ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИСПАНСКОЙ ДРАМАТУРГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА



 

1. Лопе де Вега - теоретик (трактат "Новое искусство сочинять комедии

в наше время"):

а) Лопе де Вега и классицизм;

б) требования к драматургии (теория сценической интриги, занима-

тельность действия; демократизм в проблематике, расстановке пер-

сонажей, их речевом поведении; "жизнеподобие" в смешении смешно-

го и серьезного). Новая комедия как синтез жанровых форм.

2. Лопе де Вега - практик:

а) многогранность творчества; место комедии в творчестве Лопе де

  Вега;

б) "Собака на сене" как воплощение основных

принципов Лопе - драматурга:

- традиционное и новаторское в конфликте и сюжете;

- традиционное и нетрадиционное в амплуа (герой-любовник, героиня,

   комический слуга, благородные господа и простолюдины);

г) принципы создания персонажей:

- многоранность персонажей;

- зачатки психологизма и их проявление в речевой характеристике;

- смешение комического и серьезного;

- воплощение теории интриги, заменяющей дидактизм;

д) идеализация действительности как черта ренессансного реализма.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лопе де Вега. Собака на сене.

2. Ортега-и-Гассет Х. Два театра // Ортега-и-Гассет Х. Этюды

об Испании. Киев, 1994.

3. *Плавскин З.И. Лопе де Вега. М.: Л., 1960.

4. *Силюнас В. Испанская классическая драма XVI-XVII веков. М., 1995.

5. *Штейн А.Л. Драматургия "Золотого века" // Штейн А.Л. Литература

испанского барокко. М., 1983.

6. *Штейн А.Л. История испанской литературы. М., 1994.

7. *Томашевский Н. Испанский театр Золотого века // Испанский театр. М., 1969. С. 5-19.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7: «Приключения Робинзона Крузо» Д.Дэфо и "ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА" ДЖ.СВИФТА КАК ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

1. Роман Дэфо и его значение. Историческая подоплека романа.

2. Памфлетное творчество Дж.Свифта и "Путешествия Гулливера"

(преемственность проблематики и художественных приемов).

3. Две точки зрения на жанр "Путешествий Гулливера" ("цикл памфлетов",

"роман").

4. Жанровое своеобразие "Путешествий Гулливера" (роман-путешествие и

его пародийный, сатирический, утопический и философский аспекты).

5. Фантастика в романе как средство создания модели мира и как основа

пародийности.

6. Сюжетная и смысловая роль Гулливера.

7. Трансформация просветительских идеалов в "Путешествиях Гулливера" :

а) композиция романа как способ воплощения концепции монархии ( I,

II и III части);

б) представление об относительности понятий (контраст I и II час-

  тей);

в) изображение республиканского устройства (III часть);

г) естественно-научные воззрения XVIII века и вера в силу разума в

III части;

д) идеи "естественного мира" и "естественного человека" (IV часть);

е) IV часть как итоговое философское обобщение.

8. Способы реализации философской проблематики  в каждой из четырех

частей "Путешествий Гулливера".

9. Логика романа: движение от памфлетности к предельным обобщениям.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Дэфо Д. Приключения Робинзона Крузо...

2. Свифт Дж. Путешестия Лемюэля Гулливера.

2. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев.

М., 1973.

3. *Дубашинский И.А. "Путешествия Гулливера" Дж.Свифта. М., 1969.

4. *Муравьев В.С. Свифт. М., 1968.

5. *Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

6. *Кеттл А. Введение в историю английского романа (XVIII век). М.,

1966.

7. *Англия в памфлете. М., 1987.

8. *Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8: ЕДИНСТВО ФИЛОСОФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

 

1. Особенности Просвещения во Франции. "Энциклопедизм" и Энциклопедия.

2. Синкретизм мышления французских просветителей. Актуализация фило-

софско-художественных жанров.

3. "Философские повести" Вольтера:

а) роль Вольтера в культурной жизни XVIII века. Универсальность его

творчества и многообразие жанров;

б) жанровая специфика "Философских повестей";

в) конфликт повести "Кандид" как постановка философской проблемы;

г) сюжет "Кандида" как реализация философской дискуссии;

д) Панглосс и Кандид - две концепции человека.

4. Философский диалог Д.Дидро "Племянник Рамо":

а) эстетические воззрения Дидро;

б) философский диалог "Племянник Рамо": взаимодействие с жанровой

традицией диалогов Платона;

в) условность персонажа - "автора";

г) способы характеристики заглавного персонажа;

д) многогранность проблематики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вольтер. Кандид.

2. Дидро. Монахиня.

3. Гордон Л.С. Поэтика "Кандида" // Проблемы поэтики и истории лите-

ратуры. Саранск, 1973.

4. *Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.

5. *Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982. С. 350 -

351 (о диалогах Платона).

6. *Михайлов А. Вольтер и его проза // Вольтер. Философские повести. М., 1985.

9. *Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961.

10.*Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

11.* Проблемы Просвещения в мировой литературе. М., 1970.

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 635; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!