КОНСТРУИРОВАНИЕ из ниток «Весенние подарки»



Ным шершавым языком осушил мои слезы, от него пахло дождем и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улегся на свое место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не спала. Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лежа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было свое «почему».

 

 


ШКВАРТАЛ

МАРТ. 23 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Содержание образова­тельной работы на этой неделе посвящено ознакомлению детей первы­ми признаками весны. Дети получат первоначальные представления о солнце как источнике света и тепла, познакомятся с традиционными образами солнца в народном изобразительном искусстве и русском фольклоре. Их впечатления найдут воплощение в цикле занятий по изодеягельности: образ солнца будет передаваться разными средствами в лепке «Солнышко, покажись!», в полихромной аппликации «Сол­нышко, улыбнись!», в декоративном рисовании «Солнышко, наря­дись!». Дети познакомятся со свойствами разных предметов и материа­лов, изменениями, происходящими с ними при нагревании и охлажде­нии. Продолжится работа по обогащению словаря детей образными словами и выражениями. На занятии по развитию математических представлений у детей будет формироваться представление об отноше­ниях чисел в числовом ряду развивать ориентировка в пространстве, они будут знакомиться с последовательностью дней в неделе.

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Природа. «Здравствуй, солнечный лучик!» 2. Конструирование. «Весенние подарки» 3. Физкультура № 23.1. Разучивание техники ходьбы по подвижной опоре. Восстановление умения проползать под несколькими препятствиями. Развитие ловкости (ис­ пользование необычных исходных положений: начало бе­ га из упора присев, стоя спиной по направлению движе­ ния и т. д.).
Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «День и ночь»
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию летей
Вечер Дидактические игры на восприятие цвета Игры по инициативе детей

2 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Познание окружающего мира. «Нагревание — охлажде­ ние» 2. Лепка рельефная декоративная. «Солнышко, покажись!» 3. Музыка № 23.1. Слушание музыки: В. А. Моцарт «Ве­ сенняя», «Веснянка» (укр. нар. песня в обр. Г. Лобачева). Игра на детских музыкальных инструментах: М. Шмитц «Солнечный день». Музыкальное движение: этюд «Солнеч­ ные зайчики» (С. Майкапар «Этюд», М. Шмитц, «Сол­ нечный день»)

487


 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «День и ночь»
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
Вечер Игры по инициативе детей

3 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Математические представления № 23 2. Аппликация накладная полихромная «Солнышко, улыбнись!» 3. Физкультура № 23.2. Разучивание равнения в шеренге и круге на вытянутые руки. Закрепление умения пропол­ зать под несколькими препятствиями в сочетании с ходь­ бой и бегом в разных направлениях. Развитие силы (уп­ ражнения на преодоление веса собственного тела — висы, подтягивание)
Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Ловишки»
После обеда Чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

Вечер Игры по инициативе детей

4 день

Утро Игры по инициативе детей

 

Занятия 1. Художественная литература. «Заклички» 2. Рисование декоративное. «Солнышко, нарядись!» 3. Музыка № 23.2. Пение: распевка «Солнышко», за- кличка «Жаворонушки, прилетите-ка», «Выйди, солныш­ ко» (муз. и ел. Р. Паулса), «Веснянка» (укр. нар. песня в обр. Г. Лобачева). Игра на детских музыкальных инстру­ментах: М. Шмитц «Солнечный день». Музыкальное дви­жение: этюд «Солнечные зайчики» (С. Майкапар «Этюд», М. Шмитц «Солнечный день»)

 

Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра «День и ночь»

 

После обеда Чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 

Вечер Игры по инициативе детей

5 день

Утро Игры по инициативе детей

 

Занятия 1. Развитие речи. «Медведь и солнце» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 23.3. Закрепление умения равнения в шеренге и круге на вытянутые руки. Совершенствова­ние навыка прохождения под несколькими препятствия­ми различными способами по различной траектории. Развитие выносливости посредством подвижной игры («Бег командами», «Не давай мяча водящему» и др.)

 

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы

 

Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Подвижная игра по выбору детей
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
Вечер Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Педагог может помочь детям в создании сюжета на интересующую детей тему, выде­лить наиболее значимые события, роли, игровые действия, игровой материал. Педагог активизирует всех участников игрового объедине­ния, стимулирует проявление инициативы, способствует согласова­нию замыслов.

В данном случае участие педагога в совместной игре с детьми не предусмотрено. Достаточно организовать лишь подготовительный период игры, в котором обсуждаются разнообразные варианты, свя­занные с созданием и реализацией сюжета.

ПРИРОДА

«Здравствуй, солнечный лучик!»

Задачи. Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (Солнце — источник света и тепла.)

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке, в группе.

Наблюдения на прогулке. Дети продолжают наблюдать за признаками весны. Стало ли теплее? Идет ли дождь, мокрый снег? Стали ли более частыми метели? (Особенно в северных регионах.) Тает ли снег? (В север­ных регионах и средней полосе.) Что происходит с растениями? Появи­лись ли на участке детского сада новые птицы, насекомые? В течение нескольких дней на прогулках особое внимание обращается на солнце. Дети подставляют солнцу ладошки, щечки. Что они чувствуют при этом? Какая сегодня погода — солнечная или пасмурная? Какое солнышко — яркое, на которое нельзя смотреть, или же оно скрыто в дымке? На что оно похоже? Какое настроение у ребят в солнечную погоду и какое в пас­мурную? Одинаково ли выглядят деревья в разную погоду? Согревает ли нас солнце? Где оно находится — прямо над головой или нет? В каких местах территории детского сада солнце бывает чаще всего? Воспитатель предлагает детям найти на площадках самые затененные и самые осве­щенные места.

489


Наблюдения в помещении. За день до занятий воспитатель в течение всего дня обращает внимание детей на освещенность в помещении. Светит ли солнце в окно? Есть ли на стенах солнечные зайчики? В каких местах в комнате света больше всего, а в каких — меньше и почему.

Материалы, инструменты, оборудование. Маленькие зеркальца на каждого ребенка, зеркальце побольше для воспитателя, прямо­угольная емкость с водой (например, небольшой противень), лист бумаги.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям загадку К. Чуков­ского о солнечном зайчике («Лежит, лежит копеечка у нашего колодца...»).

Воспитатель просит детей подумать, есть ли солнечные лучи в ком­нате? А есть ли пятнышки света, похожие на монетку, как в стихотво­рении? Дети пробуют «поднять» такую монетку с пола. Почему они не могут это сделать?

Солнечные лучи каждый день освещают нашу комнату, поэтому мы не обращаем на них внимания. Как можно доказать, что они есть в комнате? Что произойдет, если мы плотно закроем шторы на окнах? (Воспитатель закрывает окна плотными шторами и спраши­вает детей, что изменилось и почему.) Теперь солнечные лучи не могут проникнуть в помещение, и дети оказываются в темноте. Вос­питатель открывает шторы: солнечные лучи вернулись и осветили комнату. Могут ли люди жить без света? Нет. Значит, солнце вместе с солнечными лучиками дает нам свет, чтобы мы могли все видеть вокруг. Воспитатель напоминает детям, как они подставляли сол­нышку ладошки: чувствовали ли они при этом тепло? Да. Значит, солнечные лучики приносят еше и тепло. Весной они становятся теплыми и ласковыми.

Воспитатель спрашивает детей, можно ли поймать солнечных зай­чиков. Если да, то как это сделать? Проводится опыт. Воспитатель показывает (с помощью большого зеркала), как можно поймать сол­нечных зайчиков. Затем дети пробуют сделать то же самое. Воспита­тель объясняет, что такое солнечный зайчик: лучик солнца отражается, отскакивает, словно мячик, от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

Воспитатель предлагает детям подумать, почему такой солнечный лучик назвали «солнечным зайчиком». Наверное, потому, что солнеч­ный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, он все время куда-то спешит, как настоящий зайчик.

Воспитатель предлагает детям придумать, на что похож солнечный зайчик. Откуда к нам приходит солнечный лучик? От Солнца. У солнеч­ного лучика есть свои секреты, которые он скрывает от нас. Один из таких секретов дети с воспитателем попробуют отгадать, проведя опыт

490


«Разноцветные огоньки». На стол около окна ставится емкость с водой так, чтобы на него падали утренние, солнечные лучи. Воспитатель кла­дет зеркальце таким образом, чтобы его верхняя часть оказалась на краю емкости, а нижняя — в воде под углом. В таком положении зер­кальце отражает солнечный свет, идущий из окна. Воспитатель берет одной рукой лист бумаги и располагает его перед зеркалом, а второй рукой слегка двигает зеркало. Положение зеркала и бумаги регулируется до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Воспитатель слегка встряхивает зеркало. Что видят дети? На белой бумаге появляют­ся искрящиеся разноцветные огоньки. Солнечный лучик открыл свою тайну: обычный лучик может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капельки воды.

В заключение воспитатель делает вывод: солнечный лучик прино­сит нам тепло и свет солнца. Он может становиться разноцветным.

После занятия. В солнечную погоду воспитатель раздает детям зер­кальца и говорит, что они уже ловили «комнатных» солнечных зайчи­ков, а теперь могут попробовать поймать «уличных». Воспитатель пре­дупреждает детей, что нельзя смотреть прямо на солнце и направлять зеркальца в глаза друг другу. С помощью нескольких зеркал он направ­ляет одновременно много солнечных зайчиков на ладошки детям. Что они чувствуют при этом? Собравшись вместе, солнечные зайчики быс­тро нагревают ладошки.

КОНСТРУИРОВАНИЕ из ниток «Весенние подарки»

Задачи. Познакомить детей с процессом изготовления поделок из нового для них материала — ниток.

Помочь освоить способ создания основы для любой поделки — накручивание нити на картон и перевязывание мотка в нескольких местах.

Формировать направленность на создание художественного образа, изменение основы разными приемами.

Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать развитию понимания, что подарки не только при­ятно получать, но и не менее приятно их дарить другим, особенно близким людям.

Материалы, инструменты, оборудование. Несколько готовых поделок, толстые разноцветные нитки для вязания, картон для намот­ки длиной 10—12 см, ножницы на каждого ребенка, мелкие детали (глазки, ротики для оформления лиц), заранее заготовленные воспи­тателем.

491


Предварительная работа. За несколько дней до занятия педагог рассказывает детям о том, что в старые времена игрушки не продава­лись в магазинах, их мастерили взрослые из того, что было под рукой: вырезали из чурок, мастерили из деревянных брусочков, шили из ткани, плели из соломы и ниток. Обычай делать игрушки своими руками и дарить их друг другу сохранился и сегодня во мно­гих странах. Есть такая страна — Болгария, где люди до сих пор, поз­дравляя друг друга с приходом весны, дарят на счастье маленьких куколок из ниток. Сувениры эти называются «мартенички», от назва­ния первого весеннего месяца — марта. (Показывает поделки.) Вос­питатель говорит, что может научить детей мастерить не только их, но и другие поделки. Для этого надо попросить у мамы один-два клубка толстых ниток. (Несколько клубков ниток должен иметь в запасе и сам педагог, на случай, если кто-то из детей забудет прине­сти нитки из дома.)

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям разные поделки из ниток, просит сказать, чем они похожи и чем отличаются (это разные игрушки, но все они сделаны из ниток). Она рассказы­вает, что все эти игрушки сделаны на основе одного способа — накручивания нити на основу и перевязывание получившегося мот­ка в нескольких местах. Демонстрирует детям способ (на мотке более крупного размера, чем у детей, с картонной заготовкой 15—17 см), поясняя действия словами: «Для любой из этих поделок нам нужен толстый моток из ниток. Делаем его, обматывая ниткой картон мно­го раз. Как только моток стал толстым, отрезаем нить. Не снимая моток с картонной основы, перевязываем его вверху ниткой другого цвета, делая два крепких узелка и оставляя длинные концы для петельки. Теперь аккуратно вынимаем картонную основу — получи­лась основа, которая годится для разных поделок. Для изготовления «осьминожки» или «куколки» нужна голова. Может, кто-то из вас догадается, как ее сделать? Правильно, ниткой другого цвета перевя­зываем весь моток, отступив немного от верхнего края, — получи­лась голова. Внизу все нитки разрезаем. Подумайте: как затем сде­лать куколке ручки и юбочку? (Выслушиваются предположения детей.) Да, сначала с боков отделяем часть ниток для рук, укорачива­ем их и перевязываем. Осталось сделать куколке талию, перевязав оставшийся моток посередине. Куколка готова. Если нижнюю часть ниток распушить — получится девочка в юбочке. Если же ее разде­лить пополам и каждую половинку перевязать внизу — получится мальчик. Остается только добавить детали: фартук, колпачок, платок на шею, ремешок, косички и пр. (эти детали предоставляются детям в готовом виде). Куколки — наиболее сложные полелки. Давайте попробуем догадаться, как можно смастерить другие поделки из получившегося мотка».

Воспитатель демонстрирует возможные действия на основном мот­ке: «Осьминожке делаем много ножек, разделив нижнюю часть мотка

492


на несколько частей и перевязав их внизу. А где, по-вашему, надо пере­вязать основной моток, чтобы смастерить солнышко? (Предположе­ния детей.) Да, для него мы перевяжем моток по середине (показывает движением руки). Нитки по краям мотка надо разрезать и затем снова собрать в небольшие пучки-лучики» (см. рис.).

Затем педагог предлагает детям выбрать, какую из поделок они будут мастерить. Также напоминает, что они могут сами придумать любую игрушку из мотка ниток. В процессе самостоятельной работы детей, педагог оказывает помощь и практически, и советом.

В завершение занятия все поделки рассматриваются, воспитатель спрашивает детей, какие работы им особенно понравились, что в них интересного, кому они хотели бы подарить свою поделку.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Нагревание — охлаждение»

Задачи. Знакомить детей со свойствами разных предметов и мате­риалов, изменениями, происходящими с ними при нагревании и охлаждении.

Предварительная работа. 1. Наблюдения за солнечными лучами на предыдущем занятии по ознакомлению с природой. 2. Воспитатель вместе с детьми помещает на подоконник в группе (на солнечной сто­роне и в солнечный день) несколько предметов — кусочек пластилина, воска, огарок свечки, кусочек льда и т. д., обращая их внимание на то, что все эти предметы твердые. После обеда дети вместе с воспитателем наблюдает, что стало с этими предметами -- они стати мягче, распла­вились и т. д.

493


Материалы, инструменты, оборудование. Баночки с очень горя­чей водой; чашки, ложки или палочки, сделанные из разных материа­лов (деревянные, пластмассовые, стеклянные, металлические), кусо­чек твердого загустевшего меда, свечи.

Содержание занятия. Воспитатель проводит вместе с детьми опыт. Вначале рассматривает с детьми и просит их сказать, из чего сделаны разные ложки или палочки (из дерева, из металла, из пласт­массы, из стекла). Затем помещает их в баночки с очень горячей водой, вытирает их и дает детям потрогать и сказать, какая из них самая горячая, какая — не очень, какая почти совсем не нагрелась. Вместе с детьми делает вывод о том, что тепло передается от одного предмета к другому, но разные материалы нагреваются по-разному. Спрашивает детей, из какой чашки будет удобнее пить горячий чай: из пластмассовой, металлической, стеклянной или деревянной. Наливает в них воду одинаковой температуры и просит приложить снаружи к стенке палец и сказать, какая кажется более или менее теплой.

Воспитатель читает детям стихотворение Г. Р. Лагздынь «Что случи­лось?»:

Что случилось? Что такое? Небо снова голубое? Ходят в небе облака. Сушат солнышком бока. Плачет горько снеговик: К лужам с детства не привык! Где ты, дедушка Мороз?! Хоть немножко подморозь! Может быть, ты болен? Мною недоволен? Отвечает тихо Вьюга: Дед не болен, не сердит. Просто он в гостях у друга В холодильнике сидит!

Педагог спрашивает детей, почему плачет снеговик, почему дед Мороз сидит в холодильнике. Обсуждает с детьми результаты опыта, проведенного ими с пластилином, воском и свечкой: почему пласти­лин и свечка вместо твердых стали мягкими, из-за чего это произо­шло. Делает вместе с детьми вывод, что их нагрело солнце. Спраши­вает у детей, куда еще можно было бы положить эти предметы, чтобы сделать их мягкими (положить на батарею, под лампу, согреть дыха­нием, подержать в горячей воде, в теплых руках) и проверяет вместе с ними их предложения. А как вновь сделать их твердыми? (Спрятать от солнца, положить в холодильник, в сугроб, в холодную воду и т. д.)

494


Воспитатель подводит детей к выводу, что под воздействием тепла некоторые твердые предметы нагреваются, становятся теплыми, ино­гда мягкими, а иногда даже тают. А под воздействием холода, наоборот, твердыми.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что может таять — снег и лед весной, мороженое в теплой комнате, шоколадка в руках и т. п.

Воспитатель спрашивает детей, как твердый загустевший мед сде­лать жидким. Проводит вместе с детьми опыт — кладет кусочек загус­тевшего меда в ложку и нагревает ее над свечкой. Обсуждает с детьми, что стало с кусочком меда (он расплавился, стал жидким).

Воспитатель загадывает детям загадку о тонкой девчонке в белой юбчонке с красным носом '.

Педагог демонстрирует предмет-подсказку и обсуждает с детьми, почему свечка «плачет».

Воспитатель рассказывает детям, что расплавленный воск или парафин, из которых часто делают свечки, можно вылить в форму, дать застыть и получить разные фигурки. Можно предложить детям аккуратно вылить растопленный воск в холодную воду и посмотреть, как он застынет, какие необычные фигурки получатся, на что они будут похожи. Для этого воспитатель заранее зажигает несколько небольших свечек и ставит их в безопасное место. Непосредственно перед проведением опыта он берет по одной свечке, гасит ее и дает одному из детей аккуратно вылить расплавленное содержимое в холод­ную воду.

Воспитатель спрашивает у детей, а может ли расплавиться металл, например металлическая ложка, которую они нагревали в горячей воде. Рассказывает детям, что и металл может расплавиться, но для этого нужны очень-очень горячие печи, которые есть только на специ­альных заводах, где металл плавят. Расплавленный металл тоже можно залить в формы, дать застыть и получить из него разные предметы. Если есть такая возможность, воспитатель рассматривает с детьми раз­ные фигурки, отлитые из металла. Например, можно показать чугун­ную сковородку, мясорубку.

Есть металл, который плавится легко, — это олово. Можно пока­зать детям, что олово плавится в ложке даже на обычной плите и отлить какую-нибудь фигурку в формочке, сделанной из более твер­дого металла.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ГОРЯЧИМИ ПРЕДМЕТАМИ

1. Горячую посуду (например, с плиты, из духовки) берут специаль­ной прихваткой (прихватки делают из огнеупорного материала или материи, проложенной слоем ваты), чтобы не обжечься.

1 Маршак С. Собрание соч.: в 8 т. — М: Худ. лит., 1968. Т. 2. С. 114.

495


2. Прежде чем начинать есть или пить, нужно убедиться, что еда или питье не слишком горячие.

3. На горячее дуют, чтобы оно побыстрее остыло.

4. Если вы обожглись, сразу подставьте обожженное место под холодную воду или приложите лед, а потом позовите взрослых и смажьте это место подсолнечным маслом.

После занятия. На следующем занятии по лепке педагог еще раз обращает внимание детей на то, как сделать пластилин мягким.

ЛЕПКА рельефная декоративная

«Солнышко, покажись!»

Задачи. Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пла­стическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, пятнышки, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки, спирали, трилистники). Развивать чувство ритма и компо­зиции.

Предварительная работа. Беседа о солнце как источнике жизни на земле. Беседа о солнечных (солярных) знаках в декоративно-при­кладном искусстве. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная роспись и резьба по дереву и другие изделия по воз­можности из коллекций или мини-музея дошкольного учрежде­ния).

Материалы, инструменты, оборудование. Керамические плитки или картонные квадратики размером 10x10, 15x15, 20x20 см; пласти­лин, стеки, красивые пуговицы и бусины для глаз; два-три произведе­ния декоративно-прикладного искусства с солярными элементами декора, например, писанка (миниатюра на яйце), вятский (дымков­ский) индюк, семеновская матрешка, хохломская ложка и пр. Таблица с вариантами солярных знаков.

Содержание занятия. Воспитатель подходит к окну, смотрит на небо и рассказывает детям русскую народную потешку «Солнышко-ве­дрышко» (в обраб. К. Чуковского).

Воспитатель рассказывает детям о том, что с давних-давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изобража­ют в танцах (например, хоровод — это знак солнечного круга), изо­бражают на своей одежде, посуде и даже мебели... Показывает детям несколько произведений декоративно-прикладного искус-

496


ства и поясняет символику декоративных элементов (волнистая линия — дорога или вода, ромб — поле, круг — солнце). Особое внимание обращает на солярные (солнечные) знаки и с помощью таблицы показывает их декоративные варианты (круг, круг с точ­ками, круг с завитками, круг с волнистыми линиями, круг с треу­гольниками).

Воспитатель сообщает, что на этой неделе дети смогут изобразить солнце самыми разными способами из различных материалов, и пред лагает для начала слепить портреты солнышка, которое выглянуло из-за тучек и весело улыбается. Затем педагог раскрывает особенности техники рельефной лепки.

Чудо-солнышко. Возьмем пластину-основу, наметим палочкой (карандашом) точку в центре и, если нужно, в уголках — на одина­ковом расстоянии. Представим чудо-солнышко во всей своей кра­се. И начнем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за сло­ем, поэтому лепим как будто с конца (в сюжетных картинах •— с заднего плана). Берем кусочек пластилина, раскатываем в шарик, слегка сплющиваем в лепешку (сжимаем р. ладошках) и прижимаем к фону в самом центре пластины или чуть выше (ниже) — это сол­нечный круг (диск). Берем еще один кусочек (если лепим' из плас­тилина, лучше взять другой цвет). Делим этот кусочек на 7- 10 частей и превращаем их в лучики. (Воспитатель уточняет представ ление детей о том, какой формы могут быть декоративные лучики, еще раз обращает внимание на декоративную таблицу.) Красивые лучики прилепим вокруг солнечного круга. Они могут быть одина­ковые или разные по размеру и форме, одноцветные или много­цветные.

Мы с вами договорились лепить портреты солнышка. Что нужно обязательно слепить, чтобы получился именно портрет9 (Дети вспоми нают, что нужно изобразить глаза, нос и рот.) Как показать, что сот нышко весело улыбается? (Дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими средствами.) По ходу занятия воспитатель предлагает детям показать, как солнышко улыбается и выглядывает из-за туч или облаков.

После занятия. Оформляется выставка портретов весеннего сол­нышка. Беседа, чтение стихотворений, исполнение песенок о солнце, Рассматри вание произведеии й декорати вно при клал ипго \ \ с кусетва< имеющих в своем декоре солярные элементы

Информация для воспитателя. Рельефная лепка Поделки изготов­ленные этим способом, представляют собой обьемное лепное изоб­ражение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть само­стоятельным (основным) или всгюмо1ательным (дополнитель­ным). Дети дошкольного возраста уже замечают особенное! и плоскостных и объемных видов изобра ш тельного искусе «на   Мм

497


нужно помочь увидеть в рельефном изображении сочетание объема и плоскости. Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), гак как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, выходит за ее пределы.

Как подгоп^овшпь плис тину-основу для лепных картин?

1) Берем глину или размягченный пластилин, раскатываем скал­кой (бутылкой) в пласт толщиной 0,5- 1 см и нарезаем на квадраты желаемого размера, например. 10x10, 15x15. 20x20 см. Для удобства вырезаем шаблон (квадрат желаемого размера) из бумаги и пользуемся им как меркой — накладываем на раскатанный слой и вырезаем ножом или стекой (спичкой, зубочисткой).

2) Подбираем какую-нибудь прочную основу в форме квадрата: керамическую плитку, деревянную или пластиковую дошечку, кар­тон. Покрываем тонких! слоем глины пли пластилина — равномер­но размазываем по поверхности, разглаживаем влажной салфет­кой.

Как наметить композиции)?

Если для лепной картины задуман сложный рисунок, выполня­ем его сначала в типе черно-белого или цветного эскиза, а потом уже переносим замысел в лепку. Эскиз помотает продумать компо­зицию, уточнить форму элементов, наметить цвегоеочетание. Эски­зов может быть несколько, в них не жалко ошибиться или что-то испортить. Еще удобнее наметить композицию прямо на подготов­ленной пластине — прорисовать стекой опорные элементы или хотя бы наметить точки будущего узора. На изразцах цветы, букеты, ветки, гирлянды, вазоны чаше всего располагаются в центре. Такие узоры по своему построению называются центрическими. Солнце в центре обычно довольно крупное, но нужно оставить место для лучей.

Если задумана сложная композиция или одним рельефом занима­ются несколько детей, желательно определить хотя бы примерную очередность работ. Рельефные картины или панно могут быть хоро­шим подарком или украшением помещения. Но в этом случае нужно продумать, каким образом излелпе будет прикрепляться или выстав­ляться.


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие № 23

Задачи. Формировать у детей представление об отношениях чисел в числовом ряду, учить определять и называть предыдущее и последу­ющее по отношению к названному числу (числа-«соседи>>).

Развивать ориентировку в пространстве, учить детей определять, кто находится слева, а кто справа от него.

Упражнять детей в прямом и обратном счете на предметах (в преде­лах 8).

Учить детей двигаться в заданном направлении, меняя его по сиг­налу.

Знакомить детей с названиями и последовательностью дней в неделе.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал:

Два набора цифры от 0 до 8 (для доски или наборного полотна). Восемь картинок с изображениями любых игрушек.

Раздаточный материал: Набор цифр от 0 до 8.

Содержание занятия. Дети сидят полукрутом. Воспитатель выяс­няет, знают ли они, кто такие соседи. Воспитатель спрашивает: «Дима. кто твои соседи? (пауза) Кто сидит слева от тебя? Кто сидит справа от тебя? Назови их имена». Аналогичным образом воспитатель опраши­вает трех-четырех детей. Затем, обращаясь к детям, спрашивает: «Кго хочет назвать своих соседей, сидящих рядом?» Два-три ребенка назы­вают. Остальные проверяют, не ошиблись ли они.

В наборном полотне (на доске) выставлены цифры от 0 до 8. Воспи­татель предлагает определить «соседей» того или другого числа. Для это­го воспитатель дотрагивается, например, до цифры 2. Дети: «Два». Вос­питатель: «А „соседи"?» Дети: «Один и три». Воспитатель указывает на различные цифры, например, 4, 6, 3. Дети называют «соседей» лих чисел. Воспитатель указывает на цифру 1. Дети говорят: «Ноль и два».

Выставленный числовой ряд от 0 до 8 не убирается. Три ребенка выходят на свободное место, держа в руках по одной цифре из второго набора. Например. 1, 2. 3. В середине стоит Никита. Воспитатель спра­шивает: «Кто у него „соседи"?» Дети: «У Никиты в руках цифра 2. „Соседи" у него Алена и Маруся, у них цифры 1 и 3». Подобным обра­зом выходят еще три-четыре группы детей из трех человек.

Сидя за столами по четыре—шесть человек, деги выкладывают на середине стола ряд из цифр от 0 до 8 (обший для всей компании). А затем сами выбирают любое число и определяют его «соседей». Дети могут выбрать не одно, а два-три числа и к ним определить соседей.

499


Зачем по просьбе воспитателя каждая компания рассказывает всем остальным о выбранном ими числе и его «соседях».

На данном занятии считают в пределах 8.

Методика обучения детей прямому и обратному счету описана в конспекте № !9.

Воспитатель предлагает детям поруководить его движениями. «Я пойду по комнате и остановлюсь по вашему сигналу — „стойте". Потом вы мне скажите, куда повернуться, направо, налево, в каком направлении идти — прямо, назад, вправо или влево». Например, получив «приказ» идти вправо, воспитатель движется приставным шагом, боком вправо.

Далее выходит группа из трех-четырех детей, проявивших инициа­тиву. Воспитатель, выслушивая предложения всех остальных, выбира­ет одно из них и «дает приказ» двигаться прямо, повернуться направо, идти влево и др.

Всего в игре последовательно участвуют три-четыре группы детей.

Последняя часть занятия проходит в виде беседы. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что такое неделя; знают ли они. что в ней семь дней; слышали ли они такие слова — воскресенье, вторник, четверг; знает ли кто-нибудь из них, какой сегодня день недели. Вос­питатель рассказывает следующую историю:

«Когда-то давным-давно, когда люди еще не дали дням недели имя. им было очень трудно жить и разговаривать с соседями из других дере­вень. Они сначала придумали для каждогодня недели цвет. Первый день недели у них был красный, второй день — зеленый, третий — желтый. И так все семь дней. А в деревне, которая была не так далеко, и куда они ходили в гости, первый день недели был окрашен в желтый цвет, все остальные цвета тоже не совпадали. И людям из разных деревень было очень трудно договориться, в какой день встретиться. Вот, например, договорились они встретиться в красный день, а у другой деревни — красный день совсем другой. Так они никак встретиться и не могли.

Прошло много времени. И один мудрец предложил людям дать каждому дню название. Первый день назвать понедельник, он первый, он идет по неделе, поэтому понедельник. Второй день — вторник, он второй — вторник. Третий день это середина недели, он — среда, сре­да — середина недели. Четвертый день недели — четверг, четверг — четвертый. Пятый день недели — пятница, пятница — пятый день. Шестой день недели — суббота. А последний, седьмой день недели — воскресенье».

Вое пита гель:

— Например, сегодня среда, седьмое марта 2007 года1.

: Какой сейчас год. воспитатель только сообщает детям, но не обсуждает с ними.

500


АППЛИКАЦИЯ декоративная (полихромная, накладная) «Солнышко, улыбнись!»

Задачи. Вызывать интерес к созданию образов солнца в технике аппликации.

Учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сло­женных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга.

Показать варианты лучиков (прямые, волнистые, завитки, трилист­ники, треугольники, трапеции, зубчики) и способы их изготовления. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий, откры­ток, календарей с изображением солнца и цветов в форме розетки (астры, георгины, золотые шары); дидактические игры на восприя­тие цвета. Подготовка окошек как основы для композиций. Обсле­дование формы цветов, вырезанных из картона. Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений о вариан­тах изображения солнышка; рассматривание дымковских игрушек, имеющих в своем оформлении солярные знаки; беседа о солнце как источнике жизни на земле и как одном из главных образов народно­го искусства; сравнение солярных элементов в разных видах народ­ного декоративно-прикладного искусства (ткачестве, вышивке, керамике).

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и фактурная бумага, бумажные салфетки белого и голубого цвета; готовые бумаж­ные формы — цветные квадраты разной величины и расцветки; фанти­ки на бумажной основе, ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, кле­енки; старые футболки для переодевания.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить потешки, песенки, стихи, загадки о солнышке. Спрашивает, какими словами обычно описывается солнце, почему его называют красным (красный — красивый). Воспитатель рассказывает детям потешки и стихи о солнышке, например;

Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно солнышко.

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

501


Педагог напоминает детям о том, что в изделиях народного декора­тивно-прикладного искусства мож­но «разыскать» солнце и как по-раз­ному оно выглядит: в виде точки, крута, нескольких кругов, круга с лучами-завитками, лучами-волни-стыми линиями, лучами-точками, цветами, бутонами и пр. Показыва­ет писанку (миниатюру на яйце) с солярными элементами, вятского (дымковского) индюка. Направляет внимание детей на поиск образа солнца в этой народной игрушке. Дети находят образ солнца как в фигурке птицы (хвост, крыло), так и в элементах декора (точки, мно­гоярусные круги и т. д.).

Затем воспитатель предлагает детям создать свое солнышко-коло-колнышко — вырезать из цветной бумаги так же, как мы осенью выре­зали цветы, а зимой снежинки, — т. е. из бумажных квадратиков или фантиков, сложенных дважды по диагонали. Кроме того, можно ском­бинировать изобразительные техники (дорисовать лучики и «лицо» фломастерами или гуашевыми красками). Еще раз обращает внимание на варианты лучей: точки, круги, линии — прямые, волнистые, завит­ки и сочетания элементов.

Воспитатель напоминает способ вырезания розетковых форм из бумажных квадратиков, сложенных дважды по диагонали, и показыва­ет схему с вариантами лучиков. Советует изобразить солнышко, кото­рое будет выглядывать из-за тучек. Предлагает детям придумать свои способы оформления тучек. Комментирует разные предложения детей и, в случае необходимости, подсказывает способ обрывной апплика­ции и конструирования из смятых комочков бумаги (бумажной сал­фетки). Дети выбирают «окошки» как фон для композиции, в соответ­ствии с цветом фона подбирают цвет бумажных квадратиков или фан­тиков для вырезания солнышка, и бумажные салфетки для оформления тучек, из которых будет выглядывать солнышко.

По ходу занятия педагог оказывает детям индивидуальную помошь в выборе композиции и способа вырезания лучиков разной формы; читает детям потешки и стихи о солнышке.

Сол 11 ы 111 ко- кол окол н ы ш ко. Ты пораньше изойди. Мае пораньше разбуди: Нам в поля бежать. Нам весну встречать! Закатилось красно солнышко За темные леса. В лесу пташки приумолкли. Все садились местам.


По таким же по местечкам, — По ракитовым кустам1.

После занятия. Дети дополняют портреты солнышка графически­ми элементами, оформляют выставку, сравнивают лепные и апплика-тивные портреты.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Заклички»

Задачи. Продолжать знакомить детей с малыми формами фолькло­ра — заклинками. Дать представления об их традиционном использо­вании и научить ими пользоваться.

Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня расскажет им о коротких необычных народных произведениях, кото­рые дошли до нас из прошлого. Называются они — заклички. Предла­гает послушать несколько из них:

Гром гремучий. Тряси тучи. Дай дождя С небесной кручи!

Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо! А дуй в спину, Чтоб идти было силу.

Раду га-дуга, Отворяй ворота — Ключиком, замочком, Шелковым платочком!2

Поясняет, что слово «закличка» происходит от слова «кликать». Спрашивает детей, знакомо ли им это слово. Поясняет, что это старин­ное слово означает —- кричать, громко звать.

Заклички — это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил, они передавались из уст в уста, т. е. от одного поколе­ния к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение.

Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы: будет дождливое, холодное лето — не созреет урожай, будет

1 См.: Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей / Сое г. Ели­
сеева Л. Н. — М.: Просвещение, 1987. 448 с.

2 Там же.


палить нещадно солнце — сгорят посевы. Вот и верили они, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощни­ков, то и урожай вырастет на славу, будет чем кормиться всю зиму. Весной люди обращались, например, к птице:

Уж ты пташечка, ты залетная, Ты слетай на сине море, Ты возьми ключи весенние, Замкни зиму, отомкни лето.

А затем просили солнце:

Солнышко, покажись! Красное — нарядись! Выйди поскорее, Будь к нам подобрее, Сядь на пенек, Посвети весь денек!

Педагог предлагает детям поиграть в эту закличку: все встают в круг и произносят текст вместе со взрослым, сопровождая его движениями. Например, на первые две строчки — руки протянуть вверх, к солнцу; на слова «выйди поскорее, будь к нам подобрее» — можно сделать русский поклон, а на последние две строчки — похлопать в ладоши. Напоминает, что просить что-либо надо ласковым нежным голосом. Чтобы дети лучше запомнили слова, можно провести небольшое «соревнование»: кто лучше попросит солнце — мальчики или девочки. (Работа над интонацией.)

Дети садятся, а педагог продолжает свой рассказ: «Лето для русско­го человека — очень важное время года. Летом делали запасы на зиму: варили варенье, сушили грибы, припасали мед, выращивали овощи, пшеницу. К пчелам обращались вот так:

Рой, гуди, В поля иди, С полей иди — Медок неси!

Яры пчелки гудут, В поля идут, С полей идут — Медок домой несут1.

Далее воспитатель рассказывает детям, что когда сажали овощи, то просили:

Матушка, репка, уродись крепка!

1 См.: Муромская народная. Жизнь человека в русском фольклоре. — М.: Худ. лит.. 1991. Вып. 1.

504


Когда урожай поспевал, просили дождик полить его:

Дождик, дождик! На дядину пшеницу, На наш ячмень Поливай весь день!

Воспитатель спрашивает детей, а знают ли они какие-нибудь заклички-обращения к дождю. Возможно, кому-то из детей будет зна­кома такая закличка:

Дождик-дождик, посильней! Будет травка зеленей! Дождик-дождик, пуше! Дам тебе гущи!

Воспитатель предлагает выучить эту закличку всем вместе и проиг­рать ее. Движения к тексту заклички могут придумать сами дети, например, на первые две строчки — попрыгивать на месте, на вторые две строчки — топать ногами. Повторяя игру, можно предложить пер­вые строки говорить одной группе детей, а последние — второй группе (или девочкам и мальчикам).

Дети садятся, педагог продолжает рассказ: «К концу лета созревал хлеб. Во время уборки хлеба работать надо быстро, чтобы успеть собрать урожай до дождей. В это время, обращаясь к дождику, говори­ли такую закличку:

Не иди, дождик, где косят, А иди. где просят. Не иди, дождик, где жнут, А иди, где ждут.

В давние времена заклички знали не только взрослые, но и дети. Когда дети играли на лугу и находили улитку, ее так просили показать свои рожки:

Улитка-улитка, высунь рожки! Дадим лепешки, свиные ножки, Каши горшок, хлеба вершок!

А, увидев сороку, говорили ей так:

Сорока-белобока, Научи меня летать. Не высоко, не далеко — Чтобы солнышко видать!

А что просят у божьей коровки, если найдут ее в траве?

505


 


Божья коровка, улети на небо. Принеси нам хлеба! Черного и белого, Только не горелого!

Давайте все вместе повторим эту закличку, отбивая ритм хлопками в ладоши. Сначала произнесем ее тихо-тихо, потом — погромче, потом — совсем громко».

В заключение занятия педагог предлагает детям сочинить свои заклички. Если дети сразу не откликнутся, педагог может помочь им, предложив первую строчку:

Дождик, дождик, не стучи,       (Наших деток не буди).

Дождик, дождик, поливай,       (Будет лучше урожай!)

Ты мороз, мороз, мороз           (Наших деток не морозь!)

Страшный сон, улетай            (и Алешу не пугай!)

и другие подобные варианты. (Чтобы детям было легче придумать окончание заклички — подбирайте очевидные рифмы.)

После занятия. В течение ближайшей недели после занятия, обра­щайтесь к теме закличек в подходящие для этого моменты, например, выходя на прогулку в пасмурный день, предложите детям обратиться к солнышку с закличкой, с просьбой выйти и согреть всех. Аналогично можно обращаться и к ветру, и к дождю, и к туче, повторяя выученные заклички или сочиняя новые.

Воспитатель может прочитать детям рассказ Г. Р. Лагздынь «Татьян-кина кричалка»:

— Если идет дождик, — это туча плаче]? — спросила Олю малень­
кая Татьянка.

- Не знаю... Наверно, плачет.

— А почему тогда дождь не соленый? Вот попробуй! — Татьянка высовывает язык. Оля тоже высовывает язык.

— Вы чего языки повысовывали? — спросил пробегающий мимо крыльца Димка. — Жарко?

— Почему жарко? — удивилась Татьянка. — Совсем не жарко, мокро.

— Потому! — крикнул Димка. — Когда Бобке жарко, он всегда язык высовывает!

— Дождь надоел. — сказала Оля. — А солнышко спит.

— Разбудить надо! — предложил Димка, останавливаясь у крыльца.

— А как? — спросила Татьянка.

— Известно как! Покричать!

— Я знаю кричалку! — и Татьянка закричала: — Солнышко! Сол­нышко! Погуляй у речки! Солнышко, солнышко! Раскидай колечки! Мы колечки соберем, золоченые возьмем! Покатаем! Поиграем! И тебе назад вернем!

506


— Вот и дождик перестал. — удивилась Оля. — И солнце выгляды­вает.

— А я что говорил?! — засмеялся Димка и побежал дальше.

РИСОВАНИЕ декоративное «Солнышко, нарядись!»

Задачи. Вызвать у детей желание создать образ солнышка по моти­вам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).

Обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волни­стая линия, завиток, листок, трилистник, волна и пр.), объяснить сим­волику. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.

Развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусст­ву. Учить умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).

Предварительная работа. Знакомство с солярными знаками в произведениях декоративно-прикладного искусства. Сравнение средств художественно-образной выразительности в разных видах народного искусства. Создание портретов солнца в лепке и апплика­ции. Педагог показывает детям цветовые модели «Радуга» и «Цвето­вой круг» и предлагает подобрать разные варианты контрастных цве-тосочетаний (в цветовых парах — диадах, размещенных на цветовом круге напротив друг друга): синий и красный, синий и желтый, синий и оранжевый и др.

Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кис­точки двух-трех размеров, листы бумаги белые и тонированные (разно­го размера), баночки с водой, палитры.

Цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» для демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с явлением цветового контраста и нюанса; баночки с водой, матерчатые и бумаж­ные салфетки.

Содержание занятия. Воспитатель:

— С давних времен, когда даже твоих бабушек и прабабушек на
свете не было, люди называли красным все самое красивое и доброе:
«красное солнышко», «красный день» (праздник), «красное слово»,
«красная девица». Даже пословицы сложили, например: «Красна пти­
ца пером, а человек умом». Красный — значит, красивый!

Воспитатель задает детям вопросы: «Что означает слово красный? А прекрасный? О чем и ком так говорят? Какие пветы красного цвета вы знаете'? Что еше бывает красного пвекГ' Как вы думаете, какой

507


характер (или какое настроение) у красного цвета? С каким настроени­ем вы смотрите, трогаете или пробуете что-нибудь красное?»

Затем воспитатель просит детей нарисовать доброе солнышко — веселое, радостное, улыбающееся — и очень красивое по цвету — крас­ное, оранжевое, розовое, желтое, малиновое...

— Давайте и мы с вами нарисуем красно солнышко — яркое, большое, теплое, доброе, красивое. С лучами — волнистыми линиями или завитка­ми. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться.

Педагог напоминает детям, как можно получить оранжевый цвет (смешать краски на палитре или дощечке, добавив к желтой немного красной).

Дети выбирают цвет и формат фона, составляют на палитре слож­ный цвет (оранжевый, розовый) на палитре и начинают рисовать.

Дети создают солнышко в соответствии с замыслом, самостоятель­но выбирая материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. При желании они могут объединяться в микрогруп­пы для создания большого по размеру и сложного по техническому решению образа.

По ходу занятия воспитатель рассказывает или напевает песенку Г. Р. Лагздынь:

Словно яркий апельсин. Вышло солнце из осин. Красное, румяное, Всюду всеми званое! Красное, красное. Ясное, ясное!..

В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов веселого солнышка, выглядывающего из туч-облаков. Все солнышки помеша­ются на выставке детского творчества для родителей. Через два-три дня дети могут отнести свои работы домой, чтобы подарить родителям или, оформив рамочкой, украсить свой дом.

После занятия. Оформление интегрированной выставки детских работ «Здравствуй, солнышко!». В свободное время педагог предлагает детям (по желанию) составить описательные рассказы о своих солнышках.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Медведь и Солнце»

Задачи. Побуждать детей к высказыванию личного мнения, рас­суждению. Учить передавать своими словами понравившиеся отрывки из текста. Обогащать словарь детей образными словами и выражения­ми. Развивать языковое чутье. Побуждать к речевому взаимодействию со сверстниками.

508


Материалы, инструменты, оборудование. Открытки с весенними пейзажами.

Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадку:

Зазвенели ручьи. Прилетели грачи, В дом свой — улей — пчела Первый мед. принесла. Кто скажет, кто знает. Когда это бывает?

(Весной)'

Воспитатель обсуждает с детьми, почему они думают, что это загад­ка о весне. Педагог обращается к детям: «Я принесла вам картинки, на которых изображены весенние пейзажи. Рассмотрите их». (Переда­ет по одной картинке ребенку, сидящему справа. Тот рассматривает картинку и передает ее по цепочке. Таким образом картинки собира­ются у ребенка с левого края.)

Воспитатель спрашивает детей, что еще происходит в природе вес­ной, что они могут рассказать о птицах, о ежике, зайчике, белочке, о травке, о цветочках.

Далее воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.

А. Плещеев

Травка зеленеет. Солнышко блестит. Ласточка с весною В сени к нам летит.

С нею солнце краше И весна милей... Прошебечь с дороги Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких Принесла с собой...

Далее педагог загадывает детям загадку:

Зимой спит,

Летом — ульи ворошит.

(Медведь)2

1 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвеще­
ние, 1985.С. 116.

2 Отгадай, малыш! Русские народные загадки. — Смоленск: Русич, 2003. С. 89.

509


Воспитатель спрашивает у детей, кто это, где спит зимой медведь, когда он просыпается.

Предлагается послушать рассказ о том, как проснулся от зимней спячки медведь.

Н. Сладкое Медведь и Солнце

«Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила.

— Чтоб ты, слякоть, пересохла! — заругался Медведь. — Вот я тебя
сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

— Не я, Медведушко, виновата. Снег во всем виноват. Начал таять,
воду пустил. А мое дело водяное — теку под уклон.

— Ах. так это Снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел Медведь.
Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

— Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут!

— Ах, так это Солнце мне штаны промочило! — рявкнул Мед­ведь. — Вот я его сейчас!

А что ..сейчас"? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет в небе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего — убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал, поворчал, да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать».

Воспитатель спрашивает детей: понравилась ли им сказка про мед­ведя; что в ней понравилось им больше всего; какой отрывок они хоте­ли бы услышать еще раз.

— Зачитать вам. как ругался медведь на воду?

— А что ответила вода медведю?
(Ответы детей.)

— Как ругал медведь снег? Послушайте, как писатель описывает
снег.

(Зачитывает.)

— Почему медведь ничего не смог сделать с солнышком? (Рассуж­дения детей.)

— А вот послушайте, как медведь смирился с тем, что с солнышком не поспорить. (Зачитывает.)

Воспитатель предлагает послушать рассказ от начала до конца еше раз. (Читает по желанию детей.)

Обращается к детям: «Сейчас вы можете рассказать тот отрывок из сказки, который вам больше всего понравился. (Спросить трех-четы-рех детей, по желанию.)

— А кто хотел бы рассказать сказку от начала до конца? (Выслу­
шать одного-двух детей. В случае необходимости оказывать помощь.)


МАРТ. 24 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На лгон недс те продол­жится работа по расширению представлений детей о весенних измене­ниях в природе. При этом особое внимание будет уделено воде г; разных ее проявлениях: дети познакомятся с гем. какой бываем вода в природе, узнают, где «трудится» вода, откроют для себя явление отражения. Последнее будет закреплено в практической лся;ельносш: дети буду! рисовать деревья в технике «по мокрому> и создавать симметричную силуэтную аппликацию. О таком весеннем явлении как половодье лети узнают из произведения Н. А. Некрасова «Дед Матай и заппы->. Впечат­ления на данную тему б\ тут воплощены в коллективной ленной компо­зиции, где педагог сможет решать и зада.чи развития самой деятельнос­ти — передаче несложных движений вылепленных фигурок, их взаимо­отношений, настроения и г. д. Дети будут рабоыюг с количественной группой, называемой числительным девять, познаком:-пся с цифрой {К будут выполнять задания на ориентировку на листе б\ маги.

 

День недели Временные отрезки Содержание образовательном работы                 !
  дня  
1 день Утро Игры по инициативе детей 'г)ксперм\!ентиро(-иипг с о■ р.;:?.:cf;;;.;\t а зеркале чаре мзатн
    тельная paooia к запялпю по рно>и,ип;н-;                          '
  Занятия !. Развитие речи. <•■ Капли е крынн1  ; анп i >пмь>        ! 2. Рисование. «Деревья смотри i а ьод\                                ' 3. Физкультура J№ 24.;. Ра ;ч ■■пванпс .'счникп прыжков ; через короткую скакалку па л»>\ iracw межахскокадп. ! Закрепление навыка ходьбы ло по.твпжны! опор-е с сохрл ,' пением равновесия. Развитие быстро ,ы ((рсиировка со- i четани.я быстроты реакции на ра здичнии cm над. зри-  ; юльный, словесный, звуковой — лппле. <•- по хлопку, пол- ; прьп ичть на свисток, начать бе; на о: мам!к\ Фтажком и г. лл !
  Прогулка Наблюдение п природе*                                                       : Игры по инициативе летен                                                    | Подвижная игра. «Ловишкп-'
  После Чтение сшчотворени'Л И. Д. !к- раюгл -.'.[ст М.иаи п >аи
  ооела цы»(в сокрЛ
  Вечер Игры по инициативе леей
2 день Утро Игры по инициативе летен                                                  ;
  Занятия 1. Природа. <Какой бывает вода-                                         | 2. Лепка. «Дед Мазай и зайцы» 3. Музыка № 24.1. Слушание музыки; В A. Моцар; <• Не­ сениям». П. Чайковским -Песнь жа вором к а ■. И Рим- ский-Корсаков --Пляска пппп> изомеры Он л \рочка->. ; Пенис: 'Селезень и утка». -Уж как по мое л. -мосгочку,- (рус. пар. песни). \ fy <ыки.1ыюе t )« inn - em > c : \-1рово ;иые иг­ ры «-Сете зень и угка>. - Уж как по \нк г-. •• <•- о ■■■■■■.■•'••

 

 

• 't.,,v. Временные i'pie'ni > отрезки

: *'''_ I'l"'" j____ ДН?__________

\        | Прогулка

Содержание образовательной работы
 
Наблюдение в природе*
  Игры по инициативе детей
i     L . . . -, Подвижная игра «Бездомный заяц»
[После 1обела Miem-ie по выбору педагога или желанию детей
1 Вечер Ифы по инициативе детей
! Рисование «портретов» воды*
; 3 день j У;ри Игры по инициативе детей

\        | Занятия [l. Познание окружающего мира. «Вода-труженица»

i i 2. Конструирование из строительного материала. «Мосты
1 для пешеходов».
;                  • :              ! 3. Физкультура 24.2. Разучивание техники прыжков
!               1 через короткую скакалку на двух ногах. Закрепление на-
!               ! j               i выка равнения в шеренге. Развитие гибкости (увеличение
I           i подвижности верхнего плечевого пояса — вращения в лу-
1 че запястном, локтевом, плечевом суставах с увеличением
! амплитуды и другие специальные упражнения)
I         Hpoi улка Наблюдение в природе*
j Игры по инициативе детей
i      { ________________ J Подвижная игра «Бездомный заяц»
| После Чтение по выбору педагога или желанию детей
:оосда  
j Вечео Игры !io инициативе детей
iJ-леш. Ь'гро Игры но инициативе детей
•        [Занятия 1 Математические представления № 24
; 2. Аппликация симметричная (силуэтная). «Деревья в луже»
!       I 3. Музыка № 24.2. Пение: распевка «Солнышко», заклич-
;         ! ка «Жаворонушки, прилетите-ка», «Выйди, солнышко»
i (муз. и ел. Р. Паулса), «Веснянка» (укр. нар. песня в обр.
;         ! Г Лобачева). Музыкальное движение: хороводные игры
:                  i «Селезень и утка», «Уж как по мосту-мосточку», этюд
i                  1 «Солнечные зайчики» (С. Майкапар «Этюд». М. Шмитп
|                    ! «Солнечный день»)
Прогулка Наблюдение в природе*
;         j Игры по инициативе детей
  Подвижная игра «День и ночь»
u '-e i,i Чтение по выбору педагога или желанию детей
I Bi k-p Игры по инициативе детей
c,:„ |^ ,.■ Игры по инициативе детей
lilt HUM 1. Художественная литература. «Поэты и писатели о весне»
  2. Свободное занятие
i        ; 3. Физкультура № 24.3. Закрепление навыка прыжков
  через короткую скакалку на двух ногах. Закрепление уме-
  ния равняться в круге, шеренге. Развитие ловкости (по-
  дпижные игры «Не опоздай», «Поменяйся местами» и др.)

512


 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

Прогулка Наблюдение в природе* Игры по инициативе детей Разучивание народной игры «Родничок»
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
Вечер Игры по инициативе детей Работа с подгруппами — изготовление корабликов из природного и бросового материала

См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Такое весеннее явление как половодье может инициировать игру детей «в спасателей» (оказание помощи людям и животным при разливе рек). Скорее всего, дети захотят включить это событие в содержание игр после прочтения стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Впечатления, связанные с водой, могут быть воплощены в сюжетах «Рыбалка», «Водолазы», «Рыболовное судно» и др.

Кроме игр с игрушками, можно организовать игры на бумаге: дети по очереди дорисовывают сюжет в заготовленных «кадрах» в виде кинопленки на листах бумаги. Инициатором такой игры может выступить взрослый или те дети, которые имеют опыт таких игр.

Народная игра «Родничок»

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся вдоль весеннего ручейка. Все поют:

Разлился родничок.

Золотой рожок.

У-ух!

Разлился ключевой,

Белый, снеговой.

У-ух!

По мхам, по болотам.

По гнилым колодам.

У-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот. кто коснется воды, из игры выбывает.

Играя, дети могут спеть и другую песенку.

513


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Капли с крыши — дзинь-дзинь»1

Задачи. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодей­ствие со сверстниками.

Учить составлять небольшие тексты повествовательного характера (сюжеты).

Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч.

Материалы, инструменты, оборудование. Предметы (картинки), в названиях которых есть звуки ц, ч: заяц, черепаха, курица, цыпле­нок, яйцо, пуговица, ручка, цветок, чайник, чашка, хлебница и т. п. Эти предметы выставляются в разных местах групповой комнаты на видном месте.

Содержание занятия. Воспитатель приглашает детей послушать стихотворение Л. Кузьминой:

Белый день,

Свет и тень,

Звонко цокает капель,

Ручеек журчит под солнцем,

Птичка села на оконце,

— Дзинь-дзинь-дзинь —
Звенит синица:

—       Как водицы мне напиться?

Воспитатель предлагает детям последние три строчки стихотворения прочитать в разном темпе, с разной силой голоса три раза.

Воспитатель обращается к детям со словами: «Когда тает снег, обра­зуются ручейки, лужи. В лужах отражается небо, солнце. А еще что? (Высказывания детей.)

Давайте придумаем сказку или рассказ о том, как во время капели зажурчали ручьи, потекли лужи, и что из этого получилось. Придумайте, как вы назовете свою историю». (Выслушать пятерых-шестерых детей.)

Далее педагог предлагает: представьте себе, что по ручейку плывет волшебный кораблик. Он берет на борт только те предметы, в названи­ях которых есть звуки ц, ч. Сначала назовем предметы, в названиях которых есть звук ц. Называйте слова, выделяя звук ц. (Таким же обра­зом подбирают слова со звуком ч.)

Далее воспитатель предлагает отыскать в группе предметы (картин­ки), в названиях которых есть звук ц (ч). Дети отыскивают предметы парами, взявшись за руки.

Е. Благинина.

514


В конце занятия воспитатель вызывает ребенка назвать все предме­ты, в названиях которых есть звук ц. Затем — звук ч.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!