ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 . Поэзия барокко в Англии. “Метафизическая школа”.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
Тверской государственный университет
Кафедра истории и теории литературы
История зарубежной литературы XVII–XVIII веков
Методическое пособие для студентов 2 курса
Филологического факультета
Тверь 2019
Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.
Составитель доц. С.Ю. Артёмова
XVII и XVIII века - это особые культурные эпохи, которые не только
породили литературные памятники своего времени, но и оказали значи-
тельное влияние на дальнейшее развитие искусства. На протяжении этих
двух столетий кристаллизуются жанры, унаследованные от античности
(например, трагедия и комедия), формируются перспективные (роман), по-
являются новые (литературная сказка). Именно в XVII - XVIII веках были
осознаны многие возможности искусства и сделаны разнообразные худо-
жественные открытия, предопределившие литературные новаторства XIX и
XX веков и даже приемы кино. Таким образом, изучение литературы XVII -
XVIII веков одновременно с представлением о специфике эпохи дает базо-
вый запас знаний, без которого невозможно освоение искусства нового
времени.
|
|
Основная задача практических занятий - рассмотреть, как философс-
кие установки и эстетические концепции реализуются в конкретных худо-
жественных произведениях, как происходит эволюция жанров, какие именно
художественные открытия определяют роль данного текста в творчестве
автора и в истории литературы.
При подготовке к практическим занятиям необходимо учитывать, что
восприятие большинства произведений потребует напряженной работы по
извлечению художественных смыслов и внеположенных искусству идей, ко-
торые были вполне очевидными для современников. Понадобится также и
определенная филологическая подготовка: навыки анализа и интерпрета-
ции, умение пользоваться теоретико-литературными понятиями, изученными
в курсе "Введение в литературоведение".
К сожалению, наиболее доступная учебная литература не может слу-
жить полноценным источником информации и основой для осмысления изуча-
емого периода. Написанные достаточно давно, учебники несут на себе пе-
чать времени: в историю литературы вторгается излишний социологизм,
оценочность преобладает над интерпретацией. Поэтому в методическом по-
собии план каждого практического занятия снабжен списком работ, кото-
|
|
рые помогут овладеть материалом. Значком * в списке помечается допол-
нительная литература. Полезным также может быть энциклопедический
справочник "Исторический лексикон. XVIII век." (М., 1996).
Помимо планов практических занятий, в методическом пособии содер-
жится общий список текстов по курсу, список обязательной и дополни-
тельной научной литературы, образцы вопросов для промежуточного конт-
роля.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1: ПОЭЗИЯ XVII века в Испании
1. Литературная жизнь Испании “Золотого века”.
2. Барокко как художественная система (история и содержание понятия).
3. Специфика испанского барокко и ее воплощение в поэзии Луиса Гонгоры:
А) испанское барокко и христианство (мистицизм, представление о дисгармонии мира, противопоставление духовного и материального);
Б) черты барокко в творчестве Луиса Гонгоры (искусственный мир “интеллектуальной поэзии” и средства его создания);
В) “темный” и “ясный” стили – взаимопроникновение барокко и ренессансного реализма.
Литература:
1. Гонгора Л. Сонеты (“О влага светоносного ручья…”, “В хрустальной чаше ласковых ладоней…”, “Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое” и др.); Летрильи (“Жить бы мне в покое…”, “Фортуна” и др.) // Гонгора–и–Арготе. Лирика. М., 1977. Испанская поэзия в русских переводах. М., 1984. Из испанской поэзии XVII века. Л., 1983. Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989.
|
|
2. Еремина С. Предисловие // Гонгора–и–Арготе. Лирика. М., 1977.
3. Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983. С. 4–36.
4. *Ортега–и–Гассет Х. Гонгора // Ортега–и–Гассет Х. Этюды об Испании. Киев, 1994.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2 . Поэзия барокко в Англии. “Метафизическая школа”.
1. Особенности литературы Англии XVII века. Место поэзии “метафизической школы” в литературном процессе.
2. Специфика английского барокко и ее воплощение в поэзии Джона Донна:
А) идеология метафизиков и философское осмысление мира;
Б) черты барокко в творчестве Джона Донна (искусственный мир “интеллектуальной поэзии”);
В) поэтика барокко: средства создания образа, метафоризм, соотношение точки зрения человека и вещи, “геометризм” мира.
Литература:
1. Джон Донн. Стихотворения (“Послание”, “Общность владения”, “Рассвет”, “Исчисление”, “Парадокс”, “Неразборчивый”, “Прощание, запрещающее печаль” и др.) // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989.
2. Б. Томашевский. Вступ. статья // Донн Джон. Стихотворения. Л., 1973.
Английская лирика перв. пол. XVII века / Под ред. А.Н. Горбунова. М., 1989.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!