КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ



Периодизация греческой литературы, древнегреческий фольклор, рабочая песня; эпиталамии, аэды, рапсоды, мифы, мифология, антропоморфный политеизм, лирика, элегия, ямб, эпиникии, мелическая поэзия; хоровая мелика; античная трагедия, античный театр, орхестра, скена, катурны, анакреонтическая поэзия, эпос, национальный эпос, героический эпос, дидактический эпос, композиция, постоянные эпитеты, Гесиод, Асклепий, палестра, фиванский цикл мифов, царь Эдип, Антигона, Креонт, Эдип в Колоне, «нормативный» характер, противоречия в Медее, Федре, Ипполите, «бог из машины», мифы об аргонавтах, Ясон, Ифигения, психологическая драма, древняя аттическая комедия, песни комоса, фаллические песни, пролог, парод, эписодии, комический актер, комедии Аристофана, римская литература, римские боги, Янус, Сатурн, Марс; периодизация римской литературы, комедия, тогата, Плавт, Теренций, принципат Августа, «золотой век», Цезарь, Антоний, Октавиан, Меценат, «Буколики», «Георгики», «Энеида», Сенека, Нерон, морализаторские письма, Ювеналов бич, Ювенал, «Метаморфозы».

Чувственно-материальный космологизм, пантеизм, фатализм, синкретизм, миф, хаос, космос, хтонизм, фетишизм, анимизм, антропоморфизм, героизм, эпос, гекзаметр, вещественный психологизм, лирика, мелика, ямб, трагедия, парод, стасим, эписодий, корифей, протагонист, комедия, дионисии, комос, парабаса, агоны, теоцентризм, иерархичность, контаминация, классицизм, нормативность, рационализм, жанровая иерархичность, утилитаризм, государственность, историческая достоверность, трагедия, фарс, «высокая комедия», бароковый комизм, ренессансное сознание, демократизм, элитарность, антропоцентризм, индивидуализм, платонизм, неоплатонизм, интеллектуализм, ренессансный смех, титанизм, «обратная сторона титанизма», универсализм.


ГЛОССАРИЙ

Deus ex machina – «бог из машины»; 1) техническое приспособления для поднятия актёров, изображающих в пьесах богов, в воздух; 2) драматургический приём неожиданного появления божества (выполняет функцию развязки или эпилога) в конце драмы.

Агóн – от греч. «борьба», «состязание» – 1) борьба или состязание у греков; игры, происходившие по поводу религиозных или политических празднеств; 2) состязание в речах, обмен короткими репликами – композиционный элемент в драме, обязателен для комедии, но возможен и в трагедии; в трагедии агон имеет серьёзный характер (в агоне заключено идейное содержание пьесы), в комедии – комический (состязание в речах переходит в потасовку, усиливает комизм ситуации). Художественным приёмом агона является стихомифи́я (стихоми́фия).

Актёр – от лат. «участвующий в действе, представлении». Первоначально в древнегреческих театрализованных действах (посвящённых богу Диóнису) играли один актёр и хор. Эсхил ввёл второго актёра (и тем самым знаменовал рождение собственно драмы как рода литературы, ибо два актёра уже могли изобразить в действии драматический конфликт), а Софокл – третьего актёра (появилась возможность представить в действии бóльшее число персонажей, не только основную, но и второстепенные сюжетные линии и т. д.). Три актёра и хор – таков состав «труппы» до конца античности. Актёры, в соответствии с сюжетами пьес, должны были представлять персонажей либо величественных (в трагедиях), либо гротескно-комических

Александрийская поэзия – течение в эллинистической поэзии первой половины III в. до н. э.; представители александрийской поэзии так или иначе связаны с Александрией и её культурой; для александрийской поэзии характерен элемент «учёности», изысканность стиля, тщательная отделка стиха; это собственно словесное искусство, уже не ориентированное на музыку; в александрийской поэзии получили развитие малые жанровые формы, в частности, эпиграммы, идиллии, эпиллии; самый выдающийся представитель александрийской поэзии – Феокрит (ок. 305–240 гг. до н. э.).

Анакреóнтика – подражания Анакреонту (сер. VI в. до н. э.) в поздней античности и в Новое время. Позднеантичный сборник «Анакреонтея» долгое время ошибочно приписывался самому Анакреонту. Анакреонтическая ода – жанр «лёгкой» любовной лирики.

Аналúтики – исследователи «гомеровского вопроса», считавшие, что поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» состоят из отдельных самостоятельных частей, созданных разными певцами-сказителями в разное время и лишь по традиции приписываемых Гомеру.

Ателлáна – один из видов римской комедии; имеет фольклорное происхождение; одноактная пьеса с постоянными карикатурными персонажами-масками (обжора-дурак, хвастун, скупой старик, злой горбун) и резко сатирическим содержанием, издёвкой над общественными порядками и государственными деятелями; сохранила элементы карнавальных вольностей; оказала существенное влияние на формирование римской комедии (в частности, на комедии Плавта); в I в. н. э. была официально запрещена, но существовала на протяжении всей античности и явилась одним из источников позднейшей итальянской комедии дель арте (комедии масок).

Аэ́д – от греч. певец, профессиональный сочинитель и исполнитель эпических песен в архаический период культуры.

Букóлика, буколúческая поэзия – от греч. «пастушеский», вид античной лирики, восходящий к фольклору; первая литературная буколическая поэзия принадлежит александрийскому поэту Феокриту (1-я пол. III тыс. до н. э.), в римской литературе – Вергилию (70–19 гг. до н. э.); основной жанр – идиллия («картинка»); дальнейшее развитие жанр получил в прозе – в буколическом романе Лонга «Дафнис и Хлоя» (II–III вв. н. э.).

Герóи – мифологические персонажи, рождённые в браке человека с божеством, отсюда они прекрасны, могучи, всесильны, как боги, но – смертны, как люди. Античное (особенно греческое) мифоворчество развивалось прежде всего в форме сказаний о героях; богам же центральная роль отводится лишь в космогонических и культовых мифах.

Демиýрг (культурный герой) – мастер, творец, первопредок, создающий элементы мироздания и вещного мира, космические и культурные объекты, самих людей способом материальным (изготовление) или идеальным (превращения).

Диалóг (жанр) – (греч. «разговор»), литературный жанр, оформившийся в философских сочинениях Платона (427-347 гг. до н. э.), дальнейшее развитие получил у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), Цицерона (106-43 до н. э.), Плутарха (ок. 45 – после 120 гг. н. э.) и Лукиана (ок. 120 – после 180 гг. до н. э.), далее жанр перешёл в литературу Нового времени, в том числе и в русскую литературу.

Диатрúба – специфическая форма речи (диалог с воображаемым оппонентом) философско-морального содержания, назидательная беседа, проповедь-спор; получила развитие в творчестве Горация (65-8 гг. до н. э.) и особенно Сенеки (ок. 4 до н. э. – 65 г. н. э.) и Ювенала (ок. 60 – после 127 до 140 гг. н. э.).

Дидактúческая поэзия – «наставительные» фольклорные и литературные жанры: пословицы, афоризмы, басни и дидактические поэмы (дидактический эпос).

Дифирáмб – жанр хоровой лирики, гимн в честь бога Диóниса; структура дифирамба – диалог между одним (единственным) актёром и хором; современное переносное значение – чрезмерные похвалы.

Дрáма сатúров (сатúровская дрáма) – особая пьеса, которая ставилась вслед за трагедиями в праздники Дионисий; всегда имела благополучный исход; хор в ней представлен сатирами («козлами») – спутниками бога Диóниса; сатировская драма соответствовала последнему акту обрядового действа – ликованию о воскресшем боге.

Идúллия – от греч. «картинка», «песенка»; жанр буколической («пастушеской») поэзии – стихотворения на сельскую тему, о безмятежной жизни пастухов и пастушек на лоне природы. Жанр возник в античной литературе как антитеза героической и торжественной поэзии.

Инвектúва – от лат. «брань», «нападки» – в ораторской речи (и – шире – как литературный приём): резкое выступление, сатирическое обличение кого-либо.

Кáтарсис – от греч. «очищение»; понятие античной философии.

Кóмос – «ватага гуляк», совершающих после пирушки весёлое гулянье.

Метаморфóза – превращение.

Мим – дословно «лицедейство», «подражание».

Миф – от греч. «слово», «предание». Это не жанр литературы.

Мифолóгия – 1) свод мифов; 2) наука, изучающая мифы.

Орхéстра – буквально «площадка для пляски».

Паллиáта – «комедия плаща», один из видов римской комедии.

Пантомúм – мим без текста, «балет».

Папúрус – основной писчий материал античности.

Парáбаса – от греч. «выход вперёд», к зрителям.

Парасúт – от греч. «нахлебник», один из комедийных персонаж.

Парфéний – хоровая песня девушек; культовая песнь.

Пергáмен – писчий материал из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги).

Перспектива развития героического эпоса: от мифологического содержания – к историческому. Жанровые разновидности дидактического эпоса: дидактическая поэма («Труды и дни» Гесиода, «Георгики» Вергилия), мифологическая поэма («Теогония» Гесиода», «Метаморфозы» Овидия»), философская поэма («О природе вещей» Лукреция Кара), а также басня, в античной литературе представленная творчеством Эзопа, Федра и Бабрия. Пародийный эпос – «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек»).

Пролóг – в античном театре часть пьесы до выхода хора.

Рапсóд – исполнитель эпических произведений.

Стáсим – буквально «стоячая» песня хора в античной драме.

Теогóния – свод мифов о происхождении богов.

Тогáта – один из видов римской комедии, «комедия тоги».

Трилóгия – три трагедии, составляющие единый цикл.

Хорéг – руководитель хора.

Эклóга – буквально «отбор», «отдельно опубликованное»; жанр.

Эксóд – в древнегреческой пьесе заключительная песня хора.

Элéгия – в античной лирике стихотворный размер, стихотворение с грустным содержанием.

Энкóмий – новый жанр хоровой лирики, гимн, хвалебная песня.

Эпóд – буквально «припев»; в античной лирике одна из строфических форм – двустишие, в котором вторая строка короче первой; размеры – ямб и хорей; эподы появились у древнегреческого поэта-лирика Архилоха (VII в. до н. э.), в римской литературе были популярны у Горация (I в. до н. э.).

Эпúллий – буквально «малый эпос»; небольшая поэма на мифологическую тему, написанная традиционным эпическим размером –

Эпигрáмма – буквально «надпись», жанр декламационной лирики; размер – элегический дистих (двустишие, в котором одна строка – гекзаметр, другая – пентаметр); первоначально это была надгробная надпись (затем она выделилась из эпиграммы и оформилась как самостоятельный жанр – эпитафия), позже – всякая надпись: на подарке, портрете; затем – вообще короткое лирическое стихотворение, написанное элегическим дистихом. В древнегреческой литературе эпиграмма ещё не имела обязательного сатирического содержания, оно закрепится за этим жанром в римской литературе, в творчестве Марциала (вторая половина I века н. э.).

Эпинúкий – от греч. «победная песня» («песня Ники»; Ника – древнегреческая богиня победы); жанр хоровой лирики, хвалебная песня в честь победителя на спортивных состязаниях.

Эпитáфия – вид эпиграммы (надписи), надгробная надпись, жанр декламационной лирики; размер – элегический дистих.

Эпиталáмий (эпиталáмия, эпиталáма) – свадебная песня, жанр сольной лирики (мелики), восходит к фольклорным свадебным песням; определённый размер не закреплён за жанром.

Эпос – 1) один из трёх родов литературы (эпос, лирика, драма); 2) вид античной литературы, имеющий постоянный размер – гекзаметр. В античной литературе развивались три вида эпоса: героический, дидактический и пародийный. Героический эпос – поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также примыкающие к ним киклические (циклические) поэмы; в римской литературе – «Энеида» Вергилия.

Ямб – 1) стихотворный размер (двусложный, с ударением на втором слоге); 2) в античной декламационной лирике поэтический жанр – стихотворение насмешливого характера, содержащее выражение личных чувств и настроений; стихотворные размеры ямба как жанра – ямбические и хореические триметры и тетраметры.

Соти – (фр. Sotie от sot – дурак) – жанр средневековой светской драматургии во Франции, восходящий к традициям карнавального праздника дураков и священной пародии. Расцвет соти 15–16 вв.. Соти является жанром сниженным, комическим, основные персонажи соти – дураки. Соти обычно разыгрывались перед мистерией или моралите; они близки к фарсу, они отличаются от него большей степенью символичности персонажей и содержания, наличием элементов фантастики, большей склонностью к сатире, а не к комическому.

Альба – (прованс. Alba –расцвет) – жанр средневековой куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовно свидании, прирываемом утренней зарей; по форме, преимущественно строфически оформленный диалог. Сложилось у трубадуров.

Баллада – (от ballare – плясать) – у южно-романских народов, с XII в., небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из 3–4 строф, чаще 8, 10 или 12, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально оно пелось для сопровождения танцев. В Италии баллады сочиняли также Петрарка и Данте. Этой формой небольшого эпического стихотворения любили пользоваться провансальские трубадуры. Балладой весьма рано привыкли называть во Франции стихотворные пьесы, отличающиеся свободой формы и особенно ярким национальным характером содержания.

В Англии баллада известна издавна. Есть основание предполагать, что баллада принесена норманскими завоевателями. Наиболее известны баллады о Робине Гуде, о прекрасной Розамунде. Литературную обработку баллады дал Роберт Бернс. Образцовым произведением Бернса в этом роде признается «Песня о нищих». Вальтер Скотт («Замок Смальгольм») и Кемпбель также пользовались формой баллады. В Германии баллада была распространена в период процветания романтизма, когда появились баллады Бюргера, Гете и Гейне. – Композитор музыкальных «баллад» в Германии – Леве. Известная баллада «Лесной царь» Шуберта.

Серенада (словесн.) – литературная форма, принятая у трубадуров. Каждый куплет заканчивался провансальским словом sera – вечер, подобно тому как в обаде (autade) повторялось слово alba (aube – утренняя заря). Серенада (от итальянского слова sera – вечер) – музыкальное сочинение, возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночное пение или музыку под чьим-либо окном, в знак любви или уважения. Серенада вокальная, небольших размеров, пишется в коленном складе, в размерах песни или романса; исполняется под аккомпанемент мандолины или гитары. Образцы таких серенад, получивших художественную форму, можно встретить, например, в «Дон-Жуане» Моцарта (серенада Дон-Жуана) и «Севильском цирюльнике» Россини (серенада графа Альмавивы).

Тенсона – (прав. Tenso – спор) популярная форма средневековой поэзии, возникшая в Провансе в 12 в. и получившая распространение на севере Франции. Два поэта, или поэт с воображаемым оппонентом ведут спор на тему рыцарской любви, политики или поэзии. В дальнейшем тенсона стала называться «разделенной игрой», в которой могло действовать 3 поэта. Наиболее ранние образы «разделенной игры» принадлежат Триверу Гроу Бруле (умер приблизительно в 1220). Отзвуки тансоны можно встретить в поэзии нового времени, например у А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» 1824.

Канцона – (ит. Canzone – песня) –полутвердая форма итальянской поэзии. Строфа кансоны состоит из восходящей части (два члена с тождественным расположением коротких и длинных стихов) и нисходящей части (один член, кода), целое стихотворение состоит из 5-7 строф и ещё одной коды. В других литературах определяется в стилизациях.

Сирвента – жанр средневековых романских литератур, строфическая песня на заимствованную мелодию. Первоначально в провансальской литературе противопоставлялась любовной лирики как жанр лирики политической, дидактической и воинской. Среди прославленных авторов сирвенты – трубадуры Бутран де Бран, Тильи Фигейра.

Пасторела – жанр средневековой куртуазной литературы 14 – 18 вв., связанный с буколикой мирочувствием и восходящий к античной буколике и средневековой пастореле. Пасторела восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, прелесть природы, мира чувств и быта простых людей, однако в ней усилились свойственные той же буколике условность простоты и стилизация безыскусственности. Жанровые формы пасторели – эклог, поэма, роман, драма.

Композиция – строение литературного произведения, взаимосвязь и соотношение составляющих его частей.

Контекст – совокупность связей литературного произведения, окружение литературного произведения или его части (напр., отдельного образа), в пределах которого наиболее точно и полно выявляется его смысл.

Конфликт – противоречие между жизненными позициями персонажей, лежащее в основе сюжета литературного произведения.

Кульминация – момент наивысшего напряжения конфликта в литературном произведении.

Лейтмотив – мотив, несколько раз повторяющийся в произведении, выступая каждый раз в новом варианте, в новых очертаниях, в новом контексте.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Результаты обучения по дисциплине, необходимые для формирования компетенции или ее части Критерии и шкала оценки результатов обучения по дисциплине Формы промежуточной аттестации Вид оценочных средств
Знать: – предмет, цели и задачи истории мировой литературы; – формулировки, определяющие понятия теории и истории мировой литературы; – основные позиции литературной критики; – основные литературоведческие термины и понятия, основные системы стихосложения, художественные тропы, виды рифмовки; – вспомогательные и смежные дисциплины, а также их функции. Отлично А (9-10 баллов): Свободное владение категориальным аппаратом и теоретическими основами дисциплины, корректное сопоставление различных взглядов ученых на проблемы истории мировой литературы; умение отделить существенную информацию от второстепенной, развитые навыки анализа, обобщения, систематизации информации; формулировка аргументированных выводов; приведение собственных иллюстративных примеров; логичное, убедительное изложение ответа Экзамен / Зачет Собеседование

 

Результаты обучения по дисциплине, необходимые для формирования компетенции или ее части Критерии и шкала оценки результатов обучения по дисциплине Формы промежуточной аттестации Вид оценочных средств
Уметь: – различать художественный и нехудожественный тексты; – проводить первичную обработку и систематизацию художественного текста; – осуществлять сбор и анализ учебного материала, находить главное в изучаемом материале; – анализировать тропы художественного произведения; – определять основополагающие факты исторической поэтики, - обобщать сведения о научно-исследовательских методологиях литературоведения. Хорошо В (8 баллов): Уверенное владение категориальным аппаратом, корректное, но неполное раскрытие понятий, корректные ответы на уточняющие вопросы; незначительные сложности в формулировании собственных выводов при анализе различных взглядов ученых на проблемы истории мировой литературы; отделение существенной информации от второстепенной, обобщение, систематизация информации, приведение иллюстративных примеров по материалу лекции или учебника; незначительные отклонения от логики изложения содержания ответа Экзамен / Зачет Собеседование
Результаты обучения по дисциплине, необходимые для формирования компетенции или ее части Критерии и шкала оценки результатов обучения по дисциплине Формы промежуточной аттестации Вид оценочных средств
Владеть: – общим представлением об истории украинской древней литературы; – тезисным конспектированием наиболее значимых моментов, навыками дифференцирования главного и второстепенного в учебной информации; – навыками филологического анализа художественного текста; – навыками конспектирования, переработки учебной информации, решения задач курса; – навыками работы с библиотечными каталогами. Хорошо С (7 баллов): Достаточное владение категориальным аппаратом, неполное раскрытие понятий, репродуктивное изложение взглядов различных ученых на проблемы истории мировой литературы, собственные выводы не аргументированы; приведение иллюстративных примеров по материалу лекции или учебника; корректные ответы на большую часть уточняющих вопросов; незначительные отклонения от логики изложения содержания ответа, допущение повторов, автокоррекции Экзамен / Зачет Собеседование
Результаты обучения по дисциплине, необходимые для формирования компетенции или ее части Критерии и шкала оценки результатов обучения по дисциплине Формы промежуточной аттестации Вид оценочных средств
  Удовлетворительно D (6 баллов): Неполное владение категориальным аппаратом, репродуктивное, несистемное владение теоретической информацией, неполное раскрытие понятий; репродукция иллюстративных примеров из лекционного курса; корректные ответы на половину уточняющих вопросов; нелогичное, неубедительное изложение содержания ответа, допущение повторов, автокоррекции

Экзамен / Зачет

Собеседование

  Удовлетворительно E (5 баллов): Неполное владение категориальным аппаратом, репродуктивное несистемное владение теоретической информацией, неполное раскрытие понятий, репродукция иллюстративных примеров из лекционного курса;

 

  корректные ответы на меньшую часть уточняющих вопросов; нелогичное, противоречивое изложение содержания ответа, допущение повторов

Экзамен / Зачет

Собеседование

  Неудовлетворительно FX (3-4 балла): Фрагментарное владение категориальным аппаратом и теоретической информацией, способность к частичному раскрытию отдельных понятий, отсутствие иллюстративных примеров; способность ответить на отдельные уточняющие вопросы

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!