Раздел 2. Особенности римской литературы
1. Философские школы эллинизма.
2. Поэтика платоновского диалога.
3. Образ Рима в лирике и эпосе Вергилия.
4. Тема «Памятника» Горация в западноевропейской литературе.
5. Тема «Памятника» Горация в русской литературе ХІХ – ХХ веков.
6. Тема любви в поэзии Горация.
7. Образ Овидия в поэзии Пушкина.
8. Горацианские мотивы в поэзии Фета, Тютчева, И. Бродского.
9. Миф об Амуре и Психее в русской и западноевропейской литературной традиции.
10. Сопоставление сатир Горация и Ювенала.
11. Особенности эпистолярного наследия Сенеки.
12. Образы Орфея и Эвридики в музыкальном искусстве.
13. Тема Дидоны и Энея в музыкальном искусстве.
14. Гомеровские традиции в эпопее Вергилия «Энеида».
15. Роль приключенческого сюжета в эпопее Вергилия «Энеида».
16. Источники римской драматургии в отечественном фольклоре и греческой культуре; время и условия ее возникновения.
17. Обличительные мотивы в лирике Катулла.
18. Театральные системы Греции и Рима.
Раздел 3. Литература эпохи Средневековья
1. Символизм и аллегоризм художественного мышления в средневековой литературе.
2. Идея «единства» в средневековой культуре.
3. Пространственно-временная структура мира в средневековой литературе.
4. Народный идеал в ирландских сагах о Кухулине.
5. М.М. Бахтин о народной смеховой и карнавальной культуре Средневековья.
6. Жизнь, быт и история скандинавских народов в ирландских сагах.
|
|
7. Мифологические и эпические традиции в «Старшей Эдде».
8. Вассальные отношения в «Песне о Роланде».
9. Роль религиозной фантастики в изображении мира в «Песне о Роланде».
10. Концепция личности в «Песне о Сиде».
11. Синкретизм искусства раннего Средневековья.
12. Особенности организации пространства и времени в ирландских сагах.
13. Рыцарский роман как основатель и критик кодекса рыцарской чести.
14. Христианские верования и обряды в поэме «Беовульф».
15. Своеобразие взаимодействия жанровых признаков эпоса и рыцарского романа в «Песне о Нибелунгах».
16. Средства создания эпического мира в «Песне о Роланде».
17. Эстетический канон женской красоты в рыцарской лирике.
18. Любовная тематика в лирике провансальских поэтов.
Раздел 4. Литература эпохи Возрождения
1. Функции образов античных авторов в структуре «Божественной комедии» Данте.
2. Связь сонетов Шекспира с его драматургией.
3. Проблема естественной сущности и официального статуса человека в трагедии В. Шекспира «Король Лир».
4. Функции мотива сна в комедии Шекспира «Сон летней ночи».
5. Драматическая функция метафоры в трагедии Шекспира «Гамлет».
6. Функции аллегорических образов в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
|
|
7. Функции сна в драматических произведениях Кальдерона и Шекспира.
8. Прием парадокса в «Похвале Глупости» Эразма Роттердамского.
9. Ироническое осмысление действительности в лирике Ф. Вийона.
10. Проблема схоластического образования и гуманистической педагогики в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
11. Критическая панорама «мировоззрений» эпохи в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
12. Пародирование культурных ценностей современности в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
13. «Познание человека» в «Опытах» Монтеня.
14. Образ Пикаро в плутовском романе.
15. Идеал и действительность в «Дон Кихоте» Сервантеса.
16. Парадоксальность образа Дон Кихота в романе Сервантеса.
17. Специфика драматургии Лопе де Веги.
18. Философское значение «Опытов» Монтеня.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
Экзаменационные вопросы
1 семестр (Античная литература)
1. Понятие «античная литература», её значение. Периодизация древнегреческой литературы.
2. Хронологическая и географическая протяженность античности. Понятие об античном обществе. Основные этапы его развития.
3. Специфика античного искусства.
4. Соотношение традиций и новаторства в античной литературе.
|
|
5. Мифотворчество и мифология. Определение мифа. Периодизация мифологии.
6. Доолимпийская мифология. Фетишизм. Анимизм. Космогония.
7. Олимпийская мифология. Боги в мифологии и литературе.
8. Легенды и мифы о деяниях героев. Основные циклы мифов.
9. Возникновение героического эпоса. Аэды. Рапсоды.
10. Мифы о троянской войне в античной литературе.
11. Поэмы Гомера как энциклопедия древности.
12. Мастерство Гомера (эпический стиль, монументальность образов). Фольклорные и мифологические традиции в поэмах.
13. История и современное состояние «гомеровского вопроса».
14. «Илиада» Гомера. Развитие сюжета. Основные образы /Ахилл и Гектор, Елена и Парис/.
15. «Одиссея» Гомера – сказочно-приключенческая поэма. Сюжет и композиция.
16. Одиссей – центральный персонаж одноименной поэмы Гомера. Второстепенные образы поэмы /Телемах, Пенелопа, невольники/.
17. Гесиод и проблемы дидактического эпоса.
18. Виды древнегреческой лирики. Элегия и ямб.
19. Поэзия и «злые ямбы» Архилоха.
20. Монодическая и хоровая лирика. Творчество Алкея и Сапфо.
21. Анакреонт и последующая анакреотическая традиция (тема дружбы и радостей жизни).
22. Возникновение древнегреческой трагедии. Общественные условия её развития. Структура трагедии.
|
|
23. Устройство греческого театра. Актеры и зрители.
24. Происхождение драмы. Основные виды древнегреческой драмы.
25. Эсхил – «отец трагедии». Место Эсхила в истории развития античной драматургии.
26. Своеобразие развития действия в трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Идеи и образы.
27. Трилогия Эсхила «Орестея». Проблема кровной мести.
28. Новаторство Софокла-драматурга. Общая характеристика его творчества.
29. Женские образы в трагедиях Софокла «Антигона» и «Электра».
30. «Царь Эдип» Софокла как классическая античная трагедия.
31. Еврипид – последний представитель классической греческой драматургии. Сущность его нововведений. Оценка современников.
32. Проблемы семьи и брака в трагедии Еврипида «Медея». Новое в изображении женского характера.
33. «Ифигения в Авлиде» Еврипида. Центральная героиня и её окружение. Многозначность проблематики.
34. Возникновение античной комедии. Элементы фольклорной обрядности в комедии.
35. Социально-историческое значение комедии.
36. Творчество Аристофана. Общественная и политическая злободневность его комедий.
37. Вопросы образования и культуры в комедии Аристофана «Облака».
38. Злое осмеяние Еврипида в комедии Аристофана «Лягушки».
39. Возникновение и особенности греческой философии.
40. Эстетика и литературная критика Платона. Художественная структура его «Диалогов».
41. Значение «живого слова» в античном обществе. Жизнь и деятельность Сократа.
42. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля. Учение о мимесисе. Учение о трагедии /фабула, герой, катарсис/.
43. Развитие красноречия в Древней Греции.
44. Творчество Демосфена.
45. Развитие греческого романа.
46. Особенности романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
47. «Эфиопика» Гелиодора – типичный жанр античного романа. Специфика сюжета, судьба героев.
48. Александрийская поэзия, ее основные течения. Идиллии Феокрита.
49. Биографические сочинения Плутарха – назидательные сопоставления легендарных героев древности («Параллельные жизнеописания»).
50. Критика античной мифологии и нарождающегося христианства в творчестве Лукиана из Самосаты.
51. Особенности новоаттической комедии.
52. Историческое значение и периодизация римской литературы.
53. Специфические особенности римской литературы. Формы «заимствования» и «соревнования».
54. Значение греческой литературы для возникновения и развития римской литературы.
55. Развитие ораторского искусства в Риме.
56. Литературное наследие Цицерона, его учение об ораторском искусстве.
57. Язык и стиль речей Цицерона. Письма оратора.
58. Особенности риторических произведений Цицерона.
59. Театральное дело в Риме. Отличие римского театра от афинского.
60. Творчество римских комедиографов – Плавта и Теренция.
61. Поэма Лукреция «О природе вещей» – художественное осмысление материалистической философии античного мира.
62. Мотивы в поэзии Катулла. Пушкин и Блок о Катулле.
63. История создания поэмы Вергилия «Энеида». Мифологическая основа. Религиозная концепция Вергилия.
64. Сюжет и композиция поэмы Вергилия «Энеида». Проблема подражательности. Вергилий и Гомер.
65. Образ Энея как обоснование римской доблести. Понимание истории и трактовка человеческой судьбы в поэме Вергилия «Энеида».
66. Охарактеризовать ранние произведения Вергилия: «Буколики», «Георгики».
67. Роман Апулея «Золотой осел, или Метаморфозы» – последнее произведение античности.
68. Жанровая характеристика творчества Горация. Сатиры и послания.
69. Основные темы в творчестве Горация. Идеалы, отношение к римской действительности.
70. «Послание к Пизонам» Горация как манифест гармонического классицизма.
71. Тематика и проблематика поэмы Овидия «Метаморфозы».
72. Любовные стихотворения Овидия /элегии, дидактические стихотворения/.
73. Римская сатира. Эпиграммы Марциала. Исторические судьбы «Сатир» Ювенала.
74. «Серебряный век» римской литературы. Приметы упадка. Утверждение декламационного стиля. Новые жанры.
75. Эпистолярный жанр в римской литературе. «Нравственные письма» Сенеки и письма Плиния Младшего.
76. Нравы эпохи поздней империи в римском романе в «Сатириконе» Петрония.
77. Общая характеристика литературного развития в период принципата Августа.
78. Сенека как философ и писатель. Трагедии Сенеки.
79. Римская мифология – «арсенал и почва» римской литературы. Римская историческая легенда.
80. Легенды о возникновении Рима.
81. Римская историография. Художественный стиль сочинений Тацита. Легенды и истина в «Истории Рима от основания…» Тита Ливия.
82. Образцовый стиль мемуаров Цезаря. Яркие военные эпизоды.
83. Античная литературная басня. Своеобразие басен Эзопа.
84. Античность и раннее Христианство. Позднелатинская поэзия. Примеры крылатых выражений, основанных на античной мифологии.
Вопросы к зачету
Семестр (Литература эпохи Средневековья и Возрождения)
1. Переход от античности к христианству. Внутренний кризис античной культуры.
2. Средневековье как культурная и литературная эпоха.
3. Латинская литература эпохи перехода: Аврелий Августин, Иероним Блаженный.
4. «Исповедь» Аврелия Августина и «История моих бедствий» Абеляра (сравнительный анализ).
5. Психологизм автобиографической прозы средних веков: Августин, Боэций, Абеляр.
6. Каролингское Возрождение (Алкуин, Павел Диакон) – специфика и значение.
7. Сравнительный анализ скандинавской и античной мифологии.
8. Понятие «культурного героя» в античной и скандинавской мифологии.
9. Кельтский народный героический эпос – циклы, жанры, культурные особенности.
10. Уладский цикл ирландского эпоса – отражение в нем эпохи возникновения.
11. Образ Кухулина. Анализ образа с точки зрения общинно-родового сознания.
12. Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах.
13. Жанровое и стилистическое своеобразие скальдической поэзии.
14. Исландский эпос: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона.
15. Родовое и христианское начала в моральном учении «Старшей Эдды».
16. «Прорицание Вёльвы» – тема гибели богов (дохристианские мифологические представления северных европейских народов).
17. Героический эпос раннего Средневековья: основные памятники, их художественное своеобразие, особенности эпического героизма.
18. Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах», отражение в эпосе элементов дохристианского сознания (древний пласт) и феодально-рыцарского сознания автора.
19. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде»: специфика эпической обработки исторического материала, патриотическая тема, образы героев, особенности стиля.
20. «Песнь о Роланде» и «Песнь о Сиде». Исторический факт и эпическое событие: преломление истории в эпической форме.
21. Сравнительный анализ «Песни о Роланде» и «Песни о Сиде» с точки зрения различных исторических и национальных условий создания.
22. Культура Прованса. Провансальская лирика трубадуров. Альбигойские войны.
23. Тематическое и жанровое своеобразие провансальской поэзии трубадуров. Формирование авторского начала. Школы «ясного» и «темного» стилей.
24. Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Джеффри Рюдель, творчество, тематика и жанровое своеобразие.
25. Истоки возникновения рыцарского романа, отличие рыцарского романа от героического эпоса.
26. Типология рыцарского средневекового романа.
27. Бретонский цикл романов: типология и своеобразие тематики.
28. Творчество Кретьена де Труа. Сюжетная основа «романа дороги».
29. Артуровский цикл рыцарских романов: источники сюжета, символика королевства Артура, образов, круглого стола. Мифологическое и куртуазное в образе короля Артура.
30. Средневековый рыцарский роман о нравственном совершенстве (романы о Граале). «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха.
31. Философский смысл, семантика и символика образа Грааля.
32. Куртуазная поэзия: тематика, жанровые формы, поэтические новации. Ведущие авторы и концепция куртуазной любви.
33. Куртуазный роман. Романные циклы, рыцарские идеалы, авантюрные перипетии сюжета. Романы о Тристане и Изольде.
34. Городская средневековая культура. Средневековые университеты. Пьер Абеляр.
35. Специфические особенности содержания и формы средневековой городской культуры. Система жанров средневековой городской литературы.
36. Поэзия вагантов как выражение карнавальной культуры и культуры «аристократии духа».
37. Средневековое и вечное в поэзии вагантов.
38. Поэтическое новаторство творчества Ф. Вийона. Развитие жанра баллады. Маргинальность Вийона и ее отражение в творчестве.
39. Мировосприятие Человека Высокого Средневековья в балладах Франсуа Вийона.
40. Поэзия «нового сладостного стиля»: новое понимание любви, трансформация образа Прекрасной Дамы. Возникновение сонета, его художественные особенности.
41. «Божественная комедия» Данте: архитектоника, основные образы, аллегоризм, политическая тенденциозность поэмы.
42. «Новая жизнь» Данте как первая европейская художественная биография. Композиция и художественные особенности книги. Образ Беатриче.
43. «Божественная комедия» Данте как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения: аллегоричность и символичность художественного мира, формирование нового взгляда на человека.
44. Замысел поэмы «Божественная комедия» Данте, проблема жанра.
45. Композиция, символика и образы дантовского ада («Божественная комедия»).
46. Роль мистических чисел в композиции и строфике поэмы Данте «Божественная комедия»
47. Характеристика культуры Возрождения. Идеи, эстетика, концепция личности, расцвет гуманитарного знания.
48. Возрождение в Италии. Жанр сонета в «Книге песен» Ф. Петрарки.
49. «Декамерон» Дж. Боккаччо: особенности композиции, тематическое многообразие, судьба книги в мировой литературе.
50. Северное Возрождение. Своеобразие немецкого и нидерландского гуманизма. Связь с Реформацией и сатирические традиции в творчестве Эразма Роттердамского («Похвала Глупости»).
51. Творчество П. Ронсара и поэты «Плеяды».
52. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: композиция, система образов, фантастический гротеск. М. Бахтин о романе.
53. Возрождение в Англии. Картина идеального социума в «Утопии» Т. Мора.
54. Периодизация творчества У. Шекспира. «Шекспировский вопрос». Сонетная лирика (структура шекспировского сонета, тематические группы и мотивы, герои, загадки сонетов).
55. Национальная история Англии и проблемы власти в исторических хрониках Шекспира. «Фальстафовский фон» хроник.
56. Поэтика комедий У. Шекспира.
57. Трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта»: источники сюжета, герои, комическое и трагическое в пьесе.
58. Великие трагедии» У. Шекспира. «Гамлет»: композиция, проблема мести, трактовки образа Гамлета.
59. «Великие трагедии» У. Шекспира. «Отелло» (тематика, система образов, характер интриги).
60. «Великие трагедии» У. Шекспира. Сущность трагического конфликта и поэтика драмы «Король Лир».
61. Проблема преступления и наказания в драме Шекспира «Макбет».
62. Философская эссеистика М. Монтеня.
63. Национальное, социально-историческое и вечное в романе М. де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Образ Дон Кихота. Дон Кихот и Санчо Панса.
64. Драматургия и творческие принципы Л. де Вега. Пьесы «Фуэнте Овехуна», «Собака на сене».
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!