Весь период творчества Шекспира делится на четыре этапа:



Первый ранний. Были написаны ренессансные комедии, хроники, две поэмы, "трагедия ужаса".

Второй. Появилась зрелая драматургия, античная пьеса, сонеты, хроники с драматическим повествованием.

Третий. Написаны античные трагедии, великие трагедии, мрачные трагедии.

Четвертый. Шекспир создал драмы-сказки.

Сонеты. Сонеты Шекспира принадлежат к замечательным образцам дирической поэзии эпохи Возрождения. В них звучат темы любви, дружбы, отражены размышления о жизни, искусстве, призвании художника.

Отличительная черта сонетов Шекспира – передача тончайших переживаний человека в красочных, порой неожиданных образах. Примечательны те сонеты, в которых Шекспир восстает против традиции идеализированного изображения женщин, укоренившейся в лирике со времен куртуазной литературы.

Так, в известном 130-м сонете он смело противопоставляет облик своей возлюбленной шаблонному поэтическому портрету красавицы:

 

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать…

И все ж она уступит тем едва ли,

                               Кого в сравнениях пышных оболгали.      (Пер. С.Маршака)

 

 

Ромео и Джульетта

Действие начинается в итальянском городе Вероне. В каком веке жил Шекспир, в таком и происходят описываемые события. Монтекки и Капулетти - это две семьи, которые враждуют уже многие годы и вероятно уже забыли причину своей ненависти. Судьба распоряжается так, что дети главарей влюбх порядков.ляются друг в друга. Ромео и Джульетта решают тайно обвенчаться. Но молодой человек в пылу драки убивает брата возлюбленной и его изгоняют из города. От отчаяния девушка собирается выпить яд, но монах дает ей снадобье, которое просто усыпляет ее. Семейство решает, что Джульетта покинула этот мир и укладывают ее в гробницу. Ромео, не сумевший пережить потерю возлюбленной, выпивает яд, очнувшись, девушка видит у своих ног безжизненное тело. Она решает последовать за любимым и закалывает себя. Гибель детей привела к концу непримиримой розни двух семейств.  

 

В «Ромео и Джульетте» Шекспир показывает истинные человеческие ценности, которые способны разрушить традиции. Любовь не имеет преград: ей не страшны никакие предрассудки. Молодые люди готовы идти против общества ради своего счастья. Их любовь не боится ни жизни, ни смерти.

 

Гамлет

Действие происходит в Датском королевстве. Принц по имени Гамлет встречает призрак своего умершего отца-короля. Он рассказывает молодому человеку о том, что его убил нынешний король, дядя Гамлета - Клавдий. Призрак просит отомстить за содеянное с ним. Гамлет находится в замешательстве, он не может принять решение. Чтобы обезопасить себя, он претворяется сумасшедшим. Но его дядя не так-то прост, он не верит в фарс племянника. В голове Клавдия рождается план убийства Гамлета. В итоге Гамлет выпивает яд, сам того не зная. Но перед смертью успевает отомстить за отца. На престол входит Фронтинбрас, норвежский правитель.

 

Гамлет является произведением, в котором отражен «вечный образ» искателя правды, философа нравственности и человека шагнувшего выше своей эпохи.

Любовная линия в трагедии является лишь дополнительным средством показать нравственные образы того времени, оттенить душевные поиски Гамлета. Главными действующими лицами пьесы являются принц Гамлет и советник короля Полоний. Именно в нравственных устоях этих двух людей выражен конфликт времени. Не конфликт добра и зла, а разница в уровнях морали двух положительных персонажей - основная линия пьесы, гениально показанная Шекспиром.

Основная идея Шекспира заключалась в желании показать психологические портреты современников на основе феодализма «тёмных времён», вырастающее в обществе новое поколение, которое может изменить мир к лучшему. Грамотное, ищущее и свободолюбивое. Не случайно в пьесе Дания названа тюрьмой, которой по мнению автора являлось всё общество того времени. Но гениальность Шекспира выразилась в умении описать всё в полутонах, не скатываясь к гротеску. Большинство персонажей являются людьми положительными и уважаемыми по канонам того времени, они рассуждают вполне здраво и справедливо.

Гамлет показан как человек склонный к самоанализу, духовно сильный, но всё ещё связанный условностями. Невозможность действовать, неумение, роднит его с «лишними людьми» русской литературы. Но он несёт в себе заряд моральной чистоты и стремления общества к лучшему. Гениальность этого произведения заключается в том, что все эти вопросы актуальны и в современном мире, во всех странах и на всех континентах, вне зависимости от политического устройства

Отелло

Прославленный полководец Отелло знакомится с Дездемоной, девушкой из богатой и знатной семьи. Пораженная его храбростью и зачарованная чудесными рассказами, девушка отдает мавру свое сердце, чем, естественно, приводит в ярость своего спесивого и надменного отца. Вскоре заключается брак, и полководец с молодой женой уезжает в отдаленный гарнизон. Там его помошник Яго и дворянин Родриго, влюбленный в Дездемону, уже готовят заговор: Яго внушает мавру, что Дездемона отдалась Кассио. Чтобы придать навету достоверность, двуличный Яго крадет у девушки платок и подбрасывает его Кассио. Для ревнивого Отелло эта улика становится неопровержимым доказательством: в ярости он душит страдалицу, а после того как выясняется правда, закалывается сам.  

 

Первое место в трагедии занимает Отелло – фигура, несомненно, трагическая. Воин, герой, любящий супруг, человек предельно доверчивый, но страшный в гневе. Совершив убийство, он кончает с собой, не в силах переносить муки совести. Его секретарь Яго – персонаж сильный, беспринципный и безнравственный. Его опустошенная душа противопоставляется характеру Дездемоны, чистой, наивной, открытой, но духовно сильной девушке. Ее образу сопутствует атмосфера обреченности: все будто намекает на трагическую развязку. Гибель Дездемоны в этом контексте становится подлинным катарсисом  

 

 

 «Король Лир»

«Макбет»

Сонеты

Критики о Шекспире

 

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

Классицизм - (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.

Просветительский реализм – этап в развитии реализма; для него характерны этико-рациональный подход к явлениям общественной жизни и человеческим поступкам; художественные образы отличаются некоторой условностью.

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — "скальный") вошел в употребление в середине XVIII в. Его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже "высшей стадией искусства барокко".

 

 

Эпоха Просвещения – одна из замечательных страниц истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов 18 века, философов писателей, выступавших со смелой критикой феодальных порядков. Такая критика стала возможна в условиях нараставшего кризиса феодальной формации, в Англии в 17 веке произошла буржуазная революция.

Пришло в движение так называемое третье сословие - буржуазия, крестьяне, ремесленники. В обстановке, когда у власти еще стояли дворянство и духовенство, официальной идеологией была идеология церкви и дворянских писателей – сторонников монархического режима.

Писатели господствующего класса проповедовали божественный характер королевской власти.

Религия, понимание природы, общество, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике, все предстало перед судом разума.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!