Значение лексики для литературоведения (архаизмы, историзмы, славянизмы, библеизмы, неологизмы, варваризмы, диалектизмы, вульгаризмы, арго)



Лексика делится на старую и новую

Устаревшая лексика:

1) историзмы - слова, обознач. предметы, которые уже не существуют

2) архаизмы - когда есть предмет, но имеет современный синоним( очи - глаза)

Славянизмы и церковнославянизмы - сразу повышают стиль произведения.

Библеизмы- слова обознач библейские реалии.

Как отличать?

Славянизмы- неполногласие (берег- брег, голова- глава), много славянизмов в стихотворении Пушкина "Пророк". Также старые слова используются в произведении для создания колорита эпохи.

Если историзмы сталкиваются с современ понятиями, то можем говорить о создании иронии.

Лексика новая:

1) неологизмы - новые слова

Тяжело различать границу между новым и старым словом.

Если слово ощущается для носителя как новое, то это неологизм.

2) Окказионализмы ( индивидуально авторские неологизмы) - слова, используемые в определенном контексте. (пример: стушеваться, джентельменничать- слова Достоевского)

Много неологизмов было у футуристов, тк они считали себя создателями будущего языка.

Иногда специально делали орфографич. ошибки , тоже можно назвать окказионализмом (обычно так писали обэриуты и др)

Таким образом, с помощью авторских слов поэты борются со штампами в произведениях.

Слова, которые ощущаются как заимствования, называются варваризмы.

При заимствовании могут меняться слова фонетически, например, может быть смягчение перед е. Также потом это слово может обрастать приставками, суффиксами и тп. Когда слово приспособилось , оно уже включено в язык и не является варваризмом.

В 16 веке в рус. яз. проникает много европейских слов, часто приходят через Польшу. В конце 17 века слова переносятся напрямую.

Иногда говорят об экзотизмах. ( испанские, японские заимствования)

Макароническая поэзия - вид шуточной поэзии, написанной своеобразным смешанным жаргоном, в к-ром слова местного яз. чередуются со словами яз. чужого и подчиняются его морфологическим законам.

Пуризм- борьба за чистоту языка

Диалекты и диалектизмы

1) Диалектизмы - форма местных говоров, лексика , используемая в определенной местности. Диалектизмы нельзя путать с неправильной речью. Диалектизмы отличаются от литературной нормы.

Диалектизмы нужны, чтобы показать местный колорит. Гоголь первый начал внедрять диалектизмы в свои произведения.

Неохристианская поэзия 20 века насыщена диалектизмами. Клюев часто использовал их в своих стихотворениях.

Проза 60 гг тоже обращается к диалектизмам, особенно видно это в творчестве писателей-деревенщиков.

Есть также диалекты социальные - они используются определенной группой людей. (Социолект)

Жаргон и арго

1) Жаргон - речь открытой соц. группы. это сленг, студенч. жаргон и профессиональные жаргоны.

2) Арго- речь закрытой соц. группы, это код, чтобы др. люди не поняли. Для тюремщиков, воров.

Просторечия- слова сниженные, которые употребляют и носители литературного языка( башка)

2) Солецизм - нарушение языковых норм без ущерба значению (сколько время, седня)

3) Вульгаризмы - грубая лексика. Грубые просторечные слова, которые мы не допускаем в речи литер. языка.

 

Виды и функции тропов

· Троп- слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

 

· Метафора-употребляемое в переносном значении,в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

· Метонимия-словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Пример: "стол вместо еда"

· Синекдоха-разновидность метонимии, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное. "«очаг» вместо «дом»", «Все мы глядим в Наполеоны» (А. С. Пушкин).

· Эпитет-определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения

· Гипербола-явное и намеренное преувеличение с целью усиления выразительности. Например: море слез, быстрый, как молния, мы не виделись уже сто лет, я уже сотый раз говорю, и т. д. )

· Литота-преуменьшение

· Сравнение-троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому - либо общему для них признаку

· Перифраз-непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля»

· Аллегория-художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога (сердце = любовь) или иносказание – выражение отвлечённых понятий через конкретный образ

· Олицетворение-приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым

· Сарказм - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, злая ирония.

· Оксюморон-до кажущейся нелепости заострённое выражение, образное сочетание противоречащих друг другу понятий ( «правдивая ложь», «обыкновенное чудо»)

· Ирония-сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. роничное выражение «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!».

· Эвфемизм-нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. Примеры: «Он пришел домой уже «готовый» – т.е. пьяный. ««Разумеется мы «отблагодарили» Ивана Ивановича – т.е. дали взятку.»

 

 

 20.Поэтический синтаксис: основные риторические фигуры.

· Риторические фигуры – синтаксические конструкции с особой интонацией, обращенные к читателю, в которых в эмоциональной форме высказываются чувства, увеличивается сила воздействия на адресата.

 

· Риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности для говорящего. Вопрос содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать внимание и интерес слушателей. Пример: Есть ли где народ,есть ли город такой, как наш?

· Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. Пример: О времена! О нравы!

 

· Риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

 


«А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!» (Лермонтов «Смерть поэта»)

 

Стихотворение Николая Гумилева «Молитва»:
«Солнце свирепое, солнце грозящее,
Бога, в пространствах идущего,
Лицо сумасшедшее,
Солнце, сожги настоящее
Во имя грядущего,
Но помилуй прошедшее!»


 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 529; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!