии тесно переплетены.

Рассмотрим двух героев: Вернера и Печорина. С первых слов Печорин пишет о Вернере с уважением: «человек замечательный по многим причинам». Что же такое для Печорина – человек замечательный? Он скептик и материалист.. а вместе с этим поэт «… хотя в жизнь свою не написал двух стихов…». Скептик- человек во всём сомневающийся (вспомним запись Печорина: «я люблю сомневаться во всём»). Материалист- видимо, здесь это значит не только «сторонник материалистической философии, но и практический, деловой человек. В Вернере Печорин ценит не те качастве, которыми обладает, что доктор «изучил все живые струны человечского» - ведь его самого интересуют «слабые струны любдей». Но в Вернере есть нечто принципиально отличное: он –врач, у него есть дело. Каков он в своём деле? «обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но, а раз видел, как он плакал над умирающим солдатом2. вот чем оказывается можно привлеч Печорина: «… он плакал над умирающим солдатом, был бледен, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу, он мне раз говорил, что скорее… У него был злой язык…»


Тема 5

Изображение человеческих страстей в «Маленьких трагедиях А.С.Пушкина.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать

 А.С.Пушкин.

План.

I роковые поединки.

II Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу

1. ужасный век, ужасные сердца (скупой рыцарь)

2. Гений и злодейство, две вещи несовместимые (Моцарт и сальери)

3. ... за гладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь (каменный гость)

4. но много нас ещё живых, и нам причины неи печалиться(пир во время чумы)

III есть упоение в бою (При во время чумы)

 

 

 Вриант вступления.

Всем известно, что ничто великое на земле невозможно вне страсти. Сам Пушкин, столь строго судивший себя:

И меж детей ничтожных мира,

Быть может всех ничтожнёй он…

Столь глудоко познавший «змеи сердечной угрызенья».

И с отвращеньем читая жизнь мою,

Я трепещу, и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,

Но строк печальных не смываю…,-

Предвидел и «суд глупца, и смех толпы холодной». Человечесике страсти: скупость и мотовство, дружба и зависть, любовь и разврат жизни и бессмертие, верность и предательство.

В №Маленьких трагедиях» А.С.Пушкин размышляет о человеке, о его возможностях. Роковые поединки барона и Альбера, Сальери и Моцарта, Дона Гуана и командора – это ещё один ответ великого поэта на вопрос о смысле жизни.


Тема 6

«самостоянье человека-залог величия его». ( по повести А.С.Пушкина «капитанская дочка»).

… не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.

А.С. Пушкин.

План

I тема чести

II постигай истину

1. завет отца

2. испытание свободой.

3. признание вины.

4. неприятные пошлости.

5. враги – братья (встреча с Пугачевым).

6. путь мести или милосердия.

III свобода выбора.

 

Ключевые цитаты:

…!береги платье с нову, а честь с молоду (Григорий 1гл)

доказать, что я уже не ребёнок (игра с Зуриным, проигрыш, стыл. Помиримся, виноват (Гринёв просит прощения у Савельича).

Ты лжёшь, мерзавец! ( Гринёв не принимает пошлые намёки и советы швабрина о Маше.

Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня.

Великодушно принял своего несчастного соперника.

Я боялся или сойти с уиа, или удариться в распутство.

.. нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия.

Я глядел смело на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.

Я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению (думает Гринёв, когда Пугачёв протягивает ему руку для поцелуя)

Не хотел торжествовать над уничтоженным врагом (Гринев о швабрине)

Мысль внышать её имя гнусными изветами злодеев.. меня поразила, что я засмеялся и спутался (суд. Гринёв в оправдание своих странных отношений с Пугачёвым считает невозможным впутывать имя любимой маши Мироновой)

Жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал . Только не требуй того, что противно чести моеё и христианской совести. (Гринёв- Пугачёву)

 Вариант вступления6

Тема чести была для Пушкина принципиальной. В замечательной своей повести «капитанская дочка» А.С.Пушкин в эпиграф вынес слова пословицы : «береги честь смолоду». Что нужно человеку, чтоб не уронить своего достоинства в любых испытаниях? Что делает человека подлинно великим? Вот герой повести Петр Андреевич Гринёв, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» не понимает решения своего отца: отправить его служить в орегбург.

 

Вариант заключения:

Таким образом, А.С.Пушкин утверждает мысль о том, что человек всегда свободен в своём нравственно выборе: быть совестливым или циничным, жестоким или великодушным, смелым или трусливым. Идти трудной дорогой проедоления людских слабостей и есть самостоянье человека, что по мысли поэта является залогом величия его.


Тема 7.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!