Общие черты средневековой литературы:



• функционировала на основе постоянного воспроизведения сравнительно ограниченного набора идеологических, образных, композиционных и т. п. структур.

• Такие структуры называются топосами (общими местами) или клише. Созданное Эрнстом Робертом Курциусом направление, которое исследует мировую литературу через историю повторяющихся мотивов (общих мест; например, «золотой век», «книга природы»).

Топосы: основные виды

1.Топосы лексического или лексико-синтаксического характера, например постоянные эпитеты, применявшиеся для описания персонажей, сюжетных ситуаций, пейзажа и т.п. Так, эпический герой во французской поэзии всегда “доблестен”, “могуч” и “светел лицом”, кровь всегда “алая”, трава -“зеленая”, волосы красавицы - “золотые” и т. п. Такие клише не только многократно повторялись в пределах одного текста, но и с вариациями переходили из произведения в произведение, от поэта к поэту и от поколения к поколению.

2. Изобразительные топосы, когда, например, любовное свидание, происходящее на фоне пейзажа, непременно требовало упоминания “весны”, “цветов”, “журчания ручья” и т. п.

3. Устойчивые мотивы и темы. Таковы, например, сатирические топосы: скупость богачей, чувственность монахов, коварство женщин;

4. Образные топосы, складывавшиеся из набора черт и деталей при описании персонажа или предмета, в результате чего возникали устойчивые каноны для изображения пап и императоров, купцов и вилланов, святых мучеников, юношей, стариков, красавцев и т. д.

5. Жанровые топосы, формировавшиеся за счет перечисленных выше клише и обладавшие собственным тематическим, смысловым и изобразительно-выразительным каноном (например, жанр “видения” в религиозно-дидактической поэзии или жанр “куртуазной песни” в поэзии рыцарской).

Комбинации различных видов топики как раз и создавали ту или иную поэтическую традицию - героико-эпическую, лирическую, житийную, сатирическую, дидактическую, идиллическую и др.

 


Актеры средневекового театра

Гистрион – актер, трагик

Вагант – странствующий актер, поэт, певец, циркач.

Шпильман в Германии;

Жонглер во Франции;

Менестрель в Англии;

Голиард В Италии;

Гальярд в Испании.

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Сага – (др. сканд. saga от segja - сказывать), др.-исл. прозаическое повествование, которому свойственны исторический и бытовой реализм, психологизм, эпическая простота. Влияние устной традиции более всего заметно в ранних произведениях.

Мистика – (от греч. mystikos – таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживания в экстазе непосредственного «единения» с богом, а также совокупность теологических и таинственных доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику.

Героический эпос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев. В классических формах эпоса богатыри-вожди представляют народность и противопоставляются захватчикам, иноверным угнетателям.

 

 

В скандинавской мифологии особое значение имеет тема возникновения мира (космогония) и его грядущей гибели (эсхатология).

Систематизация древнескандинавских мифологических представлений произошла только в конце I тыс. н.э., в эпоху викингов. К этому времени усложнились представления о структуре вселенной, ее происхождении и грядущей судьбе, установилась иерархия между богами, усилилась теомонархическая тенденция, особое значение приобрели мифы, связанные с Одином и военно-небесной тематикой.

Скандинавская мифология -  совокупность мифологических представлений древних скандинавов. Является ветвью древнегерманской мифологии. Основные источники — Старшая Эдда и Младшая Эдда. О скандинавской мифологии раннего периода известно очень мало. Очевидно, она была связана с культами плодородия и культом мертвых; уже во второй половине II тыс. до н.э. скандинавы поклонялись божествам плодородия и богу, держащему в руках топор.

Скандинавский пантеон состоит из двух категорий богов — асов (основная группа) и ванов (небольшая группа богов плодородия).

Его возглавляет Один (Водан), который в мифологии I тыс. н. э. превратился в бога войны и неба. Небесная семья представляет собой подобие патриархальной родовой общины; важную роль в ней играют собрания ее членов и ритуальные пиры.

Помимо асов и ванов, мифологический мир древних скандинавов населен различными демоническими существами и духами. Это противостоящие богам хтонические чудовища (волк Фенрир, змей Ермунгард, хозяйка царства мертвых Хель, пес Гарм) и етуны (великаны), а также цверги (карлики-кузнецы, живущие под землей или в камнях), альвы (низшие природные духи), норны (женские духи, определяющие судьбу всех людей при рождении), валькирии (воинственные женские духи, служительницы Одина) и эйнхерии (мертвые герои, обитающие в Вальхалле).

Согласно скандинавским мифологическим представлениям, основой вселенной является мировое древо — ясень Иггдрасиль («конь Игга», т.е. «конь Одина»), ветви которого простираются над всеми мирами; на вершине его сидит орел, в середине четыре оленя щиплют его листву, дракон Нидхегг и змеи грызут его корни, по стволу носится белка Рататоск.

 

Произведения этого периода передаются из уст в уста. Их характеризуют следующие черты: фатальность, сопоставление церкви и язычества, восхваление героев и успешных сражений.

Наиболее важным произведением этого периода считается поэма Беовульф, имеющая в Англии национально-эпический статус. Беовульф является самой длинной эпической поэмой, написанной на древнеанглийском языке. Поэма содержит более 3000 строк и разделена на 3 части. Беовульф — классическая сказка о торжестве добра над злом. Здесь описываются подвиги героя по имени Беовульф , его бои с монстром, матерью этого монстра и драконом.

Никто не знает точное время создания и автора этой поэмы. Должно быть, она передавались в устной форме на протяжении многих поколений, и изменялась на протяжении долгого времени.

 

Франция

Жесты - песни о деяниях 

Жонглер - странствующий сказитель, певец, часто также музыкант-инструменталист и фокусник.

Героика - героическое содержание, героическая сторона чьей-н. деятельности, каких-н. событий.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!