Развитие и смена общественно-экономических формаций – естественноисторический процесс



Общественно-экономическая формация – это общество на данной исторической ступени своего развития, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ. Экономической структурой данной формации, её скелетом являются производственные отношения – экономический базис. Базису каждой общественно-экономической формации соответствует определённая надстройка. Кроме того, общественно-экономическая формация включает в себя различного рода общности людей (род, племя, народность, нацию), а также семью, язык. Все эти и некоторые другие общественные явления, хотя они и не относятся ни к базису, ни к надстройке, тем не менее входят в состав формаций. В истории общества насчитывается пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Понятие общественно-экономической формации было выработано основоположниками марксизма путём выделения из совокупности всех общественных отношений производственных отношений как главных, определяющих всю структуру общества. Отмечая историческую заслугу К. Маркса, впервые давшего понятие общественно-экономической формации, В. И. Ленин писал, что Маркс «положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву...»[68].

Марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации сыграло исключительную роль в материалистическом истолковании истории. Во-первых, благодаря этому учению стало ясно, что нельзя рассуждать об «обществе вообще», ибо такого общества в истории не было, нет и быть не может.

Во-вторых, выделение производственных отношений как главных, основных, определяющих все другие общественные отношения позволило найти то общее, повторяющееся, что свойственно различным странам, и тем самым понять единую для этих стран закономерность развития.

В-третьих, учение об общественно-экономической формации дало возможность понять причины, в силу которых один общественный строй сменяется другим. Это привело к пониманию общественного развития как объективного, закономерного естественноисторического процесса.

И наконец, в-четвертых, стала ясна последовательность смены одного общественного строя другим, а именно тот факт, что низший строй сменяется высшим, более развитым, прогрессивным. Закономерный, объективный характер смены одной общественно-экономической формации другой означает, что остановить развитие общества по пути прогресса невозможно.

Следует отметить, что в своём развитии не все страны и народы обязательно проходят через все без исключения общественно-экономические формации. Так, например, славянские народы перешли от первобытнообщинного строя к феодальному, минуя рабовладельческий строй. Монгольская Народная Республика встала на путь строительства социализма, минуя капитализм.

Социологи империалистической буржуазии извращают учение исторического материализма об общественно-экономических формациях, отрицают общественный прогресс. Они стремятся противопоставить марксизму такую схему общественного развития, которая утверждала бы незыблемость существования капитализма. Английский историк и социолог А. Тойнби возрождает в этих целях реакционную «теорию круговоротов» немецкого философа О. Шпенглера. Согласно этой теории, вся история общества складывается из отдельно существовавших «цивилизаций», которые возникали, развивались и гибли, не оставляя никаких следов. Капитализм, возможно, тоже погибнет, но совсем не обязательно, что на смену ему придёт коммунизм. Для сохранения капитализма Тойнби предлагает создать сверхмировое правительство под руководством монополий и внедрить во все сферы общественной жизни религию.

За последние годы получила широкое распространение так называемая теория стадии экономического роста американского социолога У. Ростоу, которую он прямо противопоставляет марксистскому учению об общественно-экономических формациях. Ростоу делит историю человечества на пять «стадий роста», каждая из которых отличается от других уровнем развития техники и потребления. На первый взгляд такая концепция кажется правдоподобной. Но на деле она антинаучна, так как Ростоу не считает, что первопричиной общественного развития является рост производительных сил. Кроме того, он отрицает роль и значение производственных отношений в жизни общества.

Маскируясь словесным признанием экономики как одного из факторов развития общества, Ростоу проводит мысль, что в конечном счёте это развитие определяется субъективным фактором.

По его мнению, люди сами выбирают тот или иной путь развития общества, руководствуясь своими субъективными решениями. Извращая факты, Ростоу пытается доказать, что коммунизм вовсе не является закономерным результатом развития общества, и призывает страны мира следовать примеру США как самой «современной модели» индустриального общества.

История человечества опровергает субъективистские и волюнтаристские концепции буржуазных идеологов. Она свидетельствует о том, что развитие общества происходит по объективным законам и представляет собой процесс становления, развития и последовательной смены общественно-экономических формаций.

Исторически первой в развитии общества была первобытнообщинная формация. Для этой формации характерен крайне низкий уровень развития производительных сил. Использовавшиеся в то время примитивные орудия производства – каменные топоры, ножи, скребки, а затем лук и стрелы – едва обеспечивали существование людей. Производственные отношения покоились здесь на групповой общинной собственности на средства производства. Только такое коллективное владение средствами производства давало человеку возможность выжить в тех суровых условиях. В первобытном обществе не было классов. Поэтому его надстройка характеризуется отсутствием государства. Делами общества управляли наиболее опытные и уважаемые люди, избираемые родом или общиной. Сознание первобытных людей в значительной степени опиралось на веру в сверхъестественные силы.

В процессе борьбы с силами природы люди совершенствовали орудия труда. Переход от каменных и деревянных орудий к металлическим, появление земледелия, скотоводства и зачатков ремесла обусловили рост производительности труда. Это привело к увеличению общественного богатства, которое постепенно стало сосредоточиваться в руках отдельных семей. Возникла частная собственность, а вместе с тем и возможность одних жить за счёт труда других. Общество раскололось на враждебные классы. Это означало появление новых производственных отношений, основанных на частной собственности на средства производства и выражающих отношения господства и подчинения.

Первым классовым обществом явилась рабовладельческая формация. Рабовладельческий строй первоначально способствовал дальнейшему развитию производительных сил. Широкое распространение получили здесь металлические орудия, появились новые отрасли производства. Произошло дальнейшее разделение труда, повысилась его производительность.

Развитие производительных сил рабовладельческого общества происходило в условиях господства производственных отношений, основанных на полной собственности рабовладельца на средства производства и непосредственного производителя – раба, которого рабовладелец мог продать, избить и даже убить.

Рабовладельческий строй держался на бесчеловечной эксплуатации рабов. Это вызвало необходимость в учреждении, которое заставляло бы их беспрекословно повиноваться. Именно поэтому здесь впервые возникает политическая надстройка – рабовладельческое государство – орган угнетения и подавления рабов.

Рабы, находившиеся в бесправном положении и подвергавшиеся жестокой эксплуатации, не были заинтересованы в дальнейшем развитии производства. Поэтому со временем рабовладельческий способ производства стал приходить в упадок. Это произошло потому, что производственные отношения рабовладельческого общества на определённом этапе его развития перестали соответствовать уровню производительных сил, пришли в противоречие с ними, выражением этого противоречия явились многочисленные восстания рабов, которые расшатали рабовладельческий строй и в конце концов привели к его замене феодальным строем.

Феодальная, или крепостническая, формация возникла на развалинах рабовладельческого строя. В эпоху феодализма производительные силы получили дальнейшее развитие. Люди научились более производительно использовать природные ресурсы – ветер, воду и полезные ископаемые. Появились более совершенные орудия труда. В городах широкое развитие получил ремесленный труд.

В основе производственных отношений феодального общества лежала собственность феодалов на средства производства, прежде всего на землю, и неполная собственность на крестьян. Феодал мог продать или купить крестьянина, заставить его работать на себя, но безнаказанно убить уже не мог. Феодальные производственные отношения обеспечивали более прогрессивное, чем в предшествующей формации, развитие производства. Это объяснялось тем, что, хотя феодал и эксплуатировал крестьянина, последний был в известной мере заинтересован в развитии производства, так как у него было личное хозяйство – клочок земли (надел), на котором он работал на себя.

Политическая надстройка феодального общества, и прежде всего государство, активно защищала интересы господствующего класса феодалов. Этой же цели служила и идеологическая надстройка феодального общества, которая была целиком подчинена религиозному мировоззрению. Влияние церкви, стоявшей па страже феодальных порядков, было чрезвычайно велико.

Дальнейшее развитие производительных сил при феодализме, и прежде всего ремесленного производства, привела к возникновению больших мастерских – мануфактур, означавших зарождение в недрах феодального общества капиталистического способа производства. Феодальные производственные отношения, привязывавшие крестьян к земле, мешали развитию мануфактур, которые требовали свободных рабочих рук. Возникла необходимость в ликвидации старых производственных отношений и замене их новыми. Эта ликвидация произошла посредством буржуазных революций, в результате которых на смену феодализму пришёл капитализм.

Капиталистическая общественно-экономическая формация на первых этапах своего существования сыграла большую прогрессивную роль в истории развития человечества. Отмечая эту роль, К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» писали: «Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые»[69].

В основе капиталистических производственных отношений лежит частнокапиталистическая собственность на средства производства. При капитализме фабрики, заводы, земля, транспорт, средства связи и т. д. принадлежат буржуазии, в то время как рабочие лишены всяких средств производства. Поэтому хотя они формально и свободны, не находятся в личной зависимости, как крестьяне при феодализме, но, чтобы не умереть с голоду, вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам. Капиталисты нанимают рабочих за определённую плату. Однако рабочие своим трудом создают стоимость, намного превосходящую то, что они получают в виде заработной платы. Большую часть своего рабочего времени они работают не на себя, а на капиталиста, производя для него прибавочную стоимость. Прибавочная стоимость, таким образом, есть неоплаченный труд рабочих, безвозмездно присвоенный капиталистом. Производство прибавочной стоимости является основным экономическим законом капитализма.

Сильно развитая политическая надстройка в лице буржуазного государства, политических партий и других организаций защищает базис капиталистического общества. Активную помощь в этом ей оказывает и идеологическая надстройка – буржуазная мораль, философия, искусство, религия.

Капитализм – последняя антагонистическая общественно-экономическая формация. Капиталистические производственные отношения создали определённый стимул для развития производства. Однако капитализму присущи многочисленные противоречия.

Процесс производства приобрёл при капитализме ярко выраженный общественный характер. Благодаря разделению труда в создании того или иного изделия участвует множество людей, занятых в различных отраслях производства. Капиталистическое хозяйство стало единым целым, и производство ведётся при капитализме только совместно, всем обществом.

Но если производство приобрело при капитализме общественный характер, то, казалось бы, все члены общества должны сообща владеть средствами производства и совместно пользоваться произведёнными продуктами. Однако в буржуазном обществе продукты производства присваиваются капиталистами, собственниками средств производства. Отсюда вытекает основное противоречие капитализма – противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Это противоречие находит своё проявление в противоположности между пролетариатом и буржуазией, между организацией производства на отдельных предприятиях и анархией, бесплановостью производства в масштабах всего общества, в кризисах, безработице, в классовой борьбе эксплуатируемых против эксплуататоров.

В конце XIX – начале XX столетия капитализм вступил в свою высшую и последнюю стадию – империализм. Главной чертой этой стадии является образование монополий – крупных объединений капиталистов. Рост экономического могущества монополий ведёт к тому, что они захватывают в свои руки политическую власть, подчиняют себе государственный аппарат. В результате сращивания монополий с государственным аппаратом образовался государственно-монополистический капитализм.

Государственно-монополистический капитализм не меняет эксплуататорской сущности капитализма. Наоборот, он усиливает противоречия между производительными силами и производственными отношениями капиталистического общества. Производственные отношения все больше тормозят развитие производительных сил. Общественные по своему характеру производительные силы требуют и общественной собственности на средства производства.

Конечно, сказанное не означает, что производительные силы капитализма в настоящее время совсем не развиваются. Научно-технический прогресс, совершающийся в капиталистическом обществе, даёт буржуазии возможность в известной степени развивать производительные силы, снижать издержки производства и получать прибыль. Однако всякий прогресс при капитализме направлен прежде всего на увеличение богатства горстки капиталистов и мало что даёт для улучшения материального положения трудящихся. Все это обостряет противоречия между трудом и капиталом, между производительными силами и производственными отношениями. Смена капиталистического способа производства социалистическим, переход к коммунистической общественно-экономической формации становится исторической необходимостью.

Коммунистическая общественно-экономическая формация представляет собой наиболее высокий и прогрессивный строй по сравнению со всеми предыдущими обществами. Её возникновение означает коренной переворот во всей истории человечества, который Ф. Энгельс охарактеризовал как качественный скачок из царства необходимости в царство свободы.

Коммунистическое общество проходит в своём развитии две фазы: социализм и коммунизм. Было бы неправильно думать, отмечал В. И. Ленин в книге «Государство и революция», что социализм и коммунизм – два разных общественных строя. Это две ступени одного и того же коммунистического общества, отличающиеся друг от друга степенью зрелости.

Социализм создаётся после завоевания власти пролетариатом в результате превращения основных средств производства в государственную социалистическую собственность. Рабочий класс под руководством коммунистической партии национализирует промышленность, банки, землю, транспорт и делает их общенародной собственностью.

Производительные силы социалистического общества охватывают социалистическую промышленность, и прежде всего тяжёлую индустрию, социалистическое сельское хозяйство, транспорт. Их развитие носит при социализме гармонический характер и осуществляется в строгом соответствии с законом планомерного, пропорционального развития.

Социалистические производственные отношения являются отношениями товарищеского сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей. В их основе лежит общественная собственность на средства производства, существующая в двух формах – государственной (общенародной) и кооперативно-колхозной. Социалистическая собственность не исключает личной собственности на предметы потребления.

Важнейшей составной частью социалистических преобразований является культурная революция, которая способствует привлечению трудящихся к активному творческому участию в производстве материальных благ, к управлению производством, государственными и общественными делами.

Закономерностью социалистического общества является постоянное соответствие производственных отношений характеру производительных сил, что обусловливает возможность безграничного и беспрепятственного развития производства. Быстрые темпы роста производства в СССР, а также в других странах социализма наглядно свидетельствуют об этом.

Однако соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил не означает, что при социализме нет и не может быть никаких противоречий в развитии производства. Такие противоречия имеются и в социалистическом обществе. Но они не являются антагонистическими, потому что при социализме нет частной собственности и враждебных классов. Кроме того, эти противоречия возникают не между производительными силами и производственными отношениями в целом, а только между постоянно совершенствующимися производительными силами и отдельными устаревающими сторонами производственных отношений. Разрешаются такие противоречия не путём классовой борьбы и революции, а посредством замены устаревших элементов производственных отношений новыми.

Так, например, проводимая в нашей стране в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС хозяйственная реформа направлена на развитие и совершенствование системы управления, планирования и экономического стимулирования производства в целях дальнейшего роста производительных сил.

Социалистические производственные отношения – самые гуманные отношения. Они являются основой подлинного единства общественных и личных интересов трудящихся. На базе этих отношений развёртывается творческая инициатива масс во всех областях общественной жизни, развивается социалистическое соревнование, движение за коммунистический труд, новаторство, изобретательство, проявляются способности и таланты людей, формируется облик человека коммунистического общества.

Социализм в ходе своего развития неизбежно перерастает в коммунизм. Практический опыт Советского Союза и других стран социализма подтверждает вывод марксизма-ленинизма, что переход от социализма к коммунизму является объективным закономерным процессом. Перерастание социализма в коммунизм совершается постепенно. Однако эта постепенность не означает, что развитие общества идёт медленными темпами. Наоборот, в условиях социализма происходит очень быстрый рост промышленности, сельского хозяйства и культуры.

Переход от социализма к коммунизму осуществляется непрерывно. И это вполне понятно, потому что каждый шаг вперёд в условиях социализма является вместе с тем и новым шагом в строительстве коммунизма, в создании предпосылок для перехода к развитому коммунистическому обществу.

Строительство коммунизма происходит не стихийно, а организованно, под руководством Коммунистической партии. В Программе КПСС определены задачи, осуществление которых обеспечит построение коммунистического общества в нашей стране. Эти задачи состоят в создании материально-технической базы коммунизма, преобразовании социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитании нового человека.

Главной экономической задачей партии и советского народа является дальнейшее развитие производительных сил и создание материально-технической базы коммунизма. Решение этой задачи означает осуществление полной электрификации страны, совершенствование на этой основе техники, технологии и организации общественного производства во всех отраслях народного хозяйства, внедрение комплексной механизации производственных процессов, всё более полную их автоматизацию. В народном хозяйстве найдут широкое применение химия, новые виды энергии и материалов. Всемерно разовьются новые, экономически эффективные отрасли производства. Будут всесторонне и рационально использоваться природные, материальные и трудовые ресурсы. Произойдёт органическое соединение науки с производством, увеличатся темпы научно-технического прогресса. Повысится культурно-технический уровень трудящихся. Наука станет важнейшей производительной силой. Все это позволит нашей стране значительно превзойти развитые капиталистические страны по производительности труда, что является важнейшим условием победы коммунистического строя.

Создание материально-технической базы коммунизма предполагает дальнейшее развитие тяжёлой индустрии – основы технического прогресса и экономического могущества страны. Наряду с мощной современной промышленностью для построения коммунизма необходимо иметь процветающее, всесторонне развитое, высокопродуктивное сельское хозяйство. Создание материально-технической базы коммунизма приведёт к такому развитию производительных сил и повышению производительности труда, какого ещё не знала история человечества.

Чтобы построить коммунизм, нужна не только новая техника. Необходимы также люди, которые сумели бы овладеть ею, привести её в движение, эффективно её использовать. Производство при коммунизме нуждается в образованных, культурных людях с широким кругозором. Повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня народа приведёт к стиранию существенных различий между умственным и физическим трудом, обеспечит разностороннее развитие человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В ходе строительства коммунизма развиваются не только производительные силы. Вместе с ними развиваются и совершенствуются производственные отношения.

Основой социалистических и коммунистических производственных отношений, как уже говорилось, является общественная собственность на средства производства. Но если при социализме общественная собственность существует в двух формах – общенародной (государственной) и кооперативно-колхозной, то при коммунизме будет единая коммунистическая собственность.

Сближение и слияние двух форм собственности в единую общенародную собственность будет происходить на основе совершенствования как государственной, так и кооперативно-колхозной собственности. Совершенствование государственной собственности будет осуществляться путём дальнейшего развития экономических связей в народном хозяйстве, усиления концентрации производства и обобществления труда, расширения специализации, кооперирования, совершенствования управления народным хозяйством. Поднимется и значение совхозов как образцовых социалистических хозяйств на селе.

Особенно значительные изменения произойдут с колхозно-кооперативной собственностью. Её совершенствование будет осуществляться на основе развития производительных сил в деревне. Оно предполагает неуклонный рост неделимых фондов колхозов, создаваемых колхозниками с помощью социалистического государства, концентрацию производства, создание межколхозных предприятий и культурно-бытовых учреждений, совместное участие колхозов и государства в строительстве электростанций, водоёмов, оросительных систем, в прокладке дорог, посадке лесозащитных полос и т. д.

Развиваясь и совершенствуясь при поддержке и помощи со стороны социалистического государства, кооперативно-колхозная собственность постепенно сольётся с общенародной.

Развитие производительных сил в деревне изменит характер сельскохозяйственного труда, превратит его в разновидность труда индустриального. Изменится и характер обмена деятельностью внутри сельскохозяйственного производства, а также между промышленностью и сельским хозяйством. Все производственные ячейки, все самоуправляющиеся ассоциации будут гармонически объединены в едином ритме общественного труда. Произойдёт стирание граней между городом и деревней, рабочим классом и крестьянством. Возникнет высокоорганизованное и слаженное коммунистическое содружество людей труда.

По мере развития производительных сил и увеличения на этой основе производства предметов потребления будет совершенствоваться и способ распределения материальных благ. Это будет происходить путём совершенствования форм заработной платы с учётом количества и качества труда, затрачиваемого каждым тружеником социалистического общества, а также расширения общественных фондов, которые распределяются бесплатно. Уже сейчас партия и правительство сделали значительные шаги в этом направлении: повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства; вводится гарантированная оплата труда колхозников. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о заработной плате, закон о пенсиях и пособиях членам колхозов направлены на постепенное стирание различий в оплате труда работников промышленности и сельского хозяйства.

При социализме в сфере распределения действует принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду». В этом смысле здесь ещё сохраняется неравенство в распределении. При коммунизме оно исчезнет. В зрелом коммунистическом обществе производство будет настолько развитым, что сможет полностью удовлетворить все разумные потребности людей по принципу «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

«Коммунизм, – указывается в Программе КПСС, – это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Коммунизм – это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа»[70].

Учение марксизма-ленинизма об общественно-экономических формациях имеет огромное теоретическое и практическое значение. Это учение позволяет понять, как складываются и развиваются различные общества, каковы закономерности и направление развития человечества. Оно даёт возможность рассмотреть историю человечества как поступательное, прогрессивное движение общества вперёд, от низшего к высшему.

Марксистско-ленинское учение об общественно-экономических формациях является теоретической основой революционной деятельности коммунистических и рабочих партий по преобразованию старого мира и построению нового, коммунистического общества.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Что следует понимать под естественными условиями жизни общества?

2. Почему способ производства является главным, решающим в общественной жизни?

3. Каковы особенности возникновения и развития социалистического способа производства?

4. Что такое базис и надстройка и как они взаимодействуют?

5. Каковы основные положения марксистско-ленинского учения об общественно-экономической формации?

6. Почему коммунистическая общественно-экономическая формация является высшим этапом исторического развития?

 

ГЛАВА VIII. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ

В предыдущей главе отмечалось, что первым и самым важным условием жизни общества является производство материальных благ – пищи, одежды, жилища и т. д. Люди добывают эти блага не в одиночку, а сообща, в определённых рамках и границах совместной жизни. Формы этой совместной жизни складываются исторически, вместе с развитием общества и определяются в конечном счёте уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Поэтому мы и называем их историческими формами общности людей.

 

Племя, народность, нация

Науке известно несколько конкретных форм общности людей, которые на протяжении истории сменяли друг друга, а иногда существовали или существуют одновременно. Первой и наиболее древней из них является родоплеменная общность. Она возникла в период первобытнообщинного строя в результате выделения человека из животного царства. Род представлял собой обособленную общественно-производственную группу людей, связанных кровнородственными узами. Коллективный труд определял общественный характер собственности рода на простейшие, примитивные орудия производства и добытые продукты – убитых зверей, выловленную рыбу, собранные дикие плоды и т. д.

Развивавшиеся кровнородственные связи имели большое значение для совершенствования орудий труда, производства. Они способствовали расширению рамок простейшего сотрудничества между людьми. Первоначально каждый род был не очень большим и состоял обычно из нескольких десятков человек, объединённых между собой родственными узами. В дальнейшем численность его постепенно возрастала. Вначале родство определялось по материнской линии (матриархат), а затем, в последний период существования первобытнообщинного строя, когда с развитием производства стала увеличиваться роль мужчины в хозяйстве, родство начали определять по отцовской линии (патриархат).

Структуру и сущность родовой организации, её роль в развитии общественного производства подробно рассмотрел Ф. Энгельс в своём произведении «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В этом труде он сделал важный вывод о зависимости исторических форм общности людей от способа производства.

С развитием общественного производства совершенствуются и формы общности людей. Со временем в условиях родового строя появляются племена – объединения нескольких родов. Они сложились на сравнительно высокой ступени развития родового общества. Племя владело своей территорией, землёй. Во главе его стоял совет из представителей старейшин родов, входивших в данное племя. Все вопросы, касающиеся жизни племени, решало общеплеменное собрание. Племя имело собственное имя, свой особый язык или наречие. У него были также свои обычаи и традиции.

Племенная форма общности людей сохранилась и до нашего времени в некоторых районах Африки, Австралии, Азии. Но теперь это, разумеется, уже не те племена, о которых мы знаем по археологическим памятникам. Существующие ныне первоначальные формы общности людей (родовая или племенная) испытывают определённое влияние современного общественного прогресса, влияние таких развитых форм, как народность и нация.

В эпоху разложения первобытнообщинного строя появились союзы племён. Их возникновение вело к распаду старых, традиционных отношений и порядков (господство авторитета, обычаев, культ старейшин и др.), на которых базировалась родовая общность людей.

Развитие производительных сил и общественного разделения труда, возникновение частной собственности и классов постепенно привели к замене родоплеменной общности людей новой, более высокой формой общности – народностью. Народность появилась на рубеже доклассового и классового обществ и получила развитие в эпоху рабовладения. Она возникла в результате объединения родственных по языку и происхождению племён, живущих на общей территории. С образованием народности племена постепенно утратили своё обособленное положение. Леса, земли, воды, которыми раньше владели отдельные племена, со временем превратились в общую территорию. Появились зачатки известной территориальной общности, возникли элементы хозяйственно-экономических связей в виде простейших форм обмена внутри больших групп людей, чего не было при родовой общности. Однако устойчивых хозяйственных связей тогда ещё не существовало.

На стадии образования народностей сложилось общее управление населением в виде органов нарождавшегося государства. Оно существенно отличалось от племенного управления, державшегося на авторитете, традициях, освящённых обычаях.

Возникавшие народности приобретали собирательное имя. Так, например, имя «Русь» носил союз восточнославянских племён. Название «эллины» закрепилось за союзом племён, обитавших на Ионийском полуострове. «В поэмах Гомера, – указывал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», – мы находим греческие племена в большинстве случаев уже объединёнными в небольшие народности...»[71].

Первыми в истории сложились народности рабовладельческого общества, например древнеегипетская, древнегреческая. Одной из древних считается индийская народность. Затем постепенно образовались и многие другие народности.

В этот же период совершается переход от племенных языков к языкам народностей. Данный процесс в значительной степени стимулировался ролью языка в развитии общественного производства и целенаправленной деятельности людей, в их общении. Создавались условия для возникновения общности психического склада, который находит выражение прежде всего в общности культуры.

Консолидации (объединению) племён в различные народности, укреплению их территориальной общности, хозяйственных связей, формированию общих элементов психического склада и быта способствовало и государство. Оно возникло, как это будет подробно показано дальше, с появлением в обществе противоположных, враждебных друг другу классов – рабовладельцев и рабов. Отдельные конкретные народности могли жить и жили, как правило, на территории определённого государства. Зародившись на стадии распада первобытного общества, народность существовала преимущественно в условиях рабовладельческого и феодального строя. Но она сохраняется и в последующие эпохи развития общества.

И племя, и народность являются определёнными ступенями в исторически развивающемся процессе становления общности людей. Наиболее высокой ступенью этой общности является нация. В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали нацию как историческую категорию, возникшую в процессе утверждения и победы капиталистического способа производства. Они указывали, что экономическая концентрация и политическая централизация, совершавшиеся в буржуазном обществе, сплотили население различных областей «в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей»[72].

В. И. Ленин, разрабатывая и развивая в своих произведениях марксистскую теорию наций, показал, что нации возникли вместе с возникновением капитализма. Нации, отмечал он, неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития. Формирование наций в различных странах имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать.

Национальные связи – это принципиально новое явление в общественной жизни по сравнению с другими связями, например классовыми. Они складываются на основе создания буржуазных экономических отношений, на базе объединения небольших местных рынков в один общий национальный рынок.

Могут спросить, какая же существует взаимосвязь между рынком и образованием наций? Дело в том, что для образования наций недостаточно одной общности территории. Требуются ещё устойчивые экономические связи, которые способствуют объединению людей, имеющих общий язык и общую территорию. А такие экономические связи зарождаются и развиваются только на базе торговли, национального рынка, благодаря которому преодолеваются раздробленность и замкнутость хозяйственной жизни феодального общества. Этим и определяется связь между процессом складывания общенационального рынка и образованием наций.

Однако для существования наций ещё недостаточно общности условий материальной жизни, а именно территориальной и экономической общности. Ведь люди помимо того, что они живут на одной территории и ведут хозяйство, обладают также и сознанием, волей, эмоциями, определёнными духовными чертами и потребностями. Исторический опыт показывает, что образование нации невозможно без устойчивой общности духовно-культурной жизни – общности психического склада. Каждая нация отличается определённым единством психического склада, общностью традиций и обычаев, проявляющихся во всей её духовной жизни.

Таким образом, нация является устойчивой исторической формой общности людей, для которой характерны общность территории и экономической жизни, а также общность языка и психического склада[73].

Национальную общность следует отличать от общности государственной. Каждая из них имеет свои особенности. Так, национальная общность немыслима без общего языка, а для общности государственной единый язык необязателен. Государственная общность может включать в себя много наций, каждая из которых имеет свой национальный язык. Опыт общественного развития показывает, что в условиях социализма в средство межнационального общения постепенно превращается один из наиболее развитых языков, как это происходит, например, в нашей стране с русским языком. В настоящее время в Советском Союзе, население которого составляет свыше 230 млн. человек, русским языком пользуется не менее 150 млн. человек.

Нацию нельзя путать с расой. Расы представляют собой явление биологическое и отличаются друг от друга внешними физическими признаками, такими, как цвет кожи, волос, разрез глаз, форма черепа и др. Эти признаки сложились в силу различных природно-географических условий, в которых живут люди. Расы появились в глубокой древности, тогда как нации – продукт более позднего развития общества. К одной и той же расе могут быть отнесены различные нации. Например, в белую расу входят русская, французская, германская и другие нации. К жёлтой расе относятся японцы, китайцы, корейцы и другие народы.

Образование наций происходит не одновременно. Это объясняется тем, что в различных частях земного шара люди живут в неодинаковых социально-экономических условиях. Поэтому в одной части света могут сохраняться роды и племена, в то время как в другой части уже сложились современные нации.

Одной из причин, препятствующих объединению людей в нацию, является колониальная система империализма. Об этом красноречиво свидетельствует история народов Азии, Африки и Латинской Америки. Империалисты, в течение многих десятилетий грабившие эти народы, искусственно задержали их развитие, пытались и пытаются сохранить отсталые формы производства и быта, внести раздор в отношения между различными национальными и племенными группами.

Идеологи капитализма, говоря о нациях, выдвигают на первый план религиозную общность людей, наличие определённых политических учреждений и т. д., считая, что это и есть решающие признаки нации. В буржуазных странах широкое распространение получают различные расистские теории, согласно которым одни народы, более развитые, должны господствовать над другими, менее развитыми и якобы в силу этого неспособными на самостоятельное существование. Подобные «теории» есть не что иное, как сознательная фальсификация общественных явлений с целью помешать пробуждению и развитию национального самосознания угнетённых народов, затормозить исторический процесс окончательного крушения колониализма.

Однако, несмотря на все старания, империалисты не могут задержать национальное объединение и прогресс отсталых в прошлом народов. В освободившихся странах постепенно развивается промышленность, растёт рабочий класс, пробуждается национальное самосознание народов. Родоплеменная общность людей, ещё существующая в некоторых районах нашей планеты, постепенно уступает место более высоким формам общности, таким, как народность и нация. В этом также проявляется развитие человеческого общества по восходящей линии, прогрессивная тенденция исторического процесса.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 1178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!