ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



 

Практическое занятие 1.

ТЕМА: Проза петровского времени (2 часа).

1. Общая характеристика прозы петровского времени. Классификация прозаических произведений по функции, способам бытования, сюжетно-композиционным принципам и т.д..

2. “Гистория о российском матросе Василии Кориотском” в контексте повестей петровского времени и в историко-культурном контексте первой трети XVIII в.

А) композиция и стиль;

Б) тип героя и характер сюжета; роль мотива “славы” в организации сюжета повести; любовная интрига в сюжете.

В) жанровое своеобразие “гистории” (ср.: плутовская новелла, бытовая повесть, сказка) и ее проблематика.

3. Проповеди Феофана Прокоповича как ораторский жанр. “Слово на погребение Петра Великого»:

А) композиция,

Б) структура образа идеального государя,

В) ведущие темы,

В) стилистические особенности.

 

Тексты:

Панегирическая литература петровского времени // Русская старопечатная литература (XVI- первая четверть XVIII в.). М., 1979.

Русские повести первой трети XVIII в. / Исслед и подгот. текста Г.Н.Моисеевой. М., 1965.

Прокопович Феофан. Сочинения. М.:Л., 1961.

 

Литература для конспектирования:

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984. С. 183-192.

Черная Л.А. Становление нового героя // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982. С.101 - 114.

Кочеткова Н.Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сб. 9. Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. Л., 1974. С. 50 - 80.

Николаев С.И. Литературная культура петровской эпохи. СПб., 1996. (Конспектировать, ориентируясь на вопросы задания).

 

 

Практическое занятие 2.

ТЕМА: Сатиры А.Д.Кантемира (2 часа)

1.Авторское «Предисловие к сатирам»: предмет сатиры, ее цели и задачи; стиль; решение автором вопроса о традициях и новаторстве.

2. Композиция I сатиры «На хулящих учение. К уму своему»: диалогический принцип построения текста (использование понятийных оппозиций: «добродетель - злонравие», «ум - невежество», «нищета - богатство», «хула - хвала»); членение текста на фрагменты и характер отношения между ними

3. Образ автора в сатире, его нравственный и политический идеал (определение им таких понятий, как «слава», «польза», «труд»); способы выражения авторской позиции, роль финала в выражении авторского замысла.

 

 

Тексты: Кантемир А.Д. Собр. стихотворений. Л., 1956 . Или в кн. Русская литература ХУШ века. 1700 - 1775. Хрестоматия. Сост. В.А.Западов. М., 1979.

 

Литература для конспектирования:

Москвичева Г.В. Стихотворная сатира // Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1978.

Стенник Ю.В. Русская сатира ХУШ века. Л., 1985. С. 54 – 91.

Одесский М.П. Условное собеседование в сатирах Кантемира // Антиох Кантемир и русская литература. М.: Наследие, 1999. С. 127 – 139.

 

Практическое занятие 3.

ТЕМА: Одическая поэзия М.В.Ломоносова (2 часа)

1. «Разговор с Анакреоном»: а) общий принцип построения «Разговора с Анакреоном»; б) сравнение трех этических позиций: Анакреона, Сенеки и Катона и отношение к ним автора; в) авторская программа (решение им вопроса о цели и содержании поэзии), способы выражения авторской концепции творчества.

2. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»: а) композиция оды: «лирический беспорядок», ведущие слова-темы («тишина», «науки», «Россия») и логика их сцепления в поэтическом сюжете; противопоставление «тишины» и войны (славы мирной и славы военной) в лирическом сюжете оды; б) автор и адресат в оде; в) поэтико-стилистический строй оды: принципы отбора поэтического слова, построение поэтического образа (монументальность, метафоризм, система аллегорических фигур, картинность); г) проблематика оды.

3. «Вечернее размышление о Божием величии при случае великого северного сияния» как образец научно-философской оды. Соотношение в оде двух миров - вселенной («натуры») и человека; место человека в системе мироздания.

 

Тексты:

Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л., 1965.

Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М., Л., 1952. Т. 7. 1959. Т. 8

Русская литература ХУШ века, 1700 - 1775: Хрестоматия. / Сост. В.А.Западов. М., 1979.

 

Литература для конспектирования:

 Серман И.З. Автор и тема в оде // Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Стенник Ю.В. М.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве// Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 9 - 20.

Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

Берков П.Н. Проблема литературного направления Ломоносова// Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур. Л., 1981.

 

Практическое занятие 4.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!