Культура речи как важная составляющая речевой культуры
Итак, культура речи – это составляющаяречевой культуры. Самым кратким из существующих определений культуры речи является следующее: это умение говорить и писать правильно, понятно и выразительно. В другом определении сущность этого понятия представлена более развёрнуто: культура речи – это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществляется отбор и организация языковых средств, позволяющих в конкретной речевой ситуации и при соблюдении этических норм обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативной цели.
Именно в последнем определении наиболее очевидны три составляющих (или, как их принято называть, три аспекта) культуры речи – нормативный, коммуникативный и этический. Схематически эти аспекты и выражающие их ключевые понятия представлены в табл. 4.5.
Таблица 4.5
Три аспекта культуры речи
КУЛЬТУРА РЕЧИ | Аспект культуры речи | Ключевое понятие аспекта |
Нормативный | Правильность речи | |
Коммуникативный | Целесообразность речи | |
Этический | Вежливость речи |
Данная таблица выявляет существующую связь между культурой речи и её коммуникативными качествами (см. лекцию № 6). Первым таким качеством является правильность как следование в процессе речевого общения нормам литературного языка. Напомним, что вопрос о нормативности речи как о соответствии языковой норме (или отклонении от неё) возникает всякий раз тогда, когда у говорящего или у пишущего есть выбор из двух или более вариантов, предоставляемых языком, причём только один из них соответствует норме. Например, написание и произношение существительного рубль является нормативным, в то время как другие, потенциально возможные и даже функционирующие в речи отдельных носителей языка варианты руболь, рубаль, рупь, рубель, будучи ненормативными, нарушают правильность речи.
|
|
Однако правильная речь – это не то же самое, что хорошая речь, поэтому с лингвистической точки зрения выделяют два уровня культуры речи: низший (правильная речь) и высший (хорошая речь, речевое мастерство).
Правильную речь характеризует строгое соблюдение языковых норм, а значит, отсутствие в речи ошибок – грамматических, орфоэпических, лексических и др. Но, наверное, любому из нас знакома и такая ситуация: публично выступающий человек (политик, учёный, преподаватель) говорит умно, без ошибок, а воспринимается его речь с трудом. Почему же так происходит?
Дело в том, что хорошая речь предполагает наличие и других качеств, таких, например, как:
|
|
· знание предмета речи;
· знание адресата и владение аудиторией;
· владение своим голосовым аппаратом, дыханием; владение интонацией;
· большой словарный запас;
· умение выбирать из предлагаемых нашим языком вариантов выражения мысли не только правильный, но и наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный и т. д.;
· умение использовать невербальные средства общения.
Другими словами, в хорошей речи проявляется не только нормативный, но и коммуникативный аспект культуры речи. Чтобы овладеть речевым мастерством, нужно научиться не только говорить и писать без ошибок, но и выстраивать как монологический текст, так и диалог. Речь по-настоящему культурного человека – точная, логичная, выразительная, чистая, и по ней, как по лакмусовой бумажке, можно определить уровень образованности и подлинной, а не только внешней культуры человека.
► Как бы Вы прокомментировали выражение: «Главное орудие культуры – письменное слово; главное поле культуры – образование»?
Языковая личность
В лингво-культурологическом аспекте каждый человек рассматривается как языковая личность. Под этим термином подразумевается комплекс присущих конкретному человеку языковых способностей и знаний, а также степень его готовности к разным видам речевой деятельности в рамках тех или иных функциональных стилей. Другими словами, языковая личность – это, по сути, личность речевая, коммуникативная, которая проявляется как в особенностях речевого поведения, так и в активном и пассивном словаре каждого из нас.
|
|
Что же оказывает влияние на формирование языковой личности?
Это прежде всего внешние факторы: место проживания, круг общения: семья, школа, друзья, массовая культура, общая социальная ситуация и т. д. Безусловно, накладывают свой отпечаток и т. н. внутренние факторы, например, пол, темперамент, психологические особенности (тип нервной деятельности, экстраверт / интраверт и др.).
Далее. Важен уровень образованности, круг чтения – выбор текстов, объём прочитанного, а также умение использовать «книжные» знания в своей деятельности, в том числе и в речевой. Огромное значение имеет и такое свойство отдельного человека, как степень его восприимчивости к коммуникативным воздействиям, т. е. то, в какой степени ему свойственно (или не свойственно) слепо, некритично подражать речевому поведению других.
|
|
Но может ли быть конкретная языковая личность описана исчерпывающе?
По-видимому, это пока невозможно. Ведь для этого необходимо было бы зафиксировать и описать все тексты - как порождаемые данным человеком (говорение и письмо), так и воспринимаемые им (слушание и чтение) в разных коммуникативных ситуациях. Нереальность такого наблюдения очевидна, однако сейчас разработаны некоторые доступные методики изучения языковой личности, например:
· анализ её активного и пассивного словаря;
· описание ключевых слов и используемых в речи прецедентных текстов;
· характеристика присущих ей способов аргументации;
· описание типичных для неё способов выражения оценки и др.
Кстати, многие современные учёные-лингвисты приходят к выводу, что основное предназначение языка заключается вовсе не в передаче информации, как считалось прежде. И его коммуникативная функция не является главной. Язык прежде всего является важным ориентиром для личности в познавательной и в других видах деятельности (т. е. самой важной признаётся аксиологическая функция языка и речи (см. об этом лекцию № 1, § 1.4.).
Наиболее доступным способом характеристики конкретной языковой личности является определение его принадлежности к тому или иному типу речевой культуры в рамках литературного языка или её нахождение за его пределами.
►Почему наиболее изученными как языковые личности являются А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой и другие писатели-классики?
4.5. Пути совершенствования речевой культуры
В имеющихся учебниках и учебных пособиях по курсу «Русский язык и культура речи» эти пути обозначены. Среди них наиболее эффективными признаны следующие:
· сознательное повышение общей культуры и уровня образованности (при этом не следует отождествлять образованность и образование);
· систематическое чтение не только как средство «заполнения» досуга, но и как средство самообразования, поскольку в процессе чтения мы не просто воспринимаем и понимаем тексты, но и определённым образом «присваиваем» их, показательным примером чего являются прецедентные тексты;
· целенаправленное знакомство со словарями не только в ситуации «хочу узнать о чём-то конкретном», но и с целью создать общее впечатление о назначении и структуре данного издания;
· развитие навыков элементарного анализа текста любой стилевой принадлежности: умение выявить его композиционные и языковые особенности, в обобщённом виде представить его информационное содержание и структуру;
· выработка навыков использования в своём тексте текстов других авторов в виде цитирования, ссылок, сопоставлений разных точек зрения и т. д.
Однако всё перечисленное – это средства совершенствования речевой культуры.А главным условием самосовершенствования в сфере речевой деятельности является развитие самосознания. Что это такое?
Самосознание – это способность человека размышлять о самом себе, оценивать самого себя: свои мысли, чувства, способности, поступки – и брать их под свой контроль. Таким образом, это деятельность человека по осознанию самого себя и одновременно по «переделке» своего внутреннего мира. Доказано, что без самостоятельной работы по собственному воспитанию и самовоспитанию нормальный ход духовного становления личности невозможен. Разумеется, к такой трудной работе готов далеко не каждый. В рамках речевой деятельности самосознание реализуется прежде всего как рефлексия.
И последнее. Считается, что одним из средств совершенствования речи является расширение словарного запаса. Это не совсем так. Представляется, что здесь перепутаны причина со следствием, и вот почему. Чем богаче содержание сознания и духовного мира языковой личности, тем больше языковых знаков (в частности, слов и выражений, моделей предложения) требуется для его воплощения и передачи. И наоборот. Таким образом, скудный словарный запас, ограниченный набор речевых стереотипов, некритичное следование моде и речевому окружению свидетельствует о душевной лени человека, ограниченности, недостаточной развитости его сознания.
► Как Вы полагаете, какие Ваши свойства как языковой личности нуждаются в совершенствовании в первую очередь? Почему?
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!