Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 209 страница
видели кровавую бойню 9 января. «Кровавое воскресенье» - одна из колоссальнейших глупостей, когда-либо совершенных царским правительством, усилило рост политического сознания многих рабочих. Это был момент истины, который лучше всех листовок объяснил ситуацию. Вскоре после этого на нескольких фабриках работниц избрали в комиссию по расследованию траге дии, и когда правительство отказалось вести эту работу, группа разъяренных женщин выразила протест от имени всего женского населения столицы. Продолжавшиеся забастовки, демонстрации и выборы в петербургский Совет вовлекали в политический водово рот все большее количество работниц. Уличные митинги пыта лись проводить даже кухарки; когда же полиция разогнала их, они направились в баню и там вновь продолжили дискуссии под защи той своей наготы. В Иваново-Вознесенске и крупнейшей из ко гда-либо проходивших до этого времени забастовке приняло уча стие около 11 000 ткачих. В московском восстании работницы бок
|
|
|
|
бок с интеллигентками производили разведку, оказывали меди цинскую помощь, строили баррикады и участвовали в боях1.
На пике забастовочного движения социал-демократы издали шестнадцатистраничную брошюру «Женская доля», демонстриро вавшую по их мнению путь превращения невежественной фабрич ной работницы в сознательную революционерку. Его героиня - Митревна - жалкое создание, которое ютится с четырьмя детьми в тесном подвале и работает на фабрике, где женщины еле сдержи ваются, чтобы не плюнуть в морду толстого начальника, лапающе го их. Вспыхивает война, затем революция; после всех этих пере дряг возвращается муж и объясняет ей, что помимо их мрачной жизни есть еще и огромный мир политики и революции. Брошюра настоятельно советовала работницам нести революционное слово далБше («вы, женщины, понимаете друг друга лучше») и заканчи валась традиционным призывом к «борьбе на стороне мужей и братьев». Трудно сказать, скольких женщин подобные призывы
|
|
|
|
Сердитова С. Большевики в борьбе за женские пролетарские массы (1903 - февраль 1917 г.) М., 1959. С. 35; Союз женщин. 1907. Июнь-июль. С. 11; Первый жен ский календарь. Т. 8. С. 392; Шишкин ВЛ. Так складывалась революционная мораль: Исторический очерк. М., 1967. С. 282; Женщины города Ленина. Л., 1963. С. 33.
338
подвигли к участию в забастовках и партийной работе, особенно если учесть, что многие из них не умели читать. Но есть пример простой работницы, изменившейся после прочтения романа Горь кого «Мать»; или другой пример, когда женщина-работница была вовлечена в революционное движение, благодаря дружеской атмо сфере равноправия в рабочем клубе. Однако по прошествии како го-то времени, как мы можем увидеть, все больше и больше работ ниц оказались под влиянием Слуцкой, Сталь, Коллонтай - факт, возможно, свидетельствующий, что женщины действительно «по нимают друг друга лучше»1.
Все это объясняет, почему после 1905 г. такие женщины-рево-люционерки, как Коллонтай, тратили силы на развертывание движения по привлечению работниц в партию или, по крайней мере, добивались того, чтобы те понимали партийные установки. Потенциал пролетарских активисток был чрезвычайно высок. Однако способы вовлечения женщин в революционное движение были бессистемны, в то время как пропаганда и деятельность фе министок была у всех на слуху и на виду.
Поскольку в последующих событиях ведущую роль будет иг рать Александра Коллонтай, то здесь необходимо более подробно рассказать о ранних этапах ее жизни. Она родилась в 1872 г. в Пе тербурге. Ее отец, Михаил Домонтович, был успешно продвигав шимся по службе офицером; а мать - наполовину русская, напо ловину финка - дочерью богатого торговца пиломатериалами. Всегда просторные дома семьи Домонтовичей были полны книг и прислуги. Михаил Домонтович отличился во время русско-турец-кой войны 1877 г., после чего был назначен в русский штаб в Со фии, куда в 1878 г. перебралась вся семья. «Там, - писала Коллон тай несколько лет спустя, - я начала наблюдать и думать. Там стал складываться мой характер». Став свидетельницей того, как груп пу болгарских партизан вели на казнь, она сказала не свойствен ные ее возрасту слова: «Когда я сама и все дети партизан вырастут, мы уничтожим все жестокости и глупости взрослых»2.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!