Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 206 страница
Крупская Н.К. Женщина-работница. 1901. С. 2-7,15-18. Поврежденная копияоригинала хранится в Международном Институте Социальной Истории в Ам стердаме.
Имеется в виду нелегальный бизнес по содержанию грудных младенцев част ными кормилицами за определенную плату, основная цель которых была умо рить ребенка голодом, то есть -«отправить его к ангелам». Несмотря на то, что по добного рода бизнес преследовался полицией, периодически подобные «фабри ки ангелов» возникали в российских городах. Более подробно об этом см.: Круп ская Н.К. Женщина-работница. 1901. - Прим. ред.
|
|
Крупская НЖ. Женщина-работница. С. 7-10,19-20.
333
Сегодня читателю, чья восприимчивость притупилась за семь десят лет политических и общественных разглагольствований, возможно, будет трудно проникнуться мечтами, содержащимися
этой книге. Однако эту работу следует оценивать с позиции ее современников. С этой точки зрения становится понятным, поче му небольшая брошюра Крупской сыграла решающую роль в ис тории женского социалистического движения. В Европе она за няла бы место в длинном ряду подобных работ; в России же это было единичным достижением. После того как книга была отпе чатана за границей в типографии газеты «Искра», она была кон трабандным путем переправлена назад в Россию, где широко ис пользовалась для пропаганды среди рабочих и несколько лет (за исключением краткого периода легального появления на свет в 1905 г.) циркулировала в подпольных кругах, подписанная псев донимом «Саблин». До 1909 г., когда появились «Социальные ос новы...» Коллонтай, это произведение было единственным мар ксистским обоснованием женского вопроса в России. Кроме того, она была одной из немногих популярных работ по данной про блеме (небольшого объема, формата, легко читаемая), вплоть до издания в 1914 г. первого русского марксистского журнала, по священного женщинам. Если посмотреть еще шире, то «Женщи на-работница» очевидно была первым революционным призы вом к женщинам, написанным русским человеком (и впервые русской женщиной), начиная с 1870-х годов.
|
|
|
|
|
|
Благодаря «Женщине-работнице» Крупской русские соци ал-демократы начали уделять внимание данной проблеме. От-цы-основатели русского марксизма в своих работах практически не рассматривали ее. В программе «Группы освобождения труда» (1884) говорилось о равном праве голоса для всех граждан вне зависимости от вероисповедания и национальности, но ничего не было сказано о. различиях между полами. Вы можете просмот реть работы Плеханова, Дейча, Аксельрода, Засулич, но ничего важного о женщинах не найдете. Частично это объясняется под спудным чувством русских революционеров, что проблема уже «решена» и ниже их достоинства повторять b поддержке женских прав. Однако к началу XX в. пришло время добавить несколько новых деталей. В то время, когда Крупская писала свою брошю ру (1899), Ленин предложил добавить к черновику партийной программы, оказавшейся у него в руках, слова «введение полного равенства мужских и женских прав». Это было сделано в 1903 г. на втором съезде партии, последний вариант программы которой призывал к равенству полов в гражданской, политической и об разовательной сферах. Кроме того, программа требовала запрета
334
на труд работниц во вредных отраслях производства, десятине дельного отпуска по беременности, создания при фабриках дет ских яслей, а также назначения женщин на должность фабрич ных инспекторов.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!