Теории о понимании богодухновенности Священного Писания, существующие на данный момент в современной библеистике (по Добыкину).



В отношении природы богодухновенности Писания в богословии всегда существовало и существует множество точек зрения. Все известные теории можно объединить в три группы: признающие полную богодухновнность, частично признающие вдохновенный характер Писания и отрицающие богодухновенность. Появление различных точек зрения на богодухновеность обусловлено несколькими причинами. Во-первых, само Писание крайне мало говорит о своей природе и не объясняет, как оно было вдохновлено. Во-вторых, непросто понять, как может быть, что Библия, с одной стороны, полностью вдохновлена Богом, а с другой, каждая ее книга несет на себе отпечаток индивидуальности автора.

Теория транса – Сторонники этого объяснения утверждают, что Бог двигал рукой библейского автора, который в тот момент себя не контролировал. Основанием для такого подхода служит этимология слова θεοπνευστεία. Оно происходит из словаря языческой мантики и описывает состояние прорицателя (оракула), который непременно должен находиться в экстатическом исступлении, чтобы получить предсказания от божества. Через находящегося в состоянии священного безумия поэта или пророка вещают муза или божество. Характер библейского вдохновения считается аналогичным.

Теория надиктовывания – ее также называют «механистической теорией» или «теорией божественного диктанта». Согласно этой версии, Писание продиктовано Богом и зафиксировано слово в слово. Каждое слово, каждый знак в оригинальных библейских рукописях были записаны под непосредственным руководством и с ведома Духа Святого. В этом случае единственным настоящим автором Библии является Сам Бог, а человек лишь механически записывает Его речь. Единственное отличие этого объяснения от теории транса — библейский автор оставался в сознании. В Священном Писании действительно есть отрывки, дословно продиктованные Богом. Например, «Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу». На основании подобных текстов некоторые делают вывод, что так была написана и вся Библия.

У теорий транса и надиктовывания есть несколько проблем. Во-первых, в результате все библейские книги должны быть совершенно единообразны, что в действительности совсем не так — они написаны в разных жанрах и стилях, то есть авторы не были пассивными проводниками Божьей истины. Пытаясь объяснить эту неоднородность, сторонники названных теорий говорят о так называемом «стиле Святого Духа»: Бог в каждом отдельном случае якобы усваивал уникальный стиль автора, и диктовал текст в соответствии с ним.

Во-вторых, эти теории не оставляют места для человеческой личности и воли. Бог действительно использовал людей, но не ограничивал их свободу, не подавлял и уж тем более не уничтожал их уникальную индивидуальность. Библейские книги несут на себе отпечаток личности их авторов: их стиля, темперамента, наблюдательности, литературной зрелости, образа жизни, эпохи. Каждый из них старался как можно точнее представить факты, но делал это по-своему: один был бесстрастным рассказчиком, второй — поэтом, третий писал только то, что ему казалось важным

Вербальная теория – (от латинского verbum — «слово») или «буквальная богодухновенность». Эту теорию не следует путать с надик­товыванием. В основе вербальной теории лежит представление о том, что Бог обращается к литературным способностям писателя, подсказывая, какие слова или выражения использовать в тексте. Из лексикона авторов Бог выбирает именно те слова, которые Он желает использовать для изложения Своего послания. Бог не диктует, а подсказывает слова. Если в пределах словаря автора есть только одно слово, более всего пригодное для выражения сообщаемой Богом мысли, то Дух направляет его к использованию этого конкретного слова, а не какого-то другого. Этим и объясняются различия в библейских книгах. Они обусловлены личностью автора, его воспитанием, образованием и опытом.

 Динамическая теория – эту теорию называют еще «органической» и «учением о богочеловеческом характере Писания». Она делает акцент на сочетании божественного и человеческого начала в процессе написания Библии и оставляет авторам наибольшую творческую свободу. Бог не диктует слова и не подсказывает их. Действие Духа Божьего заключается в том, что Он направляет автора к нужным мыслям и концепциям, предоставляя его индивидуальности проявляться в выборе конкретных слов и выражений. Вместе с тем, вдохновляя авторов Писания, Святой Дух оберегает биб­лейских писателей от ошибок, чтобы они излагали не собственные представления, но «вернейшее пророческое слово». Святой Дух наполняет мысли людей божественной истиной и помогает им перенести ее на бумагу, благодаря чему они подбирают наиболее подходящие для этой цели слова. По мысли Василия Великого воздействие Духа Святого на пророка состояло в просветлении умственных способностей автора. Невозможно, чтобы Дух Премудрости делал человека лишенным ума.

Билет 17

Происхождение термина «канон». Определение понятия «Канон Священного Писания». Связь богодухновенности и каноничности. Проблема богодухновенности переводов. Понятие «апокриф». Разделения текста книг на стихи и главы.

Происхождение термина «канон» – слово «канон (kanonos)» по-гречески буквально означает «тростник». В древности из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных работах. Со временем это слово стало обозначать вообще норму, меру, стандарт. В Церкви канонами называют правила, регулирующие жизнь церковной организации. Применительно к Священному Писанию каноном называется официально принятый Церковью список книг, которые Церковь признает богодухновенными. Эти книги называются каноническими.

Определение понятия «Канон Священного Писания» – применительно к Священному Писанию каноном называется официально принятый Церковью список книг, которые Церковь признает богодухновенными. Эти книги называются каноническими. «Церковь, руководимая Святым Духом, особо выделила эти книги в совершенно отдельный сборник, который она утвердила и предложила верующим как книги, которые содержат образец истинной веры и благочестия, пригодный на все времена. Православный взгляд на термин «канон» выражен в словах свят. Иоанна Златоуста «как обыкновенную меру (длины ли, вместимости ли, тяжести ли) нельзя по произволу увеличивать или убавлять, чтобы она не потеряла своего измерительного значения, так и собрание канонических богодухновенных писаний нельзя произвольно изменять прибавлением или отнятием из них чего-либо».

Связь богодухновенности и каноничности – в выражении «новозаветный канон» термин «канон» имеет два взаимодополняющих значения. С одной стороны, он указывает на то, что данный список — список правильных по содержанию книг, иначе говоря — книг, содержащих адекватное изложение Откровения Господа Иисуса Христа (т. е. адекватность передачи Божественной вести), в свою очередь, есть не что иное, как богодухновенность. Таким образом, всякая книга, входящая в новозаветный канон, есть книга богодухновенная, другими словами — из понятия каноничности неизбежно вытекает и богодухновенность.

Верно ли обратное, т. е. следует ли из богодухновенности каноничность? Например, все 27 книг НЗ каноничны, следовательно, богодухновенны но кроме этих книг есть ли христианские труды, в которых бы адекватно излагались Божественные истины. Очевидно, что есть, поскольку, к видам Божественного Откровения можно отнести и получение вести через обращение к текстам других богодухновенных книг. Поэтому всякое новое, но правильное изложение идей канонических книг (о которых точно можно сказать, что они богодухновенны) также будет богодухновенным (в том же смысле, в котором богодухновенными являются переводы Священного Писания). Эту идею можно найти у авторов древней Церкви. Богодухновенными вполне можно назвать и произведения выдающихся отцов-каппадокийцев, которые излагали истины Писания с помощью новых формулировок и терминов, не искажая содержания. То же касается и произведений других церковных авторов, в том числе — литургических, читаемых в Церкви на богослужении: их творения богодухновенны постольку, поскольку они адекватно выражают изначальное Откровение, содержащееся в канонических книгах. Это требует и от самих авторов возвышенного духовного и аскетического состояния. Отсюда следует вывод: если из статуса каноничности следует богодухновенность того или иного произведения, то обратное неверно: произведение может быть богодухновенным, но при этом не входить в специальный список («канон») признаваемых всеми христианами богодухновенных книг. С другой стороны, в выражении «канон Нового Завета» термин «канон» указывает на то, что это — правильный, точный перечень книг, признаваемых Церковью богодухновенными, это — список книг, претендующий на всеобщее признание и не подлежащий сомнениям или пересмотру.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 970; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!