Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 213 страница



 

1 Коллонтай AM . Автобиографический очерк. С. 268; Она же. Социальные ос­ новы женского вопроса. С. 95,301; ИткинаАМ. Указ. соч. С. 31.


 

344


блюдения за событиями на конференции и разговоры с Цеткин еще больше убедили Коллонтай в необходимости проведения специальной работы среди работниц. Вернувшись в Россию, она столкнулась с равнодушием и даже враждебностью социал-де­ мократов и революционерок предшествующего поколения, ко­ торые усмотрели в ее желании «пагубную тенденцию к феми­ низму». Это ошибочное, но тем не менее дискредитирующее обвинение будет вплоть до 1930 г. преследовать социалисток. Петербургский комитет неохотно согласился предоставить Кол­ лонтай помещение для собрания; однако, когда она приехала, то обнаружила, что закрытые двери украшены надписью, которая гласила «Собрание только для женщин отменено. Завтра собра­ ние только для мужчин»1.

 

Весной 1907 г. Коллонтай сумела найти в Союзе текстильных рабочих, состоявшем в основном из женщин, более широкий круг сторонниц. Под его эгидой, в ответ на кадетские и феминистские собрания, она организовала ряд ^анятий, замаскированных под популярные лекции о гигиене материнства, об английских жен­ ских клубах и т.п. На этих встречах, несмотря на надзор полиции, она достаточно быстро перешла к темам социальной эксплуата­ ции и освобождения. Поэтому, когда Коллонтай ушла слишком далеко от заявленной темы, полиция разогнала собрание. Осенью 1907 г., после посещения международной встречи социалисток в Штутгарте, ее желание Создать женскую организацию еще боль­ ше усилилось. Однако по возвращении в Россию выяснилось, что правительство перешло в наступление - началась реакция. О крупных собраниях не могло быть и речи; поэтому, позаимство­ вав идею у феминисток, она организовала легальный женский клуб под названием Общество взаимопомощи работниц. Одной из сотрудниц клуба была пятнадцатилетняя наборщица Клавдия Николаева, которая впоследствии сменила Коллонтай на посту главы организации женщин Советской России. Количество чле­ нов достигло 300, но уже к следующей весне солидарность между представительницами интеллигенции и работницами исчезла. Интеллигентки были основательницами клуба и работали в нем

 

качестве библиотекарей и лекторов. Небольшая группа работ­ ниц стала^ требовать их исключения. Чтобы избежать раскола, Коллонтай сложила с себя полномочия, не оставив нам никакого свидетельства о том, как она оценивала этот конфликт. К этому клубу, который не был партийной организацией, петербургский

 

1 Коллонтай А.М. Автобиографический очерк. С. 270, 272; Она же. К истории движения работниц в России. Харьков, 1920. С. 15-16.


 

345


комитет РСДРП относился не иначе, как с презрением. Однако к концу революции 1905-1907 гг. именно социал-демократы пре­ успели в создании женского движения1.

 

Итог этих событий приходится на 1908 г. Услышав о планах феминисток созвать Первый всероссийский съезд женщин, пе­ тербургский комитет поручил некоторым своим членам подгото­ вить делегацию на съезд. Возглавлять делегацию должна была большевичка Прасковья Куделли, бывшая народница и бесту­ жевка. И хотя Коллонтай проигнорировали, она, тем не менее, сыграла решающую роль в этом деле. Чтобы идеологически воо­ ружить своих сторонниц, несколько следующих месяцев она про­ вела за написанием своей главной теоретической работы «Соци­ альные основы женского вопроса», которая была напечатана только по окончании съезда. Завершив осенью 1908 г. книгу, Коллонтай приступила к подготовке работниц-делегаток, кото­ рые были избраны на съезд через фабричные профсоюзные орга­ низации. Чтобы избежать помех со стороны полиции, она маски­ ровала собрания под именины, швейные кружки, беседы о вреде корсетов для здоровья. За два месяца она выступила на пятиде­ сяти двух подобных встречах. Также она посещала собрания фе­ министок с целью подорвать единство их рядов. После того как она побывала у Философовой, бедная женщина была вынуждена даже окропить святой водой свою квартиру, чтобы изгнать рево­ люционный дух Коллонтай из своего дома. К началу съезда ее уже люто ненавидели многие феминистки, одна из которых гово­ рила о ней не иначе как «эта ужасная Коллонтайша»2.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!