Ритм и метр. Основные стихотворные размеры
· Ритм - упорядоченная последовательность элементов произведения
· Метр — упорядочение чередование сильных и слабых мест в стихе (ямб, хорей - метр; шестистопный ямб - размер).
СТИХИ
• На читателя в первую очередь воздействует звучание стихотворения.
• Поэзия работает на ассоциациях
• Стиховедение - раздел поэтики. Делится на подразделы: 1)фоника - звуковая организация, 2)ритмика - стихотворный ритм, 3)строфика - форма и структура строфы
3 системы стихосложения:
1. Метрическая : характерна для языков, в которых гласные отличаются по долготе (латынь, древнегреческий, арабский). Чередование сильных и слабых слогов. Краткий слог - мора. Долгий - две моры. Из кратких-долгих формируется стопа. Размеры - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест- сложились в метрической системе. Гексаметр – 6-стопный дактиль, схема каждой стопы –UU, но возможно и – – при замене кратких слогов долгим. Такая замена называется спондей.
2. Силлабическая: характерна для языков, в которых нет различия по долготе, но ударение фиксировано (французский, польский). В каждой строке одинаковое количество слогов.
Ритм задаётся повторением одинакового количества слогов в стихах.
Длинная строка обычно разбивается паузой – цезурой. Цезура постоянно повторяется в одном и том же месте.
3. Тоническая: характерна для языков с подвижным ударением (русский, немецкий, английский). Основа ритма - повторение ударных слогов.
|
|
Метр
Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация (стопа+метр)
Икт — сильное место в стихе (напр, ударный слог).
Междуиктовый интервал — слабое место в стихе.
Стопа — сочетание сильного и слабого места; структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе.
Метры:
• хорей (ударн+безуд: _U) - чуд-ный град по-рой соль-ет-ся
• ямб (безуд+уд: U_) - де-ла дав-но ми-нув-ших дней
трехсложные метры:
• дактиль (_UU)
• амфибрахий (U_U)
• анапест (UU_)
_________________________________
+ Верлибр – свободный стих. Не имеет метра, от прозы отличается паузами.
+ Клаузула – окончание стиха (не то же самое, что рифма).
+ Словораздел – совпадение конца слова с концом стопы.
+Цезура – словораздел, повторяющийся в нескольких строчках.
+Фоника – раздел стиховедения, изучающий звучание стихов.
Рифма. Виды рифм.
Рифма — созвучие, систематически появляющееся на определенном месте стиха, обычно - на конце. Рифмующиеся слова обмениваются значениями, вертикальная связь.
Функции рифмы:
• стихообразующая
• фоническая - заметная, воздействие звуком
• семантическая - ассоциативные связи
|
|
Виды рифм:
с тз звукового строения: *точные -совпадают ударные гласные с начала и до конца слова (богатые и бедные), *неточные-усеченные (отсечение конечного й: волны-полный; пропадает согласные в конце), *замещенные (после ударного главн согласные замещаются: ветер-вечер), *ассонансные (совпадают только удар гласн: облако-около), *консонансные (ударный гласный отличается, все согл совпадают: тающая-реющая), *левосторонние (все созвучия в предударной части: шепотов-шорохи), *палиндроматические (втрое слово повторяет слово наоборот: беся-себе).
с тз лексических и грамматических признаков: *однородные (рифмуются слова 1 части речи) и *разворотные ; *омонимические (различн по значению, одинаковые по лексическому составу: арест-Орест); *тавтологические (одни и те же слова в качестве рифмующихся: «Но что же делает супруга Одна, в отсутствие супруга?» (Пушкин).
с тз взаимного расположения рифм/рифмовка:смежная aabb, перекрестная abab, охватная abba, смешанная aabcc
Строфика. Признаки строфы. Виды строф
Строфика - раздел стиховедения, посвященный изучению общей композиции стихотворного текста, изучению его больших, чем стих, единиц.
Признаки строфы:постоянное количество стихов, графич.обособленность,смысловая законченность, интонационная и синтаксическая завершённость.
|
|
Виды строф:
· Шестистишие - 2+2+2, 4+2, 3+3. Утроенный элегический дистих - шестистишие по сути. Ронсарова строфа - AABCCB (двустишие+перекрестная). Секстина - разновидность шестистишия, с одной стороны, твердая форма, с другой стороны. ababab.
· Семистишие/септима - 2 рифмующиеся + 5стишие с охватной Чосерова/королевская строфа - четверостишие с охватной + еще стих + дистих. ABBAACC, Сицилиана – ABABABAB, Октава - тосканская (ABABABCC) и сицилийская (ABABABAB) “Домик в коломне”
· Восьмистишие. Триолет - первый дистих повторяется в конце строфы, а 4ый стих - это первый. ABBAABAB Бальмонт “Ты промелькнула, как виденье” Балладное восьмистишие - имитация французской баллады. Три 8стишия с одинаковой рифмовкой + BCBC. Рефрен
Два четверостишия вместе. “Чем чаще празднует лицей” Спенсерова строфа – ababbcbcc
· Девятистишие. Нона - АБ АБ АБ АВВ (или БВВ)
· Десятистишие/безголовый сонет - 1 катрен + 2 терцета Одическая строфа AbAb CCdEEd Лономосов
· Одиннадцатистишия - несимметричные, непопулярные, стремные, схема рифмовки длиннющая. есть еще 12-, 13- и 14 (онегинская, сонет)
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 564; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!