ТЕМА: Творчество А.П.Сумарокова (2 часа).



 

1. «Эпистола о стихотворстве» в сравнении с «Поэтическим искусством» Н.Буало: условия поэтического творчества (требования к «творцу»); жанровая номенклатура и ее основания (дифференциальные признаки жанров); полемика с Буало в оценке отдельных авторов.

2. «Синав и Трувор»: оппозиции «разум-страсть», «долг-своеволие», «монарх-тиран» в конфликте трагедии; долг в системе ценностей героев трагедии.

3. «Димитрий Самозванец»: отношение героев к понятиям «истина», «закон», «власть», «вольность», «подданные», «царь»; категории личного и общего в развитии конфликта и поведении героев; проблема «народа и власти» и ее решение.

 

Тексты:

Сумароков А.П. Избранные произведения. Л., 1957 («Б-ка поэта». Бол.серия)

Русская драматургия XVIII века. М., 1987.

Буало Н. Поэтическое искусство // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

 

Литература для конспектирования:

Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981 (конспектировать, ориентируясь на вопросы задания); Или его же (другое издание): Драматургия русского классицизма. Трагедия // История русской драматургии: XVII – первая половина XIX века. Л., 1982.

Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48-73.

Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII вв. М., 1988. (конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. V, VI.

 

 

Практическое занятие 5.

 

 

ТЕМА: Жанр комедии в творчестве Д.И.Фонвизина (2 часа).

1. Место комедии в системе жанров классицизма (Н.Буало «Поэтическое искусство» и А.П.Сумароков «Эпистола о стихотворстве»). Тенденции развития жанра комедии в русской литературе до Фонвизина (Сумароков, Лукин).

2. Сравнительный анализ комедий «Бригадир» и «Недоросль»: принципы типологии героев, расстановка действующих лиц (как взаимодействуют между собой разные группы персонажей); особенности композиции и конфликта (с содержательной и формальной точек зрения); проблематика комедий Фонвизина (тема воспитания, содержание понятий «скот», «душа» и т. д.).

3. Жанровое своеобразие комедий Фонвизина.

 

Тексты:

«Бригадир», «Недоросль» Д.И.Фонвизина (по любому изданию)

 

Литература для конспектирования:

Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания);

Стенник Ю.В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания);

Бухаркин П.Е. О философской проблематике «Недоросля» Д.И.Фонвизина // Вестник ЛГУ. 1986. Сер. История, языкознание, литературоведение, вып. 3. С. 32-38.

Разумовская М.В. «Естественная история» Бюффона и Фонвизин (к постановке вопроса) // XVIII века. Л.. 1986. Сб. 15. С. 97-108.

 

Практическое занятие 6.

 

ТЕМА: Поэзия Г.Р.Державина (2 часа).

1. «Фелица» как образец «общежительной» оды Державина: а) автор в оде; б) адресат (образ просвещенной государыни) и средства его создания; в) тематика оды; г) стиль.

2. Философские оды Державина («На смерть князя Мещерского», «Водопад»): а) соотношение понятий «жизнь» – «смерть» – «вечность» в поэтическом сюжете; б) решение вопроса о смысле жизни; в) связь с предшествующей поэтической традицией 18 века.

3. Тема поэтического бессмертия в поэзии Державина («Видение мурзы», «Мой истукан», «Памятник», «Храповицкому» (1797г.), «К лире», «Признание», «Лебедь»): а) соотношение мотивов «слава» – «польза» – «истина» – «счастье» – «добродетель» («совесть», «чистая душа») в контексте данных стихотворений; б) тема частной жизни и образ Анакреона в лирике Державина.

 

Тексты:

Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957.

Державин Г.Р. Стихотворения / Вступ. ст. и прим. В.А.Западова. М., 1983.

Державин Г.Р. Анакреонтические песни. М., 1986.

 

Литература для конспектирования :

Западов А.В. Поэты 18 века: Литературные очерки. М., 1979. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

Макогоненко Г.П. Анакреонтика Державина и ее место в поэзии начала Х1Х века // Г.Р.Державин. Анакреонтические песни. М., 1987.

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973. Гл. IV («От лирического «я» к поэтической биографии»).

Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988. (Можно не конспектировать, НО к прочтению обязательно!)

 

Практическое занятие 7.

 

 

ТЕМА: Русский сентиментализм и повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (2 часа).

1. Внешний и внутренний конфликты в повести. Смысл названия «Бедная Лиза».

2. Культ чувства. Динамика и изменчивость чувства как средство создания психологической сложности характеров главных героев повести. Приемы раскрытия душевного мира персонажей: переключение внимания с событийной стороны сюжета на его психологическую интерпретацию; роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа. Портрет и его значение в повести.

3. Сложность и противоречивость характеров Лизы и  Эраста – «героя своего времени».

4. Пространственная организация текста. Психологическая функция пейзажа, природа как действующее лицо повести.

5. Место и функция повествователя в художественной структуре повести.

 

Тексты:

Карамзин Н.М. Бедная Лиза. Любое издание.

 

Литература для конспектирования :

Пурыскина Н.Г. Слово и жест в сентиментальной повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина // Проблемы изучения русской литературы 18 века: Метод и жанр. Л., 1985.

Берков П.Н. Державин  и Карамзин в истории русской литературы конца 18 – начала 19 века // Русская литература XVIII в.: Исследования сов. Ученых. Хрестоматия. Сост. Л.Л.Короткая. Минск, 1988. С. 208 – 222.

Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М.: Русский мир, 2006 (или любое другое издание). (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. СПб.: Наука, 1994. С. 189 – 222.

 

Практическое занятие 8.

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 591; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!