Соотношение литературоведения и других гуманитарных дисциплин



Задачи теории литературы

Изучает приемы построения произведения, не интересует история, биография. История литературы дает контекст, а теория лит это учитывает. Помогает истории литературы создать интерпретацию текста. Изучает способы комбинирования словесного материала в художественные единства.Теория литературы стремится к объективности

 

Как устроено худ произведение?

•        •Объективные/формальные теории (Аристотель - Поэтика)

•        • нормативные поэтики (Нормативные поэтики ориентировались на опыт одного из литературных направлений и  обосновывали его- это объяснение из интернета, просто чтобы поняли)

•        • формальная школа (искусство как сумма приёмов художника)

 

Как воздействует произведение?

Аффективные теории

 

1) Немецкий подход или константная школа ( в городе Констанц в Германии х.р. Яусс) это направление, которое фокусируется на читателе (или «аудитории») и его опыте чтения литературного произведения. Каждый читатель создает свой собственный, возможно, уникальный, текст в своём опыте прочтения- Рецептивная эстетика

2) Американская школа - исследование читательской реакции (Стенли Фиш “Есть ли текст в этом классе?”) смысл произведения образуется только в процессе его временного восприятия конкретным читателем и существует в бесконечной совокупности реакций разных читателей на текст

 

Они задаются вопросами -

Каждый ли человек читает по-своему/есть общие законы восприятия?

Эмоциональное/рациональное восприятие?

Какова доля сотворчества читателя?

Существует ли единственно вечная интерпретация для одного текста?

что отражает произведение? искусство для искусства//утилитарное искусство. как отражает мир? какие языковые структуры

 

 

Автор

•        •теории о боговдохновенном творчестве (муза/бог нашептал, а поэт облек в форму)

•        •биографический подход ( трактовка произведения через биографию автора)

•        •психоаналитический подход (автор через текст, его бессознательное и психолоческий облик через текст) -> мифопоэтика, все можно прочитать через миф

 

 

Задачи и структура общей поэтики

Поэтика-наука о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых.

Трактат Аристотеля «Поэтическое искусство». В нем Аристотель рассуждает о том, какие бывают виды искусства и классифицирует поэзию. Суть искусства- подражание природе, действительности.(мимесис)

 

 

Поэтика- описательная/частная и предписательная/нормативная. Описательная – когда мы изучаем тот или иной текст. Предписательная- описываются и даются рекомендации, как писать)

 

Объект исследования поэтики:текст,жанр,автор(весь корпус текстов),литературное направление,литературная эпоха,прием

Поэтика:общая-систематизация поэтических средств для всей литературы,частная - изучение отдельных произведений, особенно их композиции

 

 

Винокур (московский лингвист, формалист) статья «Чем должна быть научная поэтика?» ОСНОВНЫЕ МЫСЛИ И ВОПРОСЫ СТАТЬИ:

 1) Важно обозначить объект изучения литературы

2) Нужно изучать устройство художественного текста

3) главная цель раньше- оценка худ. произведения, сейчас- понять, как устроено произведение и почему устроено именно так

4) Цель искусства- эстетическое воздействие

 5) Как изучать искусство?- Изучать приемы выражения Винокур считал, что чтобы создать предмет искусства, нужно предать форму содержанию

 

Роман Якобсона «Лингвистика и поэтика»

Функции языка:

 1) коммуникативная

2) экспрессивная

3) когнитивная

4) контактообразующая

 5) эстетическая

 

Акт коммуникации

1) адресант

2)  адресат

3)  код( язык)

4)  сообщение

5)  контакт

6)  общий контекст.                                                                          

 

Поэзия и поэтика- части лингвистики(по формалистам)
текст , по мнению формалистов, нужно изучать на нескольких уровнях.
1. Поэтическая фонетика( звуковые повторы, рифмы,фоника)
1.2 ритмика(пауза и ритм)
1.3 Метрика
Метр- модель, схема
Ритм- индивидуален
1.4 Мелодика ( интонация стиха)
стих бывает напевный, говорной, дипломативный
1.5 Строфика

2. Лексика
2.1 стилистика 
2.2 семантика
2.3 синтаксис


 

Специфика литературной критики

середина 19в - расцвет (Белинский). Главная задача - не проиллюстрировать текст, а показать вещи, которые важны в жанре.

Лит.критика близка к литературоведению и к литературной практике.

Д.М.Мережковский,В.Я.Брюсов,В.И.Иванов-писатели сами являются теоретиками+часто символисты-переводчики

 

Чем критика отличается от литературоведения вообще?крупномасштабные суждения, нет пристального внимания к форме, интерес к специфике писателя, занимается только текущей литературой (экспромтом)

 

2 типа критики в зависимости от цели:

1)Критика для читателя: русск критика сер 19в-стремление к публицистичности (эт читай, эт не читай-подумай)

2)Критика для писателя: корректорская критика (недочеты и тд)

Жанры критики: эссе(субъективные или более объективные определяются форматом журнала), фельетон, памфлет, пародия, статья, рецензия, отзыв

По широте охвата: рецензия, обзор-обозрение(несколько произведений),литературный портрет,проблемная статья(специфика писателя),монография

 

Соотношение литературоведения и других гуманитарных дисциплин

Л-е и история

Задача истории- установка фактов, интерпретация. Они сталкиваются тогда, когда речь идёт о биографии писателя, об изучении древней литературы, о романах ключах (без биографического комментария текст не будет иногда ясен).

 

Л-е и жизнь Не нужно оценивать насколько достоверно написано, соответствует ли реальному (относится и к 1) (л-е и история))

 

Л-е и социология:

Интересующие Вопросы: 1) насколько популярен писатель? Влияние писателя на общество (толстовство - стойкое общественное движение, сообщество) 2. влияет ли обществознанию самого писателя (социальный статус) 3. Влияние произведения на общество: пишутся произведения похожие на этот текст. Литература формируется как социальный институт постепенно: литературная критика, деятельность литературных кружков, литературные премии - всё это отношения, в которые вступают люди из-за литературы.

 

 

Социальные роли в литературе:

1. писатель-создатель произведения

2.  Издатель (печатает текст)

3. Продавец

4. Читатель

5.  Библиотекарь

6. Критик

7.  Цензор (представляет интересы государства, морали, идеологии и так далее, чтобы избежать неправильного, нецензурного)

8. Преподаватель литературы

Литературный гонорар как только появляется, появляется и социальный институт литературы. Он может определять статус поэта, но бывает и наоборот (из за советской цензуры некоторые писатели не могли зарабатывать, хотя сейчас считаются великими). Литературные премии - поощрение обществом поэта - социальный институт. Самая знаменитая - нобелевская. 1882 - пушкинская премия. Получали за оригинальные произведения, за переводы в стихах.

 

Л-е и психология

Изучение психологии персонажей, автор. «Психодиохроника» Смирнов, смена эпох и литературных направлений, как смена комплексов человечества.

 

ЗАДАЧИ ТЕКСТОЛОГИИ

Текстология (критика текста) — филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей. Принципы критики текста в русской науке были сформулированы еще А. Шлецером. Он называл ее “малой критикой”, или “критикой слов”. Перед критикой летописи Нестора А. Шлецер ставил такую конкретно задачу “Что Нестор писал действительно? Восстановление “подлинного” текста для его издания считают, в основном, целью изучения текста и западные филологи. Так, основные задачи текстологии были сформулированы Г. Посом следующим образом: “Вся наука критики текста состоит в том, чтобы из претендующего на подлинность текста реконструировать текст действительный, законный, подлинный”.

Основная задача-дать правильный текст издаваемого литературного произведения (идеальный для автора текст)
Критика текста в основном сводится к двум моментам:

1. к установлению подлинности или подложности источника

2. к реконструкции, в случае констатирования подлинности первоначального текста, искажённого переписками и переделками и дошедшего до нас в виде разрозненных и неполных фрагментов.


Критика текста источника, признанного подлинным, в свою очередь состоит из двух последовательных моментов:

1. диагноза ( констатирования испорченности данного места текста), здесь имеем дело либо с нарушение логического смысла, либо несоответствие показаниям других памятников или других частей того же памятника

2. конъектуры- исправление, вносимое по смыслу без источников по догадке. В последнем случае мы часто имеем дело с так называемой «дивинаторской критикой» (от лат. divinatio — «способность угадывать»), когда сильно испорченный текст реконструируется по косвенным данным.

 

 

8 ЗАДАЧИ И ВИДЫ БИБЛИОГРАФИИ
Библиография-1.Научное описание книг и составление их перечней, указателей.

                        2.Перечень книг по какому-н. вопросу.

наука об изданиях;совокупность биографических пособий(указателей и обзоров литературы) по худ литературе и литературоведению;научная дисциплина,изучающая историю,теорию и методику библиографии, а также библиографическое источниковедение.

Зародилась очень давно (есть списки книг, пожертвованных князьями в разные церкви)

Впервые понятие появилось в Древней Греции в 5 в. до н.э, означало книгоописание. До изобретения книгопечатания этим словом обозначалась работа по переписке книг. Людей, которые занимались перепиской, называли библиографами.

С гибелью античной культуре слово «библиография» исчезает из обращения и вновь входит в научный оборот лишь в работах 17-го века во Франции.С тех пор библиографами называли составителей «библиографий», «инвентарей», «списков», реестров, каталогов книг.


Типы библиографических пособий:
1Библиографический указатель – это библиографическое пособие со сложной структурой. Сложность структуры предполагает наличие предисловия, содержания, вспомогательных указателей и других сопроводительных материалов. Разновидности библиографических указателей: библиографический справочник, библиографический путеводитель, библиографическая энциклопедия.
2 библиографический список- это обязательный элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения.
3 библиографический обзор(ссылки) – это связное повествование о документах. В обзоре даётся характеристика нескольких документов в виде связного рассказа, текста с обязательным логическим переходом от одного документа к другому.
4 указатели к библиографическим пособиям- отражают книги, статьи и др.материалы, раскрывающие, отражающие определенную проблему

Жанры библиографических пособий:
монографии
(одна проблема, период, писатель и тд)
путеводители по литературе (источник и путь изучения),
библиографические словари (писатели, справка о жизни и список работ),
круги чтения,планы чтения (рекомендательное)

Общая и специальная библиография:Общая - не рассчитана на конкретные нужды той или иной категории потребителей
 Специальная библиография, в отличие от общей, тесно связана с определенными сферами обслуживания, поэтому библиографическая информация, которая здесь создается и доводится до потребителей, всегда имеет конкретное целевое и читательское назначение.

 

Библиография:
текущая: что вышло у автора за последнее время, современная литература, регулярная, оперативная, может быть специальная (об авторе) и общая;
ретроспективная: список того, что вышло в прошлом, и обеспечение удобного использования этого списка, мб общим и частным;
перспективная: формируется на основе данных, которые предоставляют издания о том, что планируется выпустить

Библиография:
К числу основных видов библиографии относят:

1. Государственную (национальную) библиографию

2.Научно-вспомогательную

3.Рекомендательную

4.Отраслевую

5.Краеведческую (региональную)

6.Издательско-книготорговую

7.Библиографию библиографии


По содержанию библиографируемых документов выделяются

универсальная (регистрационная) и отраслевая библиографии.

Для универсальной библиографии принципиально не важно, каково содержание документа. Она выполняет регистрационную функцию. На ее основе осуществляется государственная статистика печати. Универсальную библиографию называют еще государственной.

Отраслевых библиографий много. Каждая отраслевая библиография отражает документы соответствующего содержания, важные для какой-либо отрасли.

 

Базы данных : библиотеки ( Российская национальная библиотека), научные институты(Пушкинский дом ) , книжная палата ( Нотная летопись, Картограф)


9 Задачи источниковедения, палеографии и историографии

Источниковедение-изучение литературного текста со стороны его источников(из чего проросло произведение, при этом сам текст не изучается).

Что можно считать источником? Замысел, черновые материалы, записные книжки писателей, “редакция текста”, письма, мемуары, дневники, автобиография, редакторская правка…

Основные вопросы источниковедения: 1) вопрос о подлинности произведения, 2) вопрос о научном тексте.Мемуары, дневники , автобиографии - документы, которые надо проверять экспертизе ( проверка на достоверность)

 

Вопрос о подлинности: автор,время написания,степень авторитетности рукописного текста,точность копии или списка,редакции текста,проблема цензуры,почерк, бумага

Вопрос о научном издании:издание текстов, ценных для научного изучения (не все подряд),абсолютная точность и полнота изданий (со всеми вариантами и разночтениями),комментарий

Палеография-историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью определения времени и места их создания.Объект изучения палеографии – письменные исторические источники. Предмет палеографии – внешние признаки письменных исторических источников: материалы и орудия письма, системы письма, графика письма, способы украшения, оформления

Материалы: пергамен, бумага, береста.

Анализ материала, чернил, почерка, состояния, водяные знаки (филигрань), обложка и переплет, декоративные элементы и миниатюры, краска, цвета, узоры… => когда написана, где создана, место и время переработки…

Историография (не равна истории литературы):наука о развитии литературоведения, рассматривающая различные направления и методы ее исследования, изучает литературу в ее изучении, история изучения литературы (“история вопроса”),изучает разные методологические школы .

Возникает в первой половине 19 века.

Формализм существует наравне с модернизмом, авангардом, футуризмом. Доказывают специфичность литературного языка. Текст-это система, главное-приемы.

Формальная школа сменяется структурализмом (Лотман). Текст-это структура, анализ на всех уровнях.


10 КАТЕГОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА
Роды́ литерату́ры — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося («носителя речи») к художественному целому.
2 круга классов текстов:1)общие (роды) 2)частные (жанры)

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных,; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание:


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!