Возникновение и развитие социалистических наций. От социалистических наций – к коммунистическим



В современных условиях существуют два основных типа наций: нации социалистические и нации буржуазные. Исторически первым типом были нации буржуазные. В эпоху социализма возник принципиально новый тип наций – социалистический. Победа пролетарской революции «создаёт все возможности и условия для уничтожения всякого национального гнёта, для добровольного объединения свободных и равноправных наций и народностей в едином государстве»[79].

Великая Октябрьская социалистическая революция предоставила всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. В Декларации прав народов России, принятой через несколько дней после победы Октябрьского вооружённого восстания, были сформулированы следующие основные принципы политики Советской власти в национальном вопросе: равенство и суверенность народов России, право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. Эти принципы были записаны и в первой Конституции социалистического государства (1918 г.).

По мере развития социалистической революции создавалось и укреплялось многонациональное Советское государство. Возникли национальные советские республики, а в декабре 1922 г. произошло их добровольное объединение в единое социалистическое государство – Союз Советских Социалистических Республик. «Образование СССР было торжеством интернационализма, проявлением политической мудрости Коммунистической партии, рабочего класса, всех трудящихся союзных республик, которые рассматривали объединение своих сил как решающую предпосылку для осуществления целей революции, защиты её завоеваний»[80].

Социализм открыл неограниченные возможности для всестороннего развития каждой народности, каждой нации. Дело в том, что диктатура пролетариата глубоко интернациональна по своей сущности. Она основывается на взаимопомощи и сотрудничестве малых и больших народов, обеспечивает бурное развитие их экономики, культуры, национальной государственности.

В процессе формирования социалистических отношений между многочисленными народами, населяющими нашу страну, пришлось преодолеть немалые трудности, решить сложные вопросы.

Из 140 млн. человек населения, насчитывавшихся в те годы в нашей стране, около 65 млн. составляли нерусские национальности. По степени своего экономического, политического и культурного развития они весьма отличались друг от друга. Среди них были уже сложившиеся крупные нации, имевшие сравнительно развитую промышленность, современную культуру, многочисленный промышленный пролетариат с революционными традициями. Однако наряду с этим имелись также кочевые племена и народности, занимавшиеся главным образом скотоводством, и малочисленные этнические группы, сохранявшие ещё элементы первобытных отношений. Социалистическая революция обеспечила всем этим народам политическое и правовое равенство. Это было величайшим завоеванием рабочего класса, ленинской партии.

Но вместе с тем предстояло решить и другую важную задачу – преодолеть фактическое неравенство между народами, ликвидировать вековую экономическую, политическую и культурную отсталость многих народностей и племён, сохранившуюся как наследие колониальной политики царского самодержавия и капитализма. Все советские народы – от сложившихся в нации до отсталых племён – должны были получить возможность на деле пользоваться благами и завоеваниями социалистической революции.

Перед партией и Советским государством встала совершенно новая теоретическая и практическая задача – обеспечить развитие ранее отсталых народов и племён по пути социализма, минуя стадию капитализма. Эта сложная задача была успешно решена.

Социалистический строй создал возможности для того, чтобы ранее отсталые народы и народности смогли в короткие сроки выйти на широкую дорогу хозяйственного, политического и культурного развития. Этого можно было достичь лишь в результате всесторонней помощи социалистического государства, рабочего класса и всех трудящихся передовых наций, прежде всего русского рабочего класса, ранее отсталым народам в развитии государственности, в строительстве новой экономики и культуры, в подготовке кадров для промышленности, сельского хозяйства и науки. И такая помощь была им оказана.

За годы Советской власти под руководством Коммунистической партии, выражающей в своей политике коренные интересы трудящихся всех национальностей, выросла и укрепилась национальная социалистическая государственность. Осуществлено коренное преобразование экономики всех советских республик. Навсегда ушла в прошлое культурная отсталость народов. Ныне все народы имеют многочисленные кадры национальной советской интеллигенции. Расцвела их культура, национальная по форме, социалистическая по содержанию. Культурная революция привела к коренным преобразованиям в духовной жизни трудящихся национальных республик и областей. Свыше 40 народностей получили в советские годы свою письменность. Теперь в нашей стране книги издаются почти на 90 языках народов СССР.

На основе успехов советского многонационального государства в хозяйственном, политическом и культурном строительстве окрепла дружба народов, превратившись при социализме в могучую силу общественного развития. Дружба советских народов выдержала серьёзные испытания как в годы войны, так и в мирное время. Полувековая история первой страны социализма убедительно доказала, что действительное решение национального вопроса возможно только в условиях социалистического общества.

В период социализма и коммунистического строительства сложились и развиваются новые, социалистические нации. Эти нации возникли в СССР двояким путём: во-первых, на основе революционного преобразования старых, буржуазных наций (русская, украинская, белорусская, грузинская и др.); во-вторых, на основе объединения народностей и племён, миновавших капиталистическую стадию развития, в социалистические нации (хакасская, тувинская и др.).

Социалистические нации отличаются от наций буржуазных как по своему классовому составу, социально-экономическим интересам и целям, так и по своим духовным особенностям. Социализм ликвидировал деление наций на угнетающие и угнетённые. Нации в условиях социалистического строя сплочены единством цели и действий, свободны от классовых антагонизмов и противоречий. Руководящей силой этих наций является рабочий класс – наиболее передовой и организованный класс современного общества, возглавляемый Коммунистической партией.

Экономическую основу социалистических наций составляют социалистические производственные отношения, характеризующиеся сотрудничеством и взаимопомощью свободных от эксплуатации тружеников общества. Идеологической основой социалистических наций является революционное марксистско-ленинское учение, пролетарский интернационализм. Социалистическое государство, советская демократия способствуют всестороннему развитию каждой нации, населяющей Советский Союз.

В настоящее время в нашей стране имеются десятки сложившихся социалистических наций. Наряду с ними живут и развиваются новые, социалистические народности. В братском содружестве всех национальностей, в условиях социалистического разделения труда советские люди успешно строят новую жизнь, экономику и культуру.

Советский строй, дружба народов нашей страны, социалистических наций способствуют успешному решению важных вопросов хозяйственного и культурного строительства в каждой республике. В Таджикистане, например, за годы Советской власти построено свыше 300 крупных промышленных предприятий. Широкое развитие получили металлообрабатывающая и горнорудная промышленность, энергетическое хозяйство. Сегодняшний Таджикистан – страна сплошной грамотности. Расцвела национальная советская культура таджикского народа.

Невиданными темпами развиваются экономика и культура, повышается народное благосостояние и в других национальных республиках. Волей Коммунистической партии, волей народа здесь совершаются дела, которые многим раньше казались абсолютно невозможными. Вот характерный пример. Один из царских чиновников, посланных на службу в Киргизию, писал в Петербург, что «наука никогда не победит природу Тянь-Шаня. Эта природа будет вечно служить защитой кочевников от напора цивилизации». Царский чиновник, конечно, глубоко ошибся. Советская Киргизия - страна сплошной грамотности, передовой культуры. Здесь имеется сейчас 8 вузов, 36 средних специальных учебных заведений, 50 научно-исследовательских учреждений, Академия наук Киргизской ССР. Подготовлены тысячи научных работников.

Развитие социалистических наций привело к существенному изменению некоторых признаков нации, например, таких, как общность экономической жизни и психического склада. Общность экономической жизни социалистических наций характеризуется прежде всего господством общественной собственности на средства производства, составляющей экономическую основу социализма, плановым характером экономики, быстрыми темпами её развития. Экономической жизни социалистических наций чужды такие пороки капитализма, как кризисы, анархия производства и конкурентная борьба. Все это свидетельствует о том, что само понятие общности экономической жизни наций при социализме приобретает новое содержание.

Претерпел изменения и такой признак нации, как психический склад, или национальный характер. Национальный характер советских людей отличается такими чертами, как пламенная любовь к своей Родине и беззаветная борьба за её интересы, чувство дружбы ко всем народам, социалистический патриотизм, коллективизм, интернационализм, активная борьба за новое, передовое. Эти черты свойственны всем социалистическим нациям.

Опыт социалистического общественного развития вызвал к жизни ещё одно примечательное явление. В СССР впервые в истории возникла такая социальная общность, как советский народ. Эта широкая межнациональная общность объединяет на добровольных началах свыше 130 социалистических наций, народностей и этнографических групп. Прочную материальную основу такой общности составляет единое высокоразвитое плановое социалистическое хозяйство. Советский народ как новая социальная общность имеет общее мировоззрение – марксизм-ленинизм, общую цель – построение коммунистического общества.

В ходе коммунистического строительства происходит дальнейшее развитие социалистических народностей в нации, укрепление дружбы народов СССР. Коммунистическое строительство означает новый этап в развитии национальных отношений в нашей стране. Главное, что характеризует этот этап, – это расцвет и сближение социалистических наций. «Народное хозяйство СССР – единый взаимосвязанный комплекс, являющийся объективной основой дальнейшего сближения наций»[81].

На XXIII съезде КПСС отмечалось, что в процессе строительства коммунизма происходит дальнейшее сплочение, объединение народов нашей страны, расширение обмена материальными и духовными богатствами между нациями, выравнивание уровней их экономического и культурного развития. Очень многое в этом отношении будет сделано в новой пятилетке (1966–1970 гг.). Достаточно сказать, что объем промышленного производства за пятилетие возрастёт по РСФСР, Украинской, Латвийской и Эстонской ССР примерно в 1,5 раза, по Грузинской, Азербайджанской, Узбекской, Киргизской и Туркменской ССР – в 1,6, по Белорусской, Казахской, Литовской и Молдавской ССР – в 1,7, по Таджикской и Армянской ССР – в 1,8 раза.

В интересах дальнейшего укрепления содружества социалистических наций необходимо вести непримиримую борьбу против пережитков национализма и шовинизма, воспитывать трудящихся в духе пролетарского интернационализма. Это общая задача всех коммунистов, всех сознательных строителей нового общества.

Пережитки и проявления национализма и национальной ограниченности, как показывает жизнь, не исчезают автоматически с победой социалистической революции, социалистического строя. Для их преодоления нужно последовательно проводить ленинскую национальную политику, воспитывать всех трудящихся в духе сочетания социалистического интернационализма и патриотизма.

Марксистско-ленинские партии исходят из того, что отношения между социалистическими странами должны строиться на основе пролетарского интернационализма, который предполагает взаимопомощь между народами, кооперацию производства и социалистическое разделение труда, активную совместную борьбу против империализма и его идеологии. «Нерушимым законом взаимоотношений между социалистическими странами, – подчёркивается в Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий (ноябрь 1960 г.), – является строгое соблюдение принципов марксизма-ленинизма, социалистического интернационализма. В социалистическом лагере обеспечены подлинное равноправие и самостоятельность каждой входящей в него страны. Руководствуясь принципами полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи, социалистические государства совершенствуют всестороннее экономическое, политическое и культурное сотрудничество, что отвечает как интересам каждой социалистической страны, так и социалистического лагеря в целом»[82].

Дружба и братская взаимопомощь между странами социализма успешно развиваются, о чем свидетельствуют укрепление политического сотрудничества этих стран, плодотворная работа Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), объединяющего большинство социалистических стран.

Претворение в жизнь ленинской программы по национальному вопросу – большая победа КПСС, социалистического государства, коммунистической идеологии. Вместе с тем это и огромный вклад нашей партии в теорию марксизма-ленинизма. Жизнь показывает, что братские партии внимательно изучают опыт КПСС по осуществлению национальной политики и успешно используют его применительно к условиям своих стран.

Важное значение в повышении творческой активности советских людей всех национальностей имеют мероприятия, осуществлённые за последние годы по инициативе Коммунистической партии. К их числу относится значительное расширение прав союзных республик в руководстве промышленностью и строительством, в области юстиции, просвещения, науки хозяйственного и культурного строительства. Наша партия, руководствуясь решениями октябрьского (1964 г.) и последующих пленумов ЦК КПСС, XXIII съезда партии, повышает научный уровень своей политики, решительно преодолевает недостатки, связанные с субъективистским подходом к оценке некоторых общественных явлений, в том числе и в национальной области. Это оказывает благотворное влияние на развитие коммунистического содружества советских народов.

В процессе строительства коммунизма выдвигаются некоторые новые вопросы, связанные с развитием социалистических национальных отношений в нашем обществе. КПСС и Советское государство своевременно их решают. В своей политике КПСС учитывает диалектику общего, единичного и особенного. Она предусматривает, с одной стороны, наиболее эффективное использование ресурсов каждой республики, а с другой – правильное сочетание интересов отдельных республик и советского общества в целом. Крепнут межреспубликанские экономические и культурные связи, углубляется социалистическое разделение труда. В национальных советских республиках создаются новые крупные промышленные центры. Многое делается здесь для развития просвещения, здравоохранения, искусства, науки и культуры, воспитания кадров.

Идеологи буржуазии клеветнически утверждают, что в социалистическом обществе якобы происходит насильственная ликвидация национальных различий. На самом деле социализм не только не уничтожает национальные различия и особенности, а, наоборот, обеспечивает всестороннее развитие экономики и культуры каждой нации и народности. Расцвет каждой нации и сближение наций – не обособленные, а взаимосвязанные, взаимообусловленные процессы, две стороны единого явления. Развитие национальной экономики, культуры, рост материальных и духовных богатств каждой нации усиливает в условиях социализма тенденции к их сближению, а сближение наций является в свою очередь могучим стимулом для их всестороннего развития, ибо открывает перед ними новые возможности для дальнейшего хозяйственного и культурного строительства, для обмена опытом и совместного решения общих задач.

В наше время благодаря широкому экономическому, политическому и культурному общению социалистических наций происходит взаимное обогащение культур народов. Во взаимоотношениях между ними всё большую роль играют общие черты, общие традиции, рождённые социализмом, борьбой за коммунизм и впитавшие в себя лучшие национальные традиции. К ним относятся социалистический патриотизм, героизм в труде, социалистическое новаторство, бескорыстная взаимопомощь.

В результате успешного выполнения задач коммунистического строительства, перехода общества от низшей фазы коммунизма – социализма – к зрелому, развитому коммунизму нынешние социалистические нации постепенно перерастут в коммунистические нации. Конкретные пути и формы этого перерастания определит сама жизнь.

Коммунистические нации будут отличаться от нынешних социалистических наций главным образом степенью своей экономической, политической и духовной зрелости. Основные признаки нации наполнятся качественно новым содержанием, обусловленным особенностями коммунизма как высшей ступени развития человеческого общества. Признаки новых, коммунистических наций, ростки коммунизма в области национальных отношений начинают проявляться уже в наши дни.

С победой коммунизма во всем мире произойдёт добровольное и вполне естественное слияние наций. Оно будет достигнуто на базе всемерного развития их материальной и духовной жизни, укрепления дружбы, взаимопомощи и сотрудничества между пародами. Однако полное слияние наций станет возможным только в результате длительного развития мировой коммунистической системы.

 

Семья и быт

Выше были рассмотрены устойчивые социальные общности, охватывающие и объединяющие большие группы людей. Но формы исторической общности людей весьма разнообразны, имеют различную основу и не ограничиваются родом, племенем, народностью или нацией.

Одной из форм общности является семья. Сейчас ещё нередко приходится встречаться со взглядом на семью как сферу сугубо интимную, личную, далёкую от общественной жизни, отделённую от всего остального мира непроходимой стеной. Конечно, в семье, в семейной жизни действительно имеется немало личного, интимного. Но в целом подобный взгляд на семью глубоко ошибочен.

Семья – сложное социальное явление, имеющее многовековую историю. Сложность семьи как общественного явления обусловлена прежде всего тем, что в ней сочетаются отношения людей как биологических существ (мужчин и женщин) и отношения людей как существ социальных, живущих в исторически конкретном обществе, а поэтому испытывающих его влияние. В своеобразном сочетании этих отношений определяющая роль принадлежит отношениям общественным. Семья – это прежде всего социальный организм, регулируемый правовыми, этическими и иными нормами и правилами. Развитие семьи определяется в конечном счёте объективными законами жизни человеческого общества.

Основное назначение семьи состоит в продолжении человеческого рода и воспитании детей, без чего невозможно нормальное развитие общества. Это предполагает определённое отношение, или союз, полов (мужчины и женщины), которое находит своё конкретное воплощение в браке. Брак, будучи юридической основой семьи, регулирует не только правовые отношения полов, но и отношения между родителями и их потомством.

Возникновение семьи – результат развития производительных сил общества, его нравственного прогресса. Первобытное общество не знало семьи в той форме, в какой она существует в настоящее время. Лишь на рубеже между первобытным бесклассовым обществом и обществом классовым (рабовладельческим) появилась так называемая моногамная семья, основанная на единобрачии.

Моногамная семья возникает с появлением частной собственности на средства производства и связанного с ней наследования имущества. Главным, определяющим мотивом при вступлении в брак в этих условиях становится экономический расчёт. Складывается и развивается неравенство полов, женщина попадает в подчинённое, угнетённое положение в семье и в обществе. Постепенно возрастает влияние государства на семейно-брачные отношения.

Развитие и изменение форм собственности обычно приводит и к соответствующим изменениям в экономической основе семьи, семейных отношений. Каждой общественно-экономической формации соответствует определённый тип семейно-брачных отношений. В антагонистических формациях, т. е. при рабовладельческом строе, феодализме и капитализме, эти отношения неизбежно отражают в той или иной форме социальные противоречия и конфликты, присущие этим формациям. В капиталистическом обществе браки внутри господствующего класса, как правило, совершаются по расчёту. Частнособственнические отношения порой оказывают отрицательное влияние и на семьи рабочих. Но, несмотря на это, рабочие семьи в массе своей отличаются от буржуазных семей человечностью отношений между членами семьи, взаимным уважением супругов, родителей и детей.

Победа социализма вносит глубокие изменения в семейно-брачные отношения. Новая, социалистическая семья ликвидирует неравноправное положение женщины и строится на основе взаимной любви, уважения, единства интересов супругов и полностью раскрывает свои функции, состоящие в воспитании детей, в подготовке их к самостоятельной жизни. Отношения товарищества и взаимопомощи, складывающиеся при социализме в производстве и общественной жизни, распространяются и на семейные отношения. Они дополняются здесь чувством любви, привязанности супругов и детей друг к другу. Известный советский педагог А. С. Макаренко раскрыл особенности семьи в социалистическом обществе в следующих словах: «Семья становится естественной первичной ячейкой общества, тем местом, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети – главная радость жизни»[83].

Социализм постепенно освобождает семью от социальных, национальных и религиозных ограничений, которыми она опутана в условиях эксплуататорского строя. Социалистическое государство проявляет большую заботу об укреплении семьи, о воспитании подрастающего поколения, ведёт решительную борьбу против пережитков старого в семейно-брачных отношениях.

В условиях социализма общественное мнение подвергает моральному осуждению тех, кто недостойно относится к вопросам любви и брака, призывает к порядку тех, кто своими антиобщественными поступками (пьянство, хулиганство, разврат) разрушает семью. Советские законы направлены на укрепление социалистической семьи, на развитие в ней здоровых отношений, на выполнение родителями и детьми своих обязанностей друг перед другом и перед обществом. Общественные организации проводят большую работу по воспитанию у советских юношей и девушек чувства мужской и женской чести, верности, порядочности, лежащих в основе крепких семейных отношений.

Советское государство, постоянно заботясь об укреплении семьи, ставит своей задачей последовательное преодоление трудностей, нередко мешающих семейному счастью (например, нехватка жилья, некоторые неудобства быта и т. д.). В частности, в новой пятилетке (1966–1970 гг.) предусмотрено улучшить жилищные условия и переселить в новые дома примерно 65 млн. человек.

Социалистический строй создаёт условия для того, чтобы женщины могли наравне с мужчинами активно участвовать в коммунистическом строительстве, в полной мере проявить свои способности и таланты. Сокращение рабочего дня, предоставление трудящимся благоустроенных жилищ, расширение сети детских садов, яслей, общественных столовых, культурно-бытовых учреждений ещё выше поднимают активность женщин в производственной и общественно- политической жизни, освобождают их от изнуряющего домашнего труда, который до сих пор отнимает у них немало свободного времени.

С созданием материально-технической базы коммунизма, с развитием коммунистических общественных отношений произойдёт дальнейшее укрепление советской семьи, усилится её роль в воспитании подрастающего поколения. При коммунизме семейные отношения «окончательно очистятся от материальных расчётов и будут целиком строиться на чувствах взаимной любви и дружбы»[84].

Жизнь семьи обычно протекает в обстановке, которую принято называть сферой быта. Под бытом в широком смысле слова подразумеваются все материальные и культурные условия жизни людей за пределами их непосредственной производственной и общественно-политической деятельности. В узком смысле слова в понятие «быт» входят необходимые условия жизни человека – приготовление пищи, удовлетворение потребностей в одежде, жилище, отдыхе и т. д. Быт людей непосредственно связан с исторически конкретным типом семьи, с её собственностью и хозяйством, с особенностями семейно-брачных отношений.

Культурно-бытовые условия и потребности людей в конечном счёте определяются уровнем развития общественного производства. Если мы, например, сравним быт первобытного дикаря, сведения о котором дошли до наших дней в виде памятников материальной культуры, и быт современного человека, то легко заметить огромную разницу между ними. Разные эпохи – разные условия быта.

Составными элементами быта являются обычаи, т. е. существующие в конкретной общественной среде правила, регулирующие поведение людей в той или иной сфере жизни общества, и нравы, обряды, которые складываются и развиваются исторически. Здесь мы видим связь быта людей с духовной культурой общества. В свою очередь быт, бытовые условия оказывают влияние на развитие материального и духовного производства, ускоряя или замедляя его.

На характер быта определённым образом влияют также географические условия, национальные особенности народов, профессиональные, моральные, религиозные и иные факторы. Поэтому мы говорим о городском и сельском быте, о быте работников физического или умственного труда, о характерных чертах быта той или иной национальности и т. д. Каждый из них наряду с общими чертами имеет и свои особенности.

В нашей стране в результате глубоких экономических, социальных и культурных преобразований успешно развивается новый, социалистический быт. Он отражает характерные черты социалистического строя, коллективистские отношения между членами общества.

Социализм окончательно покончил с нищетой и бесправием масс, с резкими социальными контрастами, характерными для капитализма. Неизмеримо поднялся материальный и культурный уровень жизни трудящихся в городе и деревне. Библиотека, кино, театр, радио, телевидение, литература, физическая культура и спорт, современные приборы и оборудование стали составными элементами нашего быта. Укрепилась связь быта с главными сферами развития производства, общественно-политической жизни.

Коммунистическая партия и Советское правительство принимают все меры к тому, чтобы увеличить производство предметов массового потребления, улучшить их качество. Осуществляются мероприятия, способствующие рациональному использованию трудящимися своего свободного времени. Улучшается коммунально-бытовое, медицинское обслуживание населения, состояние торговли в городе и на селе. Ставится и решается задача превратить службу быта в одну из крупных, технически оснащённых отраслей народного хозяйства. Все это позволит ещё более сблизить уровень жизни сельского и городского населения при одновременном общем повышении уровня жизни в нашей стране.

В процессе перерастания социализма в коммунизм на основе бурного развития производительных сил произойдут глубокие изменения и в области быта. Социалистический быт постепенно превратится в быт коммунистического общества. Коммунистический быт предполагает полное удовлетворение материальных и духовных потребностей всесторонне развитых людей, широкое применение общественных форм удовлетворения запросов и нужд трудящихся – общественного питания, различных детских учреждений, санаторно-оздоровительных, культурно-бытовых очагов. Он предполагает также выравнивание условий жизни и быта тружеников города и деревни, работников умственного и физического труда.

Переход к новому быту не ограничивается созданием разнообразных материальных благ и бытовых условий, достойных строителей коммунистического общества. Наряду с этим предстоит провести большую работу по дальнейшему воспитанию всех членов общества в духе научного миропонимания и коммунистической морали, чтобы каждый из них, активно участвуя в труде на благо Родины, умел в то же время правильно, с высоким сознанием пользоваться материальными и духовными ценностями, созданными коллективным трудом, последовательно и добровольно соблюдать в большом и малом нормы морали и социалистического общежития.

Черты коммунистического быта все ярче выступают в социалистическом обществе уже в современных условиях. Укреплению нового, коммунистического в нашем быту способствует идеологическая и организаторская работа партии. В свою очередь развитие коммунистических форм быта оказывает и будет все более оказывать непосредственное влияние на темпы роста общественного производства и тем самым ускорять наше движение к коммунизму.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Как возникли племя, народность, нация?

2. В чем состоит сущность пролетарского интернационализма?

3. Каковы пути сближения и расцвета наций в условиях социализма и строительства коммунизма?

4. Какие черты свойственны социалистической семье и быту?

 

ГЛАВА IX. ОБЩЕСТВЕННЫЕ КЛАССЫ

Рассматривая исторические формы общности людей, мы пришли к выводу, что ни народности, ни нации не являются однородными, едиными по своему социальному составу, что они включают в себя различные классы, группы и социальные слои, которые в своей совокупности образуют классовую структуру общества. Марксистско-ленинское учение о классах и ставит своей задачей выяснить, что такое классы и классовая борьба, в силу каких причин общество делится на различные классы и какие между ними существуют отношения, как в процессе общественного развития происходит смена одних классов другими, каковы пути преодоления классовых противоположностей и классовых различий. Особенно важное значение марксистское учение о классах имеет в наше время, когда советские люди практически, на деле решают грандиозную задачу создания бесклассового коммунистического общества.

 


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 888; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!