Концепты богатство бедность в пословицах и поговорках



 

В исследованиях современных авторов нет единого и универсального определения понятию «концепт». Оно различно, как у отечественных авторов, так и у зарубежных, у одних большее значение придается лингвокультурологическому аспекту, у других – когнитивному.

 «Концепт – это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего, человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [2].

Рассматривая концепт «богатство» в русскоязычных и англоязычных пословицах и поговорках, следует отметить, что, несмотря на существенные различия в понимании представителями культур данного концепта, однако, имеют место и ему присущие универсальные свойства.

Необходимо дать определение понятиям «пословица» и «поговорка».

Как утверждает В.И. Даль, «пословица – коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это – суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица – обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми» [2, с.8].

При этом В.И.Даль отмечает, что «поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы» [2, с.9].

Представитель американской паремиологии, профессор Вольфганг Мидер предлагает свое определение пословицы (Пословица - это короткое, общеизвестное изречение народа, которое содержит мудрость, истину, мораль и традиционные взгляды в метафорической, фиксированной и запоминающейся форме и передается из поколения в поколение) [8; перевод наш].

В большинстве своем «богатство» рассматривается в положительном аспекте и означает благо, как и материальное, так и духовное. Данная составляющая концепта «богатство» присутствует, как и в англоязычных, так и в русскоязычных паремиях. Однако процент пословиц и поговорок, несущих положительное значение, всё же, разнится.

Для начала рассмотрим концепт «богатство» в русскоязычных пословицах и поговорках. В русском языке богатство несет в себе, в большинстве своем, отрицательную коннотацию. Ум, доброта, дружба и семья намного важнее, чем материальные блага. Рассмотрим примеры пословиц и поговорок, представленные в словаре «Пословицы и поговорки русского народа» В.И.Даля:

(1)Богатством ума не купишь [2, с.33]

(2)Богатство – грязь, ум – золото [2, с.33]

(3) Богатый на деньга, а бедный на выдумки [2, с.33]

Богатство рассматривается как предвестник несчастья, что богатого человека преследуют болезни, неудачи. Например:

(1) Богат – да крив, беден – да прям [6, с.24]

(2) Богатство да калечество – то же убожество [6, с.25]

(3) Богатство и спокойство редко живут вместе [6, с.25]

Согласно русскоязычным пословицам у обеспеченных людей «нет души». Кроме того, множество русскоязычных пословиц связаны с религиозной тематикой. Так, представляется, что богатые люди попадут в ад, так как добывали деньги нечестным путем. В свете вышесказанного хочется представить следующие примеры:

(1) Богатому душа дешевле гроша [2, с.32]

(2) Богатому и в пекле хорошо [2, с.33]

(3) Богатому и черт ребенка качает [2, с.33]

(4) Богат, да не Богу брат [2, с.32]

(5) Богатство от смерти не избавит [2, с.32]

(6) С богатством в рай не войдешь [2, с.32]

(7) В богатстве сыто брюхо, голодна душа [2, с.33]

(8) Богатым в рай не взойдешь [1]

В русском языке присутствуют пословицы, которые повествуют о том, что богатству сопутствует горе. Например:

(1) Богатство рождается в людских слезах и горе [2, с.32]

Важная черта богатства в русскоязычных пословицах – скупость, что демонстрируют данные примеры:

(1) Богатый скорее удавится, чем с добром расстанется [2, с.34]

(2) У богатого зимой снегу не допросишься [2, с.34]

(3) Богатство и скупость неразлучны [6, с.25]

(4) Богатому жаль корабля, а бедному – кошеля [2, с.33]

Некоторое количество пословиц содержат в себе отрицательное значение богатства, а именно, то, что в деньгах не стоит искать дружбы. Это иллюстрируют следующие пословицы:

(1) Богатому ни правды, ни дружбы не знавать [6, с.24]

(2) Богатство добыть – и братство забыть [6, с.24]

(3) В богатстве не ищи братства [2, с.32]

(4) Богатый бедному не брат [2, с.32]

Пословицы, представленные ниже, демонстрируют концепт «богатство» как явление, которое нужно избегать.

(1) Не жили богато, нечего и начинать [2, с.34]

Как мы видим, данные пословицы иллюстрируют «богатство» в негативном аспекте. Наличие материального блага не только нежелательно, но также приводит к скупости, горю, ухудшению межличностных отношений и даже калечит душу.

В русском языке существуют паремии, которые описывают «богатство» как благо, но частотность их присутствия в словаре «Пословицы и поговорки русского народа » В.И.Даля, по сравнению с отрицательной коннотацией «богатства», значительно меньше. Их уже сложнее структурировать по каким-то определенным категориям, как например, было в случае с негативным аспектом данного концепта, где признаки, характеризующие их уникальные свойства не так очевидны, как в случае с негативным аспектом данного концепта. Паремии, описывающие «богатство» как благо занимают ведущую позицию в общем числе положительных характеристик, например:

(1) Богатому всё праздник.[2, с.32]

(2) О чем тому тужить, кому есть чем жить.[2, с.32]

(3) Денежка рубля бережет, а рублю голову стережет.[2, с.34]

(4) Деньга и камень долбит.[2, с.32]

(5) Бедность плачет, богатство скачет.[2, с.32]

(6) Есть грош, так будет и рожь.[2, с.32]

Несмотря на общее недоброжелательное отношение к богатству, присутствует значительное количество паремий, отражающих положительное отношение к обеспеченным людям и, скорее, их вседозволенность. Приведем примеры:

(1) Богат сидит в пиру, убог бродит в миру [2, с.33]

(2) Богата, хоть дурака, всяк почитает [6, с.24]

(3) Богатого провожают, чтобы не упал, а бедного – чтоб не украл [11]

(4) Богатого за стол усаживают, а бедного и так выпроваживает [11]

Для наглядного представления соотношения положительной стороны богатства и отрицательной, были проведены вычисления процентной составляющей той или иной стороны как в подробном рассмотрении, основных черт и характеристик, так и общее число паремий с отрицательной и положительной коннотацией. Расчеты проводились с вычислением математической пропорции, в которой из общего числа пословиц и поговорок языка (100%), отдельные черты концепта брались за неизвестное (x).

1.Бедность не является грехом или преступлением.

Это отражается в следующем бедность не порок; бедность не преступление. Так иллюстрируется то, что в раннем отношение к беднякам, к бедности маркировалось положительно.

Напротив концепт «богатство» репрезентируется именами существительными (грех), (неудобство), (стыд), (преступление). Таким образом, богатство воспринимается негативно, таккак оно приводит к таким последствиям как грех и преступление

1. Бедный человек–(бедняк, попрошай-ка). При этом просить не значит унижаться, чему мы находим подтверждение в католической морали (аскеза, монашество).

2.Человек не должен стыдиться бедности. Примерами таких паремий являются: бедность не позор; позор – стыдиться бедности. Бедность не позорит и не оскорбляет человека, например, благородная бедность не позор.

3.Бедность ассоциируется с милостыней. Милостыня не унижает человека. Примером являются следующие примеры: милостыня никогда не делает бедными; подавая милостыню, никогда не обеднеешь, крадя, не обогатишься, в богатстве не поумнеешь.

В данном примереприсутствует оппозиция «бедность-богатство»: подаяние – процветание. Кроме того, процветание(богатство) противопоставляется мудрости, в данной паремии – имя прилагательное.

Идея того, что мудрость не сочетается с богатством, находит своё отражение в других паремиях, например, напасти, превратности судьбы делают человека не богатым, мудрым.

 Концепт «бедность» репрезентируется именами существительными (милостыня), благотворительность, раздача подаяний, напасти, несчастья, именем существительным мудрый.

4) Бедный человек обладает внутренним богатством.

5) Бедняки обладают внутренними достоинствами. Примером могут послужить следующие паремии: бедняк никогда не обанкротится; бедняки сидят на передних скамьях в раю; не имей ничего и не желай ничего.

Изпоследней примеров можно сделать вывод о том, что стремление к накопительству не приветствуется, отсюда накопительство – вред. Идея того, что человеку надо столько, сколько необходимо для нормального существования, а излишек приносит вред, покрепляется паремией довольство – лучшее богатство.

Материальное богатство и внутреннее богатство можно противопоставить благодаря паремии богатый совести не купит, а свою погубит.

Богатство в виде денег приравниваетсяк грязи, грязным поступкам. Нечестные поступки несовме-стимы с понятием совесть. Следовательно, совесть не соотно-сится с богатством, а соотносится с бедностью.

    Концепт «богатство» репрезентируется именами существительными и свободными сочетаниями бедняк, попрошайка, рай, деньги, грязь, засохшие крошки, хлеб, предоставляемый благотворительными организациями; глаголами и свободными со-четаниями иметьхотеть, тратить, просить, to заботиться. Следовательно, выводим: бедный – хороший.

Оппозиция «бедность – богатство» представлена как противопоставление «позитивное – негативное».

 Ряд примеров иллюстрирует эту идею: богатство обнажает пороки, бедность– добродетель, легче перенести напасти, чем забыть богатство), гордость и процветание оборачиваются несчастьем и напастями. Отсюда богат-ство – это гордость. В Библии гордыня – это грех, таким образом, богатство, гордость за своё богатство – грех. Репрезентация концептов «богатство» и «бедность» осуществляется посредством имён существительных процветание, напасти, затруднительное положение, несчастье, гдебедность репрезентируется именами существительными с се-мой отрицательного, отсутствия.

Ряд примеров иллюстрирует взгляд на бедность.

1) Богатство в отличие от бедности символизирует избранность

Например: спроси Бога, что можно дать, и получишь; добиться всего можно своими силамилучше родиться везучим, чем богатым; нечестно заработанное впрок не идёт; каши маслом не испортишь. Таким образом, богатство не приносит вреда. Наоборот, бедность – это признак не избранности Богом. Репрезентация концепта «бедность» осуществляется именами существительными strife , бог, желое» сердце; глаголами (желать), (получать), (давать (обвинять); именами прилагательными (богатый), (удачливый).

2) Инициатива, настойчивость, отсутствие лени и накопи-тельство – ключ к успеху.

Ряд характеризует человека, желающего избежать бедности. Человеку не следует быть застенчивым, он должен занимать активную жизненную позицию стыдливый из-за стола голодным встаёт. Ленивый человек не спо-собен разбогатеть лень идет так медленно, что бедность настигает ее.Медлительность не способствует процветанию медлительность – ключ к бедности.

Человек, желающий иметь богатство, должен быть смелым / удача сопутствует храброму, смелость города берет; активно заниматься делом человек – сам творец своей судьбыне топор тешет, а плотник), (время – деньги).

Богатство – это не только успех, нои деньги, и время. Накопление богатства не наносит вреда: копейка рубль бережет; лучше жить в зависти, чем в жалости. От-сюда следует, что зависть ассоциируется с богатством, а жа-лость – с бедностью.

Концепт «бедность» репрезентируется именами существи-тельными стыд, застенчивость, лень, медлительность. Богатство иллюстрируется име-нами прилагательными здоровый, мудрый, богатый; субстантивированным прилагательным смелые, именами существительными удача, успех), (время); глаголом благоволить, заработать, (сберегать), to (приобрести).

Глупый человек не владеет деньгами. Богатство невозможно приобрести без кропотливой работы приложения умственных способностей у дурака в горсти дыра). Человек, не обладающий большим умом, не умеет копить и сберегать имеющееся. Умный человек способен использовать деньги разумно: умный человек – хозяин деньгам, а скупой – слуга).

Репрезентация концепта «бедность» осуществляется по-средством имени существительного и свободного сочетания (дурак), (мудрый человек); репрезентация концепта«богатство» – посредством имён существительных (слуга), (хозяин), богатства.

Бедность убивает смирение: человек не подчиняется ни божьему закону, ни закону общества, он должен быть изворот-ливым. Например: бедность – это петля, ко-торая душит кротость, но культивирует неуважение к бог ближнему. Ассоциация «бедность – изворотливость» присутствует в паремиях нужда научит кузнеца сапоги тачать и худа та мышь, которая одну лазею знает. Концепт «бедность» можно проиллюстрировать именами существительными (петля, аркан), неуважение глаголом душить.

5) Деньги как составляющая богатства рассматриваются положительно.

Например: денежный мешок; деньга деньгу наживает); (деньги, потраченные на образование, никогда да-ром не пропадают); (за деньги и кля-ча поскачет, с деньгами всего можно добиться); (деньги – сила); (денежка все двери отпирает, золотой молоток и железные ворота отпирает). Отсюда, рассматривая деньги как материальную составляющую богатства, делаем вывод: богатство – это сила и возможности. Отсутствие возможностей и силы усматривается в паремии бедному да вору вся одежда впору). Таким образом, бедность – отсутствие возможностей. Богатство как сила и власть представлено паремией закон – что дышло: куда по-вернул, туда и вышло). Власть (закон) присуща не всем, а богатым, следовательно, богатство – сила и власть, а бедность – подчинение.

Концепт «богатство» репрезентируется глаголами действия:(в значении «заставить»), (получать), именем существительным (сила, власть).

Перед богатыми людьми преклоняются, развито подхалим-ство, человек ценится своим материальным положением. Например, богач не знает точно, кто его друг; кто платит, тот и заказывает музыку, кто платит, тот и распоряжается); шутка богача всегда смешна, есть чем звякнуть, так можно и крякнуть; вор сой-дет за джентльмена, когда он становится богатым, кто бо-гат, тот мне брат. Во-первых, богатство ассоциируется с неискренностью, во-вторых, богатство – это верность людей.

Богатство, а не бедность делает «завидным женихом / невестой».

Например: (хорош Мартын, когда есть алтын); (богатое приданое – это как постель, полная ежевичных колючек). В этом случае богатство также ас-социируется с понятием честности и искренности. Здоровье – богатство, бедность – его отсутствие.

K примеру такого класса относятся: не рад больной и золотой кровати, здоровье дороже денег); (здоровье дороже денег). Таким образом, здоровье и есть бо-гатство. Кроме того, богатство ассоциируется с добрым именем: (богатство улетучится, честь и доброе имя останутся); (добрая слава лучше богатства, денег ни гроша, да слава хороша, лучше быть бедняком, чем разбогатеть с грехом).

5) Богатство бедных людей в надежде.

Примером служат следующие паремии: (если бы мечты были бы лошадьми, бедняки оседлали бы лошадей); (надежда – хлеб бедняка).

6) Нейтральная оценка богатства и бедности.

Сюда входят паремии, не связанные с установками и мо-ральными принципами человека. Например досл. богатый год – снежный).

Паремиологическое воплощение концепта «бедность» мож-но представить рядом ключевых языковых единиц.В ядро концепта «бедность» попадают имена существительные бедность, неудобство, несчастья, неудобства).

Концепт «бедность» репрезентируется субстантивирован-ным прилагательным. Среди имён прилагательных выделяются следующие группы:

В ассоциативное поле концепта «бедность» входит мудрость (ум). Если бедный не является мудрым, то глупый не может получить или удержать деньги. Чрезмерное стремление к богатству и жадность воспринимаются негативно. В результате исследования мы выявляем, что

«богатство» является силой, отсюда богатый означает сильный, бедный занимает подчинённое положение. Однако сила разрушает человека. Результаты анализа в ассоциативное поле концепта «бедность» входит искренность: верные друзья познаются в беде и беднос-ти. Отсюда, богатство – это верность друзей в бедности. В рамках исследования мы можем представить метафорическую модель, к которой восходит концепт «бедность». Модель «бедность» представлена следующим образом:

В модель «бедность» входит следующее:

1) Бедность – не порок или это зло?;

2) Бедность – не признак ума, глупость;

3) Бедность – несчастье;

4) Бедность – одиночество;

5) Бедность – лень и медлительность;

6) Бедность – не здоровье;

7) Бедность – подчинение;

8) Бедность – изворотливость;

9) Бедность – жалость;

10) Бедность – гордость;

11) Бедность – совесть;

12) Бедность – проверка на верность.

 

Как мы видим, в модели концепта «бедность» есть противоречивый пункт, что свидетельствует о том, что концепт «бедность» является неоднозначным. Несмотря на различия в представлениях о бедности в католицизме и протестантизме, бедность неразрывно связана с одними и теми же явлениями и восприятиями, что говорит о том, что есть некое архетипичное представление о бедности, которое человек проецирует на свою жизнь вне зависимости от религиозных взглядов и социальным убеждений.

Всего для анализа было взято 35 русскоязычных и 32 англоязычных пословиц и поговорок. Из них, отрицательную коннотацию имеют 14 русских (что составляет 56% от общего числа представленных русскоязычных паремий) и 13 англоязычных (что составляет 41 % от общего числа представленных англоязычных паремий). Положительное значение имеют 11 русскоязычных и 19 англоязычных паремий (см. диаграммы 1-4 в приложении).

Таким образом, общее число положительных и отрицательных значений пословиц рассматриваемых культур разнится, из чего можно проследить культурные особенности носителей этих языков. Каждый язык – прежде всего национальное средство общения, и было бы странным, если бы в нем не отразились специфически национальные факты материальной и духовной культуры общества, которым он принадлежит.

Пословицы и поговорки – одни из форм народного творчества, отражающие какие-либо явления жизни. Пословицы несут в себе поучительный смысл, передавая опыт народа из поколения в поколение. Из чего можно утверждать, что пословицы и поговорки являются своеобразным зеркалом, отражающим национальный характер той или иной культуры.

Несмотря на то, что уникалии в содержании концепта «богатство» явно прослеживаются в сопоставительном анализе двух культур, универсалии все же присутствуют в паремиях английского и русского лингвокультурных сообществ. Так, можно заметить, что ценность нематериального блага имеет почти одинаковое соотношение в обоих языках – 9 % в русском языке и 13% в английском соответственно. Кроме того, богатство как предвестник горя и болезни также схоже в количественных показателях: 19 % в англоязычных пословицах 17 % в русскоязычных пословицах. В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что, несмотря на различия, которые встречаются в ходе сопоставительного анализа содержания представленного концепта на материале рассматриваемых языков и культур, все же в нем также присутствуют и универсальные особенности. Следовательно, несмотря на то, что изучаемые нами культуры, казалось бы, абсолютно разные, всё же имеют место понятия в рамках паремиологического ряда, которые одинаково трактуются в нескольких лингвокультурных сообществах.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 455; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!