ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9: Традиции и реформы в итальянской драматургии XVIII века.



 

1. Особенности культурной ситуации в Италии XVIII века:

а) борьба с французским влиянием, проблема “старой” и “новой” литературы;

б) комедия дель арте – ведущий жанр итальянского театра.

2. Театральная реформа Карло Гольдони:

а) индивидуализация комедии и ее средства;

б) новый комический герой (Труффальдино-маска и Труффальдино-герой комедии “Слуга двух господ”);

в) ориентация на театр Мольера;

г) преодоление эстетики классицизма.

3. Противостояние Просвещению в творчестве Карло Гоцци:

а) “Любовь к трем апельсинам” как аргумент в полемике с Гольдони;

б) жанровая специфика “сказок для театра” (фольклорные источники сюжета, персонажи-маски, зрелищность, буффонада, фантастика, двуплановость);

в) обновление комедии дель арте в драматургии Гоцци.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гольдони К. Слуга двух господ.

2. Гоцци К. Любовь к трем апельсинам.

3. *Реизов Б.Г. Карло Гольдони. М.-Л., 1957.

4. Мокульский С.С. Карло Гоцци и его сказки для театра // Гоцци К. Сказки для театра. М., 1956.

5. *Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

6. *Мокульский С.С. Итальянская литература. Возрождение и Просвещение. М., 1966.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10. Рококо.

1. Творчество маркиза де Сада. Биография и философия.

2. Прево «История Кавалера де Гриэ и Манон Леско» - попытка описать концепцию бытия в противовес сентиментализму.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Бабенко В. Этот прекрасный полоумный маркиз де Сад: жизнь, страсти, творчество — Москва; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2015. — 406 с.

2. Ерофеев В. Маркиз де Сад (эссе)

3. Прево А.-Ф. История кавалера де Гриё и Манон Леско / Перевод М. А. Петровского под редакцией М. В. Вахтеровой ; изд. подгот. М. В. Вахтерова, Е. А. Гунст ; отв. ред. Е. А. Гунст. — М. : Наука, 1964. — Приложения. — 288 с.

4. Виппер Ю. Б. Два шедевра французской прозы XVIII века : вступительная статья // Манон Леско / аббат Прево ; перевод М. Петровского. Опасные связи / Ш. де Лакло ; перевод Н. Рыковой. — М. : Художественная литература, 1967. — С. 5—24. — 528 с. — (Библиотека всемирной литературы. Сер. первая ; т. 56).

·5. Гунст Е. А. Жизнь и творчество аббата Прево // История кавалера де Гриё и Манон Леско / А.-Ф. Прево ; перевод М. А. Петровского под редакцией М. В. Вахтеровой ; изд. подгот. М. В. Вахтерова, Е. А. Гунст ; отв. ред. Е. А. Гунст. — М. : Наука, 1964. — Приложения. — С. 221—270. — 288 с.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11. Сентиментализм в Англии и во Франции.

1. Ричардсон, его просветительский роман-путешествие

2. Романы Руссо. Восприятие Руссо русскими писателями

3. Игровая поэтика Лоренса Стерна.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Веселовский Ю. А. Сентиментализм в западноевропейской и русской литературе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

2. Хитров А. В. Джон Локк, Лоренс Стерн и метафоры сознания в философской психологии XVIII века // Философия сознания: классика и современность: Вторые грязновские чтения. — М., Издатель Савин С. А., 2007. — С. 45-54.

3. Хитров А. В. Материя и смысл: игротерапия Л. Стерна // Философский век. Альманах. — Вып. 34. Человек в философии Просвещения. — СПб., 2008. — С. 172—187.

4. Карслян, К. А. Искусство игры на часовых стрелках по Стерну // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства: четвёртая международная научная конференция (МГУ), Сб. науч. работ. — М.: Эконинформ, 2004. — С. 141—153.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12. Немецкое Просвещение. Жанровая специфика драмы Лессинга “Эмилия Галотти”

 

3. Особенности немецкого Просвещения. Вопрос о литературном языке и специфике национальной литературы.

4. Идеология немецкого просвещения. Лессинг, Гердер, Шиллер, Гете и др.

5. Взгляд на искусство и задачи литературы.

6. Особенности немецкого театра.

7. Специфика пьесы Лессинга “Эмилия Галотти”:

а–драма как род литературы и как жанр;

б–три единства;

в–система персонажей;

г–особенности развития характера героя, статика – динамика.

 

 

Литература:

3. Лессинг Г.–Э. Эмилия Галотти (драма).

4. Лессинг Г.–Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

5. (!)Фридлендер Г.М. Лессинг. Очерк творчества. М., 1957.

6. *Гриб В. Жизнь и творчество Лессинга // Гриб В. Избранные работы. Статьи и лекции по зарубежной литературе. М., 1956. или Лессинг и современность. М., 1981.

7. *Чернышевский Н.Г. Лессинг, его время, его жизнь и деятельность // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. М., 1948. Т. 4.

8. *Добролюбов Н.А. Лаокоон. Соч. Лессинга // Собр. соч. М.–Л., 1962. Т. 4.

9. *Меринг Ф. Избранные труды по эстетике: В 2-х т. М., 1985.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 13. "СТРАДАНИЯ ЮНОГО ВЕРТЕРА" ГЁТЕ КАК РОМАН НЕМЕЦКОГО СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

 

1. Движение "Бури и натиска" и его место в истории немецкой литературы.

2. "Штюрмерский" роман Гёте "Страдания юного Вертера":

а) дух мятежности как конструктивная черта романа (система конфликтов, "Вертер, мученик мятежный" (А.С.Пушкин);

б) культ чувства, природы и искусства как вызов "холодному рассудку" (Вертер и Альберт);

в) идея "естественного человека" (мир простолюдинов и филистеры).

3. Внутренний мир человека как объект сентименталистского романа (пси-

хологизм, переход от типа к характеру).

4. Самоубийство героя с точки зрения штюрмерства, Гёте-человека и Гёте-художника.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гёте И.-В. Страдания юного Вертера.

2. Манн Т. "Вертер" Гёте // Манн Т. Собрание сочинений : в 10 т. М., 1961. Т.10.

3. *История зарубежной литературы XVIII века /под ред. В.П.Неустроева.

М., 1984.

4. *Вильмонт Н.Н. Гёте. М., 1959.

5. *Есин А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема //

Вестник МГУ. Сер. 9 Филология. 1982. N 1. (особ. С. 20).

6. *Демченко В.Д. "Вертер" Гёте и проблема романа в критике немецкого

Просвещения // Гётевские чтения - 1984. М., 1986.

7. *Бент М. "Вертер, мученик мятежный ..." Биография одной книги. Челябинск, 1997.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 14: "ФАУСТ" ГЁТЕ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА

1. Проблема национального самосознания в немецком Просвещении. Место

легенды о Фаусте в культуре Германии.

2. Трансформация традиционного персонажа в творчестве Гёте.

3. Смысловая роль композиции "Фауста" (вступление и прологи, двухчаст-

ность построения).

4. Часть I:

а) поиск смысла жизни - основа проблематики I части;

б) система образов как воплощение проблематики;

в) национальный колорит.

5. Часть II:

а) поиск смысла истории - основа проблематики II части;

б) роль иносказаний;

в) символика финала.

6. Параллелизм I и II частей ("малый свет" и "большой свет").

7. Жанр "Фауста" как способ реализации его философской проблематики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гёте И.-В. Фауст. Часть I и II (в переводе Б.Л.Пастернака).

2. Жирмунский В.М. Творческая история "Фауста" // Жирмунский В.М.

Очерки по истории немецкой классической литературы. Л., 1972.

3. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. Ереван,1988.

4. *Бент М. Концепция личности в "Фаусте" Гёте и драматургии Г. фон

Клейста // Гётевские чтения - 84. М., 1986.

5. *Аникст А.А. Художественный универсализм Гёте // Гётевские чтения -

84. М., 1986. С. 12-16, 22-29, 31-36.

6. *Вильмонт Н.Н. Гёте. М., 1959.

7. *Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963.

8. *Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Немецкая литература

XVIII века. Под ред. Н.П.Михальской. М., 1980.

9. *Конради К.О. Гёте. Жизнь и творчество: в 2 т. М., 1987.

10.*Аникст А.А. Гёте и "Фауст". М., 1983.

 

               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

(жирным шрифтом выделены тексты, которые будут вынесены на коллоквиум)

 

Корнель П. Сид.

Расин Ж. Андромаха.

3. Мольер. Тартюф. Дон Жуан.

4. Ларошфуко Фр. Максимы.

5. Лафонтен Ж. Басни (любые три: "Старый кот и молодой мышонок", "Старик и трое молодых", "Лягушка и вол", "Лиса и виноград" и др.)

6. Лопе де Вега. Собака на сене.

7. Гонгора Л. Сонеты ("О влага светоносного ручья...", "В хрустальной

чаше ласковых ладоней..." , "Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое" или другие); Летрильи ("Жить бы мне в покое...", "Фортуна" или другие).

8. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

9. Милтон Дж. Потерянный Рай (фрагменты, напр., песнь 6) // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989. С. 506, 542.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!