Б. Для эпических произведений



«Курочка Ряба». Фольклорное произведение.

Жили-были дед да баба,

У них была курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -

Посадила яичко в осиновое дупёлко,

В кут под лавку.

Мышка бежала, хвостом вернула,

Яичко приломала.

Об этом яичке дед стал плакать,

Бабка рыдать, вереи хохотать,

Курицы летать, ворота скрипеть,

Сор под порогом закýрился,

Двери побутусились, тын рассыпался,

Верх на избе зашатался...

А курочка ряба им говорит:

- Дед не плачь, бабка не рыдай,

Куры не летайте,

Ворота не скрипите, сор под порогом

Не закуривайся,

Тын не рассыпайся,

Верх на избе не шатайся -

Снесу вам еще яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó,

Яичко не простое - золотое.

 Событийный ряд: курочка снесла яичко — мышка его разбила — мир рушится — Курочка обещает снести другое яйцо, лучше прежнего, и восстановить миропорядок.

Характеристика персонажей: Дед и Баба — какие-либо личностные характеристики у персонажей отсутствуют, следовательно они не индивидуализированы и, скорее всего, являются воплощением мифологического представления о прародителях.

Курочка Ряба — олицетворение космических сил, наделена речью, поскольку является персонажем сказки.

Мышка — олицетворение демонических сил, ломает яйцо, которое снесла курочка, и становится причиной хаоса.

«Из других деталей, существенных в связи с мотивом яйца как начала вселенной и так или иначе обнаруживаемых в славянской фольклорной или ритуальной традиции, следует подчеркнуть раскалывание яйца и золотой цвет яйца в целом. Допустимо думать, что крайне вырожденный вариант этих представлений обнаруживается в известной детской сказке о курочке, снесшей золотое яичко, и мышке, расколовшей его; параллель может быть продолжена указанием на роль птицы, причем нередко именно пестрой (ряба). А это сочетание мотивов золотого яйца на воде и птицы, как уже давно установлено, эквивалентно мотиву солнца, восходящего из вод и заходящего в воды». (Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце (на материале русских сказок) // Топоров В. Н. Мировое древо: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. — С. 399).

«Основные ступеньки процесса трансформации мифа в сказку: деритуализация и десакрализация, ослабление строгой веры в истинность мифических "событий", развитие сознательной выдумки, потеря этнографической конкретности, замена мифических героев обыкновенными людьми, мифического времени — сказочно- неопределенными ... перенесение внимания с коллективных судеб на индивидуальные и с космических на социальные, с чем связано появление ряда новых сюжетов и некоторых структурных ограничений». (Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М., 1976. - С. 264).

 

Это фольклорная бытовая сказка. Черты жанра

Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.

До этого она мне казалась сказкой абсурда, без малейшего прикладного смысла, как заклинание:) получили яйцо - и вроде бы радуйтесь, что есть золотая вещь - но они его зачем-то хотят разбить ( на куски, я так думала). Бьют долго и решительно, хотя понятно, что металлическую вещь не разобьешь. Отсавили в покое - но тут мышь прибежала. Почему они не разбили, а об пол яйцо разбилось - загадка. Ну разбилось - вот, радуйтесь же! а они вдруг в рев! Отчего? Потому что мышка у них кайф разбивания украла? из зависти и обиды на нее? или вдруг поняли, что не больно-то и хотелось разбивать? и жалко его целого? И тут приходит курочка и утешает - мол, снесу еще одно , но простое! так им же золотое было нужно!! Как их может утешить ее простое дурацкое яйцо?? Это же две разных вещи и уж простое-то не утешит по поводу золотого. Короче, была сплошная загадка для меня. И я думала - это просто так, белиберда заговорная - чтобы детишкам зубы заговаривать.

 


[1] Формулировки вопросов могут меняться в зависимости от содержания и наполнения курса.

 

 

[2] Русская литература XVIII века, 1700 – 1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979.

[3] Эстетическая (художественная) парадигма — совокупность представлений о мире, человеке, месте искусства в жизни общества в определенный исторический период (античность, средневековье, Возрождение, барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм и т. д.).

[4] В каждой шутке есть доля шутки)))

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!