Завет и его современное понимание термина и его этимология.



Заве́т – союз (соглашение, договор) двух или более сторон, в котором определены их взаимные цели и обязанности. В Библии под Заветом понимается союз Бога и человека с целью спасения человека Богом в вечности и познание человеком Бога при условии соблюдения Божественных заповедей (Авраам, Ной, Моисей). Под Заветом также понимаются и сами книги, в которых изложено соглашение Бога и человека (книги Ветхого и Нового Завета). Библейскую историю можно рассматривать как цепь заветов, или соглашений, в которые Бог вступал с патриархами, пророками, царями, избранным народом, Церковью и всем миром. В крещении человек становился участником истории спасения и членом завета.

Анализ синайского Завета в историческом контексте (с точки зрения структуры типовых договоров на Древнем Ближнем Востоке)

Синайский Завет выражен в формуле, напоминающей брачный договор: «Вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом». Иными словами, цель Завета — единение Сущего с людьми. На Синае смысл ее полностью еще не раскрыт. Яхве лишь возвещает: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым». Священник — служитель Бога, святой — это тот, кто посвящен Ему. Заключая новый Завет, Господь Иисус открывает путь, ведущий от национальной Церкви к Вселенской. И Вселенская Церковь сохранит для своего призвания термины Синайского Завета. «Но вы — род, избранный», — говорит ап. Петр христианам, — царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Некогда не народ, а ныне народ Божий». Входя в Завет, верные становятся «соработниками» Бога, участниками Его замыслов и деяний.

Билет 13

Анализ термина «Евангелие» (этимология термина; ветхозаветные истоки; употребление термина в Новом Завете, в святоотеческих творениях, в современном языке).

 

Евангелие– греческое слово (εύαγγέλιον) переводится как «благая, добрая, радостная весть». В греческом языке классического периода (εύαγγέλιον) имело также значение «воздаяния, награды за радостную весть», благодарственной жертвы за нее. В эпоху позднего эллинизма в контексте культа римского императора это слово приобрело специфически религиозный смысл, то есть уже тогда, в языческие времена, означало не любую радостную весть. Так стали называться сообщения о различных событиях из жизни обожествленного императора.

Ветхозаветные истоки – Известны еврейские истоки новозаветного употребления слова (εύαγγέλιον) в значении вести о мессианском спасении, которую принес Иисус Христос (то есть что Он – это ожидавшийся евреями Мессия). В Книге пророка Исайи есть знаменитое мессианское место: «Как прекрасны на горах ноги благовестника возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (Ис 52: 7). Здесь в еврейском первоисточнике употреблено слово, однокоренное с besora (mebasser – вестник, благовествующий). Ему соответствует в греческом переводе причастие от глагола εύαγγελίζομι (благовествовать), опять же однокоренное слову εύαγγέλιον.

В Новом Завете – Апостол Марк начинает свое Благовествование словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа...» (Мк 1:1). Возможно, в слове (εύαγγέλιον), которое употребляется здесь в греческом оригинале, есть указание на авторское название этого сочинения. Высказано предположение, что именно это выражение (Мк 1:1) решающим образом повлияло на определение особого жанра христианской письменности. У самого евангелиста (εύαγγέλιον) здесь, как и в других местах первой главы, конечно, имеет не литературный, а теологический смысл обозначения проповеди Христа. «Начало Евангелия», то есть начало изложения благой вести.

В святоотеческих творениях – Во второй половине I века «Евангелие» по-прежнему понималось как указание на содержание христианского провозвестия, то есть продолжал бытовать теологический смысл этого слова. По мере того как нормативный авторитет Господа Иисуса Христа переходил на книги, сообщавшие о Его делах и словах, «Евангелие» становилось литературным термином. Самое раннее известное нам употребление этого слова для обозначения именно письменного документа (рубеж I-II вв.) мы находим в знаменитом сочинении «Дидахе» («Учении двенадцати Апостолов»), одном из древнейших сохранившихся сводов предписаний церковного устройства. «Обличайте друг друга не во гневе, но в мире, как имеете в Благовествовании»198. Здесь нет явного указания на книгу, но чувствуется обращение к некоему документу.

В современном языке – В современном языке слово «Евангелие» имеет два значения. Одно значение – литературное. Письменные памятники, которые описывают жизнь, смерть и Воскресение Иисуса Христа, составляют совершенно особый жанр христианской литературы, удовлетворяя критериям которого, они именуются Евангелиями. Другое (и главное) значение – богословское или теологическое. В Новом Завете этот термин стал употребляться в особом смысле, связанном с христианской миссионерской деятельностью, то есть это не любая радостная весть, а благая весть – провозвестие радости о спасении во Христе Иисусе.

Билет 14

Понятие о богодухновенности Священного Писания. Важность учения о богодухновенности для толкования Священного Писания. Анализ слова «богодухновенность»; соотношение слов «богодухновенность» и «боговдохновенность». Понятие о Божественном Откровении. Виды (частное и общее Откровение) и способы передачи Божественного Откровения.

 

Понятие о богодухновенности Священного Писания – понятие богодухновенности в Священном Писании употребляется только один раз – во 2-ом послании к Тимофею, 3,16 («Всё Писание богодухновенно…»). Под богодухновенностью Священного Писания в общем смысле разумеется такое действие Святого Духа на души некоторых людей, в силу которого написанное становится выражением мысли Божией, т.е. становится Словом Божиим. Этой общей формулировкой охватываются все богословские взгляды на сущность богодухновенности.

Из принципа о богодухновенности Священного Писания можно сделать три вывода:

Во-первых, богодухновенным является всё Писание, и в нем нет ничего небогодухновенного. Более того, можно утверждать, что Библия не просто содержит Слово Божие, а является им. Свт. Василий Великий говорил: «В богодухновенных словах нет ничего напрасно сказанного, даже и до единого слова». Во-вторых, при чтении и толковании Священного Писания необходимо всегда иметь в виду, что в нем, как произведении Духа Божия, всё есть совершенная истина и нет ничего ложного или ошибочного. Это утверждение блж. Августин выразил следующим образом: «Должно думать и верить всегда, что всё заключающееся в Писании, хотя иногда темное для нас, лучше и вернее всех мудрований наших». В-третьих, раз в Писании нет ошибок, то оно имеет безусловный авторитет в вере и жизни.

Анализ слова «богодухновенность» – боговдохновенность – Боговдохновенность это особое воздействие Св. Духа на проповедников божественного Откровения, а богодухновенность – свойство их Писаний, в силу которого они являются словом Самого Бога, а не личным произведением автора. Священное Писание было составлено (избранными Богом людьми) при особом содействии Божественной благодати, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека.

Относительно природы самого вдохновения взгляд Церкви установился не сразу. Ранние Отцы, следуя иудейской традиции, были склонны рассматривать его как вербальное (от лат. вербум – слово), то есть как бы продиктованное свыше и записанное слово в слово (Тертуллиан и др.). В таком случае действительным автором Библии становился только Дух Божий, а роль человека ограничивалась механической передачей Его речений. Но уже с IV века в святоотеческой литературе стала подчеркиваться роль самих св. авторов. Бог, по словам бл. Августина, «через человека говорит по-человечески». Как отмечает «Православная богословская энциклопедия», вербальному пониманию боговдохновенности противоречит «присутствие разного рода неточностей – исторических и хронологических, топографических – равно и разногласий у священных писателей». Все это постепенно привело к утверждению, что св. писатели были авторами в полном смысле слова.

Божественное откровение - это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить.

Виды (частное и общее Откровение) – необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания, часто также называемого откровением. Под сверхъестественным Откровением подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения. В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Общее Откровение дается через особо избранных людей - пророков и апостолов - для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, "закон, и пророки".

Индивидуальное откровение (частное) дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). В святоотеческих писаниях и в житийной литературе, рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.

 Способы передачи Божественного Откровения – Христианство является богооткровенной религией. В православном понимании Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание. Через ангелов, во сне, в видении, чудеса и знамения, через события истории, в словах, произнесенных Самим Богом, через особые предметы, через чтение богодухновенных книг и т.д.

Билет 15

Аспекты, связанные с церковным пониманием богодухновенности, и определение термина «Богодухновенность Священного Писания» (по Юревичу). Символические формулировки богодухновенности.

 

Можно указать целый ряд аспектов, связанных с передачей Божественного Откровения человеку.

Действие благодатиСв. Духа, согласно мысли, св. ап. Петра о том, что авторы Писания «были движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Оно не было механистическим, поскольку это невозможно практически для всех видов Божественного откровения, особенно новозаветного. Например, наблюдающий за чудесами и делами Иисуса Христа и слушающий Его учение только тогда способен уяснить себе их смысл (для последующего изложения), когда делает это осознанно. Получается, что уже на этом первом этапе — восприятия Откровения — человек в ответ на действия Божии задействует свои естественные силы и личные качества, что в православном богословии называется синергизм, или соработничество Бога и человека. Пребывание в духе священных авторов — чрезвычайно важный момент, который означает, что Бог не только обращался к ним, но и говорил в их словах («Бог… говоривший отцам в пророках» Евр 1:1), т. е. что Божественное Откровение было изложено ими Богодухновенность Священного Писания адекватно, без искажения смысла, поскольку происходило под водительством Св. Духа.

Праведность автора и принадлежность традицииТатиан (112–185) писал: Дух Божий не во всех присутствует, но пребывает только в некоторых, праведно живущих людях, и соединясь с их душою, посредством откровений возвестил и прочим душам о сокровенных вещах. Из приведенных мыслей следует, что далеко не каждый верующий, пребывающий в богословской традиции, мог стать автором священных книг. Поэтому гипотезы скептически настроенных исследователей о том, что у ряда книг Ветхого Завета могло быть множество разных довольно случайных авторов и ре дакторов, противоречат церковному пониманию сути богодухновенности и должны быть отвергнуты.

Сообщение истин о Боге и Его отношении к мирукоторое происходит через один из рассмотренных выше видов Божественного Откровения. В случае, когда речь идет о непосредственном откровении Бога душе человека, отвергается всякая возможность механически-экстатического восприятия Божеcтвенной вести. При этом сообщается не всякое знание, а только то, что раскрывает учение о Боге или о Его домостроительстве по спасению человека. Напрасно и неуместно пытаться найти в Писании сведения из других областей знания, таких как физика, химия, астрономия и т.д. Следует помнить, что при изложении богословских истин библейские авторы в некоторых случаях прибегали к тем представлениям из области естественных наук, которые бытовали в их время.

Побуждение к изложению истиныБог не только сообщает мысли, но и побуждает библейского писателя найти адекватную форму их изложения под руководством Св. Духа. В некоторых случаях можно встретить упоминания об этом как призыв Божий: «то, что видишь, напиши». Один случай представляет исключительный интерес, поскольку рассказывает о попытке пророка уклониться от поставленной ему миссии — это рассказ о нежелании Ионы идти к ниневитянам проповедовать покаяние. В названной его именем книге описана череда событий, через которые Бог посылает Ионе знаки о его призвании — не потому, что хочет ограничить свободу пророка, а потому, что наперед знает его личные качества, благодаря которым миссия будет успешна.

Личный вклад библейского автора в изложение истиныЛичные качества и способности каждого библейского автора как раз и задействуются при изложении им Божественной вести. Именно это имеет в виду Папий Иерапольский, когда пишет о деятельности св. ап. Марка: Марк был переводчиком Петра; он точно записал все, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слышал Господа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Марк ничуть не погрешил, записывая все так, как он запомнил; заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно.

Определение термина «Богодухновенность» Священного Писания» (по Юревичу).

Из учения о богодухновенности Писаний Ветхого и Нового Завета следует важный практический вывод: эти книги имеют особый статус, так как не являются продуктом исключительно человеческого ума, но представляют собой осуществленную людьми письменную фиксацию того знания, которое было открыто им Богом. Отсюда следует, что обычные приемы литературного анализа не могут быть полностью приняты при изучении и толковании Библии. На этот особый статус указывает определение Писания как «Священного», т. е. имеющего отношение к Богу в том, что касается его содержания. Данное учение является догматом, обязательным для принятия всеми христианами, что видно из 8-го члена Никео-Царьградского Символа веры: «Верую... и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Богодухновенность Священного Писания — это действие благодати Божией на укорененного в богословской традиции и ведущего праведную жизнь библейского автора, при котором Бог открывает ему истины о Себе, Своем отношении к миру и о Своем Промысле по спасению человека, а также побуждает его и содействует ему в том, чтобы он, при полном сохранении своих способностей и их деятельном проявлении, под водительством Св. Духа, без искажения смысла и насколько возможно полно изложил эти истины своим современникам на понятном для них языке, в конкретной исторической, религиозной и культурной обстановке.

Символические формулировки богодухновенностиВ приведенном понимании учения о богодухновенности ключевым моментом является сообщение Богом библейскому автору определенного смысла, или, как мы сейчас чаще говорим, информации, которую необходимо облечь в ткань конкретных слов. Чтобы уйти от необходимости каждый раз подробно раскрывать суть богодухновенности Священного Писания, христианские авторы с первых веков пытались найти символы, которые помогли бы дать краткую, но емкую характеристику этого понятия.

Одна из самых первых, наиболее удачная и адекватная, вошедшая в широкий церковный оборот символическая фраза для обозначения богодухновенности, отталкивающаяся от передачи смысла (информации), — «cлово Божие» (λόγος τοῦ Θεοῦ [ло́гос ту феу́]). Эта формулировка восходит к одному из возможных оттенков смысла термина λόγος [ло́гос] в древнегреческом языке — «мысль, изреченная разумом вовне». Здесь λόγος [ло́гос] ближе к понятию «идея», тогда как конкретная словесная оболочка для этой идеи — т. е. «речь» — обозначается другим древнегреческим словом — ῥῆμα [ри́ма]. В таком случае выражение «слово Божие» весьма точно соответствует сформулированному выше традиционному учению о богодухновенности. Эта фраза использовалась уже первыми христианскими авторами — свт. Климентом Римским.

Однако у писателей древней Церкви можно встретить и менее удачные символические определения богодухновенности — например, когда апологеты считают, что человек в момент дарования ему Откровения становился таким же орудием Божества, каким является флейта или лира в руках музыканта. Некоторые настаивают на том, что у апологетов имеет место уклонение в сторону механистической интерпретации. Однако правильная оценка трудов раннехристианских авторов невозможна без учета исторической ситуации — им приходилось активно полемизировать с представителями еретических течений (прежде всего — с гностиками), многие из которых принижали или отвергали вообще значение Ветхого Завета. Чтобы подчеркнуть особый характер ветхозаветных книг, апологеты использовали известный риторический прием, делая акцент на том учении, которое они утверждали.

Билет 16

Различные подходы в понимании догмата о богодухновенности: механистическое, психологическое, традиционное церковное понимание. Теории о понимании богодухновенности Священного Писания, существующие на данный момент в современной библеистике (по Добыкину).

 

 

Механистическое или вербализм – (от латинского verbum — «слово»), то есть представление о том, что Писание продиктовано Богом и записано слово в слово. В этом случае истинным автором Библии является сам Бог, а человек механически записывает Его речь. Однако Бог никогда не уничтожает свободу и личность человека.

Психологическое – если вербализм минимизирует участие человека в передаче Божественного Откровения, то психологическое понимание низводит Божественное участие к вдохновению, подобному поэтическому. В этом случае Библия становится не Словом Божиим, а чисто человеческим трудом. Однако никакое человеческое вдохновение или интуиция не смогут открыть будущее.

Традиционное церковное понимание – предполагает неразрывное взаимодействие воли Божественной и человеческой. Это взаимодействие подобно действию благодати Божией в симфонии с человеческой волей в деле спасения человека. По словам блаж. Августина Бог «через человека говорит по-человечески». Свят. Григорий Двоеслов отмечал, что «красотою стиля Исайя превзошёл всех пророков». В этих отрывках важна мысль о том, что Слово Божие записано в соответствии с индивидуальными особенностями автора, которые ярко проявляются во многих библейских книгах. Однако, несмотря на все особенности авторов, невозможно в Писании найти границу, где кончалось бы Слово Божие, и начиналась бы слово человеческое. Каждое слово в Библии запечатлено Святым Духом. Главным свидетельством того, что Библия не только слово человеческое, но и слово Божие, являются пророчества, одни из которых уже исполнились, а другие исполнятся только в будущем. Поэтому Библию можно назвать книгой Богочеловеческой. Таким образом, богодухновенность можно определить, как особое воздействие Святого Духа на личность писателя, благодаря которому автор, при полном сохранении всех своих сил и при их деятельном проявлении, соответственно целям Домостроительства спасения человека, записывал Слово Божие на конкретном языке, в определённых культурных условиях и в конкретной исторической обстановке, с тем, чтобы по возможности полнее раскрыть Божественное Откровение для народа Божия.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!