Концепты богатство бедность в словарях ассоциативный



 

Применение концепта богатство бедность в ассоциативном словаре объясняется тем фак­том, что концепт тесно связан с ассоциативным пространством или полем име­ни, проявляясь в нём. Ассоциативным полем слова является совокупность ассоциатов на слово-стимул. Материалом являются данные, полученные в ходе экспериментального исследования.

Изменения в ассоциативном словаре можно обозначить как «сдвиг в сторону материального богатства» (около 80% ассоциаций). Если в словаре А.А. Леонтьева слова «деньги» вообще не было в списке стимулов, то в ассоциативном словаре этот ассоциат присутствует на первом месте по частотности реакций на слово-стимул «богатство» (11 ассоциаций на 106 испытуемых) и составляет отдельную словарную статью в прямом словаре и 21 статью в обратном словаре. И, наоборот, на долю реакций, обозначающих духовное богатство, в соответствующей словарной статье прямого словаря приходится лишь 9,5% ассоциаций. Несколько больший процент составляет «народное» богатство, т.е. природные ресурсы (земля, леса, озера, природы). Изменился и лексический состав ассоциатов: в основном это слова, обозна-чающие занятия, приносящие богатство (бизнес, кооператив), его количественные характеристики (большое, несметное, огромное, дикое, много всего, невиданное) и его обладатели (миллионер, кооператор, купец, барин, бизнесмен, капиталист проклятый, буржуй, наследник, родственник, спонсор).

Особый интерес для нас представляют оценочные реакции, выявляющие отношение русских того периода к богатству и к богатым людям. Именно в них, как нам представляется, заключена скрытая конфликтогенность, готовая при определенных условиях вылиться в открытый конфликт. Так, на слово-стимул богатый в приходится порядка 11% негативных реакций (бездельник, толстый, додж, капиталист проклятый, злой, подлец, разгильдяй, сноб; мафия, жадный, карьерист, надменный, тупой, воровать, дурак). А в обратном словаре ассоциат богач возник на такие стимулы, как: чиновники, скряга жадный, проклятый, скупой, хапуга. При этом слово-стимул богатство в ассоциативном словаре — иногда оценивается респондентами либо нейтрально, либо положительно (хорошо, беспроблемная жизнь, комфорт, свобода, хорошо жить). Негативную реакцию вызывают, скорее, богатые люди, обладатели богатства.

В ассоциативном словаре на слово-стимул богатство положительных оценок уже втрое больше, чем негативных (хорошо, счастье, удача слава, состояние, труд, обеспеченность, хочу, должно быть, защита, комфорт красивый дом, круто, не бывает лишним, неплохо, стабильность, уверенность, удобства, удовольствие, ум успех, щедрость).

Однако по-прежнему слова «богатый» и «богач» как в прямом, так и в обратном в ассоциативном словаре вызывает преимущественно отрицательное отношение.

При этом особое осуждение вызывают способы получения богатства (воровать, вор, карьерист, мафия, блат). В языковое сознание русских прочно входят такие слова, обозначающие обладателей богатством, как: олигарх 20; бизнесмен; депутат, чиновник, политик. Встречаются и такие жаргонизмы, как бабло, бабки, додж, обнаруживающие презрительное отношение к деньгам (скорее всего, заработанным нечестным путем) и их обладателям.

Поэтому богатство в сознании жителей этого региона, скорее, должно ассоциироваться именно с запасами полезных ископаемых, лесов, озер, морей и рек. И, действительно, вторая по частотности реакция — золото.

 Однако, в целом, таких реакций в ассоциативном поле слова-стимула богатство немного, и они все одиночные (бриллиант, нефть, драгоценность, национальное, Сибири). Основную часть составляют оценочные реакции, причем большая их доля приходится на положительное восприятие богатства: счастье 12; роскошь 8; хорошо 7; радость, успех 4; желание, мечта, цель 3; благополучие, блеск, свобода, слава, удача, хочу, щедрость 2; дар, замечательно, кайф, комфорт, нужно, отлично, сказка, состоятельность, старание, усердие, честное.

При этом 191 ассоциат представляет материальное богатство и лишь 25 ассоциатов —духовное.

Таким образом, представления русских эволюционируют в сторону приятия и одобрения, прежде всего, личного материального богатства, небольшая часть ассоциаций называет национальное, народное богатство, в основном относящееся к природным ресурсам. Следует также отметить, что в ассоциативных полях слов стимулов «богатство», «богатый», «богач» довольно много реакций, из которых можно заключить, что личное материальное богатство, во-первых, зачастую нажито нечестным путем (награбленное, нечестно, порок, грех, покер), а во-вторых, его обладатели по-прежнему получают большое число негативных оценок (мажор, жадный, глупый, жлоб, скряга, зажрался, ленивец, скупердяй, злой, алчный, высокомерный, жестокий, надменный, подлец, хапуга). Такое положение, безусловно, подтверждает наш тезис о потенциальной конфликтности анализируемых концептов русской культуры.

Проведение ассоциативного эксперимента состоит из 7 этапов:

1. Построение ассоциативного поля.

Предъявляется список слов-стимулов. Предлагается в каче­стве реакции написать первое же слово, которое приходит в голову на предъяв­ленный стимул. Испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.

2. Статистика количественных показателей полученных реакций.

3 .Когнитивная интерпретация ассоциатов в русском языке.

Выделенные на предыдущем этапе реакции группируются по отдельным когнитивным признакам. Слова-ассоциаты при этом выступают как языковые средства вербализации, о внешней отдельных когнитивных признаков.

Обобщаются однокоренные ассоциаты, номинации одного семантического компонента словами разных частей речи, синонимами, то есть ассоциаты, фактически словесно номинирующие один и тот же когнитивный признак.         <

4. Полевая стратификация исследуемого слова-стимула.

Языковое ассоциативное поле членится на ядро, базовые слои и перифе­рию, поэтому далее осуществляется полевая стратификация, а также дается сравнительная интерпретация исследуемого слова-стимула.

5. Когнитивно-психолингвистическая интерпретация изучаемого концеп­та.

Выделенные когнитивные слои образуют содержание исследуемых кон­цептов. Предлагается к рассмотрению сравнительная когнитивно- психолингвистическая интерпретация исследуемого концепта в русском сознании.

III. Построение модели ассоциативного поля исследуемого концепта в рус­ском сознании. Одной из задач нашего исследования является выделение взаимосвязи концептов богатство и бедность в русском и английском языковом сознании на основе анализа экспериментального материала. С этой целью с помощью ме­тодики выявления оппозитов ключевой лексемы было дано задание: «Подбери­те, пожалуйста, противоположные слова, выражения к слову богатст­во/бедность». На основе полученных данных выделялись когнитивные призна­ки, и устанавливалась взаимосвязь изучаемых концептов.

IV. Для выявления психологически реального значения нами проводился рецептивный эксперимент с использованием метода субъективных дефиниций. Нами было предложено следующее экспериментальное задание: «Напишите, пожалуйста, своими словами, как Вы понимаете, что такое богатст­во/бедность. Богатство /Бедность — это ...».

V. Последним, итоговым этапом является описание макроструктуры кон­цепта, (атрибуция выявленных когнитивных признаков образному, информа­ционному компонентам и интерпретационному полю и установление соотно­шения в структуре концепта). Образное содержание изучаемых концептов было выявлено с помощью методики толкования субъективного образа. Так как по­лученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента ядерные компонен­ты и «базовые слои представляют собой определенный чувственный образ» (И.А. Стернин), то, выделенные в ходе экспериментальных методик ядерные и базовые когнитивные компоненты, также составляют образное содержание концепта. Информационное содержание было представлено когнитивными признаками, составляющими номинативное поле исследуемых концептов. Ин­формационное содержание многих концептов близко к содержанию словарной дефиниции ключевого слова концепта.

Содержание интерпретационного поля составляют периферийные компо­ненты, выявленные в ходе свободного ассоциативного эксперимента.

Значение слов богатство и бедность в толковых словарях, и психологически реальное значение в созна­нии носителей языка существенно различаются по количеству семантических компонентов.

В Толковом словаре Ушакова дается следующее определение лексемы «богатство»: «большое обладание накоплениями, ценными вещами», а также приводится ряд синонимов к данной лексеме «владение, благочестие, изобилие, состояние».

Ещё одно определение лексемы «богатство» взято из толкового словаря русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой, в котором она рассматривается как «большое обладание деньгами, ценными вещами, имуществом». Все определения в русском языке основываются на том, что «богатство» означает прежде всего «наличие, накопление, сбережение материальных и финансовых ценностей».

Таким образом, данная пословица подчеркивает тот факт, что обладание богатством делает человека более беззаботным. Именно материальная «тяжесть» облегчает жизнь в целом. Это доказывает наличие в русском языке антонимичных по своему смыслу пословиц. Например: Легкий кошелек - тяжелое проклятие. Помимо этого, большое обладание материальными благами не воспринимается как нечто отрицательное, разрушающее, от чего стоило бы избавиться, например: Изобилие не беда; хороших вещей никогда не бывает много.

Во втором случае подчеркивается еще и тот факт, что богатство стоит постоянно преумножать, таким образом, для русскоговорящего сообщества богатства никогда не бывает много и нет определенного максимального размера для него. Однако, несмотря на это, в языке существуют паремии, обладающие антонимичным смыслом. Например: больше денег — больше хлопот; лишние деньги — лишние заботы. То есть, богатство подчиняет человека, лишает его свободы, накладывает определенные рамки, мешающие совершать те или иные действия. Причем чем больше богатства, тем больше зависимость от него и подчиненность. Это доказывает лексема большой, огромный.

Исследование показало, что в некоторых пословицах наделение предмета признаком оказывается важнее самого предмета, поэтому имена прилагательные являются необходимыми элементами создания обобщённого значения. При их устранении суждение теряет смысл.

Главным становится признак, качество субъекта, а не сам субъект: (богатый, рады, лучше, рогатый, легкий, тяжелое, здоровый человек, счастливый, сытый, удачливый, роскошную). Чем богаты, тем и рады; знание лучше богатства; мужик богатый — как бык рогаты; здоровый человек - богатый человек; легкий кошелек - тяжелое проклятие; лучше родиться счастливым, чем богатым; богатый не знает трудностей бедного, сытый - мучений голодного; удачливый в гору ползет, а неудачливый и под гору не катится; на минимальную зарплату можно позволить себе роскошную голодовку.

Концепт «богатство» аккумулирует свои эстетические смыслы в пределах предметно-понятийного слоя на лексико-морфологическом уровне. Мы можем увидеть смысловое ядро концепта через семантику глаголов богатеет, вьётся, достаётся, побеждает, потрудишься, жить, зарабатывает, любить, врет, скопится, боится, выкупишь, проживу, боится, погибает. Например:

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся; смелый побеждает, трус погибает; не потрудишься — счастья не узнаешь; богатому не спится: богатый вора боится; не с деньгами жить, а с добрыми людьми; кто зарабатывает лишь на хлеб, сыт не будет; чтоб богато жить, надо труд любить; где есть труд, там и счастье будет; деньги копил, да нелегкого и купил; при сытости помни голод, а при богатстве - убожеств; деньгами души не выкупишь; о чем тому тужить, кому есть чем жить; богатый хоть врет, и то впрок идет; без денег проживу, без хлеба не проживу; куда деньга пошла, там и скопится; тот, кто быстро богатеет, не останется безвинным. Состав глаголов поддерживает динамику в значении ключевого слова «деньги», «убожество».

Таким образом, когда деньги становятся не средством существования, а его целью, они начинают носить разрушающий характер. Следующая пословица подтверждает, приведенный выше тезис, например: Деньги часто разрушают тех, кто их наживает. Из приведенных выше примеров можно сделать следующий вывод: концептуальное пространство богатство воспринимается в русской культуре двояко: с одной стороны, обладание богатством представляет собой ценность, с другой стороны, материальные блага отступают перед духовными ценностями и могут носить разрушающий характер.

Как показал анализ, глагол является одним из важнейших средств выражения обобщённого значения в языке пословиц. Глагол обозначает предельно обобщённый процесс, представленный в отвлечении от конкретного глагольного действия. Например: Бедный пот льет, а богатый его кровь пьет; бедный пожалеет, богатый -посмеется.

Видовые значения совершенного и несовершенного вида глагола нейтрализуются, так как действия являются типичными и выступают вне определённой временной локализации. Обозначается сам процесс, внимание концентрируется на факте, а видовая характеристика безразлична: Например: И бедный украдёт, да его бог прощает; бедный думает и разговаривает о деньгах - богатый об этом молчит.

Важной категорией глагола является категория времени, представленная в обобщённом плане. Временная обобщённость характерна для формы настоящего времени, указывающей на общие истины. Например: Без правды не живут люди, а только маются; не деньги нас наживали, а мы деньги нажили.

В составе русских пословиц можно выделить следующие особенности. Наличие материального богатства воспринимается русским народом, например, как залог крепкого физического здоровья: Здоровье зависит от богатства; здоровый человек - богатый человек; кто беден, тот и болен. Обращает на себя тот факт, что в русских паремиях интерпретация отношения к богатств у, а также противопоставление богатства и бедности происходит явно в пользу богатства. Например: Благочестиво лишь одно богатство; богатые люди всегда как дома; богатство прячут в кошелек, бедность - в пепле; бедный гонит лисицу, богатый ходит в мехах.

В ходе исследования концепта бедность в русском сознании при диахроническом анализе семантики ключевой лексемы бедный было установлено, что первоначально ядром концепта являлось конкретное понятие, которое может быть определено как беда. Анализ данных этимологических словарей позволяет выделить первичные признаки:

1. Бедность изначально соотносилась с понятием «беда» - «притеснение, гонение».

2. Значение бедность соответствует «вынужденный подчиниться силе».

3. Бедность имеет такие дефиниции,

как «бить, мучить, страдать».

4. Бедный соотносится с понятием «несчастный».

В отдельную группу можно выделить пословицы и поговорки, представляющие мысль о том, что богатство связано с возникновением различных забот и неприятностей. Например: Богат золотом, богат и заботами; богатых сон покидает; богатство приносит больше забот и держит нервы в напряжении, богатство - нерв. Кроме того, богатство не всегда может являться источником благополучия жизни, таким образом подчеркивается бессилие богатого человека при разрешении тех или иных ситуаций. Например: Богатство - это не все счастье; смерть на богатство не оборачивается; бедный или богатый все равно умрет скоро.

Для русского языкового сознания актуально то, что богатство дает свободу и независимость, открывает целый ряд возможностей, соотносится с успешностью.

В основе концепта «богатство» в словаре В.И. Даля приводится следующий синонимический ряд: множество, обилие, изобилие, избыток, излишество. По С.И. Ожегову, богатство определяется как «обилие материальных ценностей, денег». В Малом академическом словаре богатство – «Обилие материальных ценностей, денег. Роскошь, великолепие, пышность. Совокупность материальных ценностей. Обилие, множество, многообразие». В словаре Д.Н. Ушакова богатство определяется как «Большое имущество, преимущественно денежное. Совокупность материальных ценностей. Множество, обилие». Таким образом, мы отмеча-ем, что в концепт сферу «богатство» входят следующие языковые единицы: обилие, изобилие, избыток, излишество, большое имущество, обилие материальных ценностей, денег, роскошь, великолепие, пышность, совокупность материальных ценностей, множество, многообразие.

Содержание анализируемого концепта противоречиво: богатство может обернуться как благом, так и феноменом, порождающим зло. Кроме того, в данном концепте совмещаются 2 типа богатства – материальное и духовное. Для традиционных русских ценностей наиболее значимым представляется именно духовное богатство. Хотя в последние десятилетия происходят изменения в ценностных установках россиян: деньги и материальное богатство выходят на первый план по срав-нению с духовными ценностями.

Таким образом, пословичная картина мира имеет большое значение в языковом сознании носителя любой культуры. Поскольку пословицы существуют и просуществовали не одно десятилетие, значит, заключают знание, важное для данного народа, и отражают черты менталитета, характерные для этого народа в течение длительного времен.

Концепты богатство бедность в идеографическои словаре. Богатство обладание большой, материальные ценности богатство - большое личное имущество (нажить #. жить в богатстве. несметное #. несметные богатства). зажиточность. молочные реки кисельные берега. тугой [толстый] карман [кошелек] у кого. тугая [толстая] мошна у кого. карман трещит у кого.

Синонимы: благополучие, благосостояние, благота, блеск, богачество, великолепие, гобина, деньги, довольство, достаток, достаточность, жир, зажиточность, збожье, злато, золото, золотой дождь, золотые горы, избыток, изобилие, изобильность, капитал, люкс, мамона, материальное благополучие, миллионы, молочные реки, кисельные берега, обеспеченность, обилие, обильность, образность, пенязь, плутос, полная мошна, полный карман, полный кошелек, пышность, роскошь, состояние, состоятельность, толстая мошна, толстый карман, толстый кошелек, тугая мошна, тугой карман, тугой кошелек, шик, шик-блеск, шик-модерн, шикарность, щедрость.

Бедность благосостояние малый бедность - низкое благосостояние; состояние, при котором основные потребности превышают имеющиеся средства для их удовлетворения. бедняк. жить в бедности. бедный. беднота. | беднеть. бедняцкий. обеднеть. обеднелый. неимущий. необеспеченность - умеренная бедность. необеспеченный. на брюхе шелк, а в брюхе щелк. маломочный. небогатый. малоимущий. обездоленный.

Синонимы: бедность непокрытая, беднота, безденежность, безденежье, босота, гольтепа, злыдни, крайность, лишения, маломочность, малообеспеченность, мизерность, нагота, нагота и б осота, недостатки, недостаток, недостаточность, не имущество, необеспеченность, неполнота, нехватка, ни кола ни двора, ни ложки ни плошки, нищенство, нищета, нужда, обездоленность, отсутствие достаточных средств к существованию, пауперизм, сирость, скудность, скудость, убогость, убожество, шаром покати.

Структура концепта «богатство» включает характеристики понятия, значения, смысла и образа. Универсальные и национально специфические когнитивные признаки данного концепта характеризуются большим разнообразием оттенков, а сам концепт обладает многомерностью интерпретаций, которые приобретают смысловые компоненты на разных уровнях языковой системы (лексическом, фразеологическом, грамматическом) и в текстах.

Итак, изучение и описание концепта «богатство» возможно с позиций лингвокультурологического, когнитивного, аксиологического, прототипического, семантикопрагматического, интегративно интерпретирующего подходов, а также при их различном сочетании. Чаще всего исследователи обращаются к наиболее традиционным подходам – лингвокультурологическому и когнитивному. Проведенный анализ позволяет предположить, что аксиологический, семантикопрагматический и другие под ходы, рассмотренные в статье, формируются в рамках лингвокогнитивного и лингвокультуро логического подходов, принимаемых нами за базовые. Однако каждый из этих подходов к изу чению концепта «богатство» акцентирует внимание исследователя на том или ином его аспекте, детализирует его структуру.

Процесс дифференциации научных подходов к анализу концепта, с одной стороны, и интеграции, с другой, соответствует тенденциям развития современной науки. Все перечисленные подходы вписываются в системно функциональную и антропоцентрическую парадигмы. Исследование концепта «богатство» воз можно как единичного, в антонимической паре, на основе синонимов, а также в контексте исследования других концептов на очень разно образном лингвистическом материале одного или двух языков. В рамках рассмотренных подходов используется более 50 различных методов и приемов. К наиболее востребованным относятся методы когнитивного моделирования, когнитивной интерпретации эмпирического материала и этимологического анализа. Используемые современными учеными методики анализа концепта «богатство» имеют интегративный и комплексный характер и могут быть использованы при описании других концептов.

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!