Определения, обозначения и сокращения



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный институт культуры»

Кафедра Режиссуры театрализованных представлений и праздников

 

УДК 378.22:791.6

ББК 74.48:85.34Я7

К592

В672

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) БАКАЛАВРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 51.03.05 «РЕЖИССУРА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ»

 

Методическое пособие

 

 

© Козлова Р. П.

© Волегов П. Г.

 

Пермь 2017


 

Пособие по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы бакалавра (далее — ВКР) составлено в соответствии с:

¾ действующим законодательством Российской Федерации в области образования;

¾  нормативными документами Минобрнауки РФ, регламентирующими государственную итоговую аттестацию выпускников высших учебных заведений;

¾ государственными образовательными стандартами высшего образования и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования;

¾ Уставом и локальными актами ПГИК.

В пособии отражен личный опыт составителя по анализу типичных ошибок студентов, допускаемых при написании ВКР, предлагаются способы их преодоления.

Составитель будет благодарен читателям за любые замечания и пожелания, которые помогут улучшить качество данного пособия.

Адрес для отзывов, комментариев, пожеланий: rphka@yandex.ru с пометкой «Козловой Р. П.»


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 
 

Общие положения

6
 

Типы ВКР

6
 

Цель и задачи ВКР

7

ЭТАПЫ РАБОТЫ

7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ВКР 

13

РУКОВОДСТВО ВКР

14

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР

14

ТРЕБОВАНИЯ К ВКР

15

ОБЪЕМ ВКР

16

СТРУКТУРА ВКР

16
 

Обложка

17
 

Титульный лист

17
 

Оглавление/Содержание

18
 

Определения, обозначения и сокращения

22
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Общие положения 23
    Структура Введения 23
    Актуальность 24
    Цель исследования 25
    Задачи 26
    Объект и предмет исследования 29
    База исследования 30
   

Теоретико-методологическая основа исследования

31
    Методы исследования 33
    Практическая значимость 35
   

Заключительные положения Введения

36
   

Важные требования, которые предъявляются к Введению

37
 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ и ее СОДЕРЖАНИЕ

 
    Общие положения 38
    Структура основной части 38
    Содержание Первой главы (I) 42
    Содержание Второй главы (II 43
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47
 

СПИСКИ ИСТОЧНИКОВ МАТЕРИАЛА И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

48
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

50
 

ПРИМЕЧАНИЯ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

54
 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УКАЗАТЕЛИ (не обязательны)

59

ТРЕБОВАНИЯ К ЯЗЫКУ ВКР

59

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВКР 

66

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАТИРОВАНИЮ ВКР

67

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СЦЕНАРИЯ  

79

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МОНТАЖНОГО ЛИСТА И ПАРТИТУР (МУЗЫКАЛЬНОЙ, СВЕТОВОЙ, ВИДЕО)

83

СРОКИ И УСЛОВИЯ СДАЧИ ВКР БАКАЛАВРА НА КАФЕДРУ С ЦЕЛЬЮ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЗАЩИТЫ

89

ЗАЩИТА ВКР

 
 

Порядок защиты

93
 

Презентация

93
 

Структура доклада студента на защите ВКР

94

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВКР

94

ПРИЛОЖЕНИЯ

96
 

Приложение 1. Образец заявления по корректировке темы ВКР 

98
 

Приложение 2. Примерные темы ВКР 

100
 

Приложение 3. Оформление обложки

101
 

Приложение 4. Оформление титульного листа

102
 

Приложение 5. Примеры оформления источников 

103
 

Приложение 6. Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу

109
 

Приложение 7. Акт приемки выпускной квалификационной постановки 

112
 

Приложение 8. Примерные объемы структурных элементов ВКР

 

113

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Общие положения

Выполнение ВКР является заключительным этапом обучения студента в вузе. ВКР специалиста представляет собой самостоятельное исследование, связанное с разработкой теоретических, прикладных, научно-методических проблем, обусловленных особенностями выбранного направления подготовки.

ВКР – это результат четырехлетнего (пятилетнего – для специалитета) обучения в институте и связанной с темой диплома научно-исследовательской, педагогической, просветительской, режиссерской и иной практической деятельности, в процессе которой выпускник института решает общественно-значимые, профессиональные, теоретические, методические и организационные проблемы вовлечения людей в мир культуры и стимулирования их социально-культурной активности.

ВКР бакалавра (бакалаврская работа) — законченное исследование на заданную тему по учебной программе высшего образования, написанное лично обучающимся (несколькими обучающимися совместно) под руководством руководителя, содержащее элементы научного исследования и свидетельствующее об умении автора(ов) работать с литературой, различными информационными источниками, обобщать и анализировать фактический материал; демонстрирующее владение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, приобретенными при освоении образовательной программы.

Типы ВКР

В зависимости от уровня освоения образовательной программы и научных интересов обучающийся может выбрать один из типов ВКР:

¾ научно-исследовательская ВКР, которая предполагает описание или обозначение актуальной научной проблематики и исследование конкретного предметного материала в русле заявленной научной проблематики. В ВКР должно проявиться знание автором основных методов исследования, умение их применять, владение научным стилем речи. Такого рода работа является заявкой на продолжение научного исследования в магистратуре научного профиля;

¾ ВКР прикладная может представлять собой применение конкретной научной технологии анализа или описания неисследованного ранее или недостаточно изученного материала, материала, востребованного в социально-культурной сфере.

В целом, ВКР ориентирована на применение полученных знаний и умений в границах профессионального поля деятельности, поэтому она представляет собой, прежде всего, практико-ориентированное исследование, направленное на постановку и решение актуальных проблем в социально-культурной сфере.

Цель и задачи ВКР

Цель ВКР – внести самостоятельный вклад в совершенствование теории, технологии организации и режиссуры театрализованных представлений, дающего право считать себя специалистом высшей квалификации в режиссуре.

Задачи ВКР:

¾ систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по изучаемым дисциплинам, формирование навыков применения этих знаний в практической деятельности;

¾ развитие навыков самостоятельной работы и овладение методами теоретических и прикладных исследований;

¾ овладение методами, приёмами систематизации и анализа теоретических и практических данных по теме исследования;

¾ приобретение умений обобщать и формировать важнейшие положения и выводы, вытекающие из полученных результатов, публично защищать их.

ВКР определяет степень подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой ему квалификацией.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

№ п/п

Содержание этапа

Сроки исполнения

Ответственный

Примечание

д /о з /о
1. Разработка тем ВКР До 15 октября До 15 апреля Кафедра Художественным руководителям ознакомить студентов со списком тем
2. Определиться с местом (с базой) постановки ВКР и заказчиком: предприятие, учреждение, организация, органы власти До 15 ноября До 15 мая Студент  
3. Выбор темы ВКР из предложенного кафедрой списка или предложить свою тему (вне предложенного кафедрой списка) До 01 декабря До 01 июня Студент Сообщить художественному руководителю

 

4. Утверждение руководителей ВКР (и/или): из числа преподавателей кафедры РТП, из числа преподавателей других кафедр, консультанта по конкретному направлению ВКР (при необходимости) До 07 декабря До 07 июня Кафедра Распоряжение по факультету
5. Утверждение тем ВКР на Совете факультета.   15 декабря 15 июня Кафедра При исключительных обстоятельств тема ВКР может быть изменена. В данном случае студент должен сообщить об этом научному руководителю и написать заявление на имя заведующего выпускающей кафедрой (Приложение 1).
6. Разработка содержания, цели, задач, объекта, предмета, методов и методологической основы ВКР До 30 декабря До 30 июня Студент Согласовать с научным руководителем
7. Сбор и анализ первичной информации. До 30 января До 30 июля Студент  
8. Написание теоретической части ВКР До 15 марта До 15 сентября Студент Не реже 1 раза в 2 недели докладывать научному руководителю об этапах написания теоретической части ВКР и сдавать на проверку по требованию научного руководителя.
9. Разработка и воплощение практической части ВКР

По графику заказчика

Студент  
10. Написание практической части ВКР: сценарно-режиссерская разработка До 15 мая До 15 ноября Студент  
11. Оформление ВКР и представление научному руководителю (за 1 месяц до даты начала итоговой государственной аттестации (ИГА)). До 15 мая До 15 декабря Студент  
12. Проверка по системе «Антиплагиат». До 15 мая До 15 декабря Научный руководитель (Кафедра) Допустимый объем заимствования составляет 30%, оригинальный текст — 70%. Срок проверки — 2 дня с момента подачи на проверку

 

13.

Финальное оформление ВКР и представление на отзыв и рецензирование

за месяц до начала ИГА

Студент

В сброшюрованном виде с обязательным электронным вариантом ВКР сдается на кафедру

До 15 мая До 15 декабря
14. Рецензирование / написание отзывов

За 12 дней до защиты

Научный руководитель / Рецензент  
15. Ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией(ями)

не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты ВКР

Студент  
16. Предзащита ВКР (с презентацией защиты)

За 10 дней до защиты

Студент  
17. Доработка замечаний к защите

За 3 – 5 дней до защиты

Студент  
18. Передача ВКР, отзыва и рецензии(ий) в государственную экзаменационную комиссию

Не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты ВКР

Студент  
19. Защита ВКР.  

По графику учебного процесса

Студент  
           

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ВКР

 

Темы ВКР разрабатываются выпускающими кафедрами, рассматриваются Советом факультета и утверждаются распоряжением по факультету, как правило, не позднее чем за 6 месяцев до даты начала ИГА (Приложение 2. Примерные темы ВКР).

В основе выбора темы лежит единство специальных требований образовательной программы, социального заказа на разработку данной актуальной проблемы и индивидуальный интерес автора работы.

При разработке тематики ВКР, в первую очередь, учитываются конкретные запросы учреждений и организаций социально-культурной сферы (социальный заказ). Очень важно, чтобы темы ВКР представляли интерес для практики и, по возможности, отражали круг проблем, решаемых федеральными, региональными или муниципальными программами развития культуры.

Обобщая сказанное, можно сформулировать следующие требования к выбору темы ВКР:

¾ следует выбирать тему, которая представляет собой практическую направленность исследования и содержит элементы новизны;

¾ не следует брать общие темы или темы, которые давно и хорошо разработаны;

¾ при выборе темы ВКР необходимо учитывать степень подготовленности ее автора, его «предварительный багаж», позволяющий или не позволяющий эффективно решать поставленные задачи;

¾ выбирая тему, желательно объективно представлять реальность выполнения намеченной работы, ее объем, срок, доступность источников, наличие экспериментальной базы.

Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности её разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

Темы ВКР могут поступать от предприятий, учреждений, организаций, органов власти.

Студент имеет право по письменному заявлению обратиться к заведующему выпускающей кафедрой с просьбой об изменении или корректировке темы ВКР по объективным причинам (Приложение 1. Образец заявления по корректировке темы ВКР) не позднее, чем за полгода до даты защиты.

РУКОВОДСТВО ВКР

 

Руководители ВКР назначаются из числа квалифицированных преподавателей кафедры Режиссуры театрализованных представлений и праздников (имеющих ученую степень и/или ученое звание), утверждаются распоряжением по факультету не позднее, чем за 6 месяцев до даты начала ИГА.

При необходимости по решению Совета факультета руководство может осуществляться преподавателями других кафедр института.

Кафедрам предоставляется право приглашать консультантов по определённым разделам работы из числа преподавателей, научных сотрудников кафедр института, а также высококвалифицированных специалистов учебных, научных, творческих учреждений и организаций (без увеличения общего количества часов учебной нагрузки).

 

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР

На выполнение ВКР и её оформление отводится время, предусмотренное учебными планами.

ВКР может осуществляться:

¾ непосредственно в институте по заказу ректората с предоставлением рабочего места, необходимого оборудования, технических средств и иной материально-технической базы;

¾ на базе других учебных, научных, творческих и прочих учреждений.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВКР:

 

Общие положения

Конкретные требования объёму, структуре, содержанию и оформлению ВКР устанавливают выпускающие кафедры с учетом требований ГОСТ 7. 32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. — введ. впервые

К ВКР предъявляются следующие требования:

¾ соответствие темы ВКР и ее содержания требованиям образовательного стандарта;

¾ соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность;

¾ актуальность исследуемой проблемы;

¾ широта кругозора выпускника и уровень его общей культуры (степень использования фундаментальных и специальных знаний, степень отраженности в содержании работы знаний из смежных областей наук, владения новыми информационными технологиями, творческого переосмысления существующей практики, культуре изложения содержания работы и ее оформления и т. д.);

¾ логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на убедительных аргументах;

¾ корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии, научный стиль написания;

¾ возможность использования результатов исследования и/или авторских разработок в практической деятельности и/или в соответствующей образовательной или другой области

¾ достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

¾ оформление работы в соответствии с со стандартами и установленными выпускающей кафедрой требованиями.

 

ОБЪЕМ ВКР

Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и не может влиять на оценку при защите.

Объем ВКР должен составлять 70 – 100 страниц за исключением Обложки и Приложения. В связи с этим, в практической части допускается помещать режиссерскую документацию фрагментами, а полный текст отсылать в Приложение, сделав при этом соответствующую ссылку, а подписывать режиссерскую документацию в основном тексте, употребляя слово «фрагмент» (Приложение 8. Примерные объемы структурных элементов ВКР).

СТРУКТУРА ВКР

ВКР должна содержать следующие структурные элементы:

¾ обложка;

¾ титульный лист;

¾ отчет из системы «антиплагиат», подписанный научным руководителем;

¾ оглавление;

¾ определения, обозначения и сокращения (при необходимости);

¾ введение;

¾ основная часть (состоит из теоретической и практической – проектной – частей);

¾ заключение;

¾ список использованных источников и литературы;

¾ вспомогательные указатели (при необходимости);

¾ приложения.

Обложка

Обложка ВКР должна содержать следующие сведения:

─ полное наименование министерства вуза (Министерство культуры Российской Федерации);

─ полное наименование вуза

─ название темы ВКР (проекта);

─ название вида документа (выпускная квалификационная работа, дипломная работа или дипломный проект);

─ наименование места и год выполнения.

Образец обложки представлен в Приложении 3. Оформление обложки.

 

Титульный лист

Титульный лист ВКР должен содержать следующие сведения:

─ полное наименование министерства, вуза, факультета, кафедры; (4 строки)

─ классификационные индексы УДК, ББК (у каждой работы – свои, уточняются в библиографическом отделе);

─ название темы ВКР;

─ название вида документа (выпускная квалификационная работа);

─ сведения об исполнителе; Ф. И. О. студента, индекс группы;

─ сведения о научном руководителе: Ф. И. О., учёная степень, учёное звание, почетное звание;

─ сведения о консультанте (при необходимости): Ф. И. О., учёная степень, учёное звание, почетное звание;

─ дата допуска к защите,

─ подпись заведующего выпускающей кафедрой с указанием Ф. И. О., учёной степени, учёного звания, почетного звания;

─ наименование места и года выполнения.

Образец представлен в Приложении 4. Оформление титульного листа

 

Оглавление/Содержание

Оглавление/Содержание должно содержать перечень структурных элементов ВКР с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте, в том числе:

─ Введение;

─ Главы, параграфы, пункты, подпункты;

─ Заключение;

─ список использованных источников и литературы;

─ Вспомогательные указатели;

─ Приложения и их наименования.

Основная часть работы[1] традиционно делится на главы, а они в свою очередь могут делиться на параграфы. В этом случае за титульным листом размещается ОГЛАВЛЕНИЕ. Однако если возникает необходимость дальнейшего дробления параграфов на структурные части (ступенчатое деление параграфов на пункты и подпункты), в такой ситуации взамен заголовка ОГЛАВЛЕНИЕ пишут заголовок СОДЕРЖАНИЕ.

При оформлении работы не употребляют ни слово «Глава», ни слово «Параграф» (или соответственно значок «§»), ни слово «Подпараграф», их заменяют арабскими цифрами.

Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (с обозначением раздела, пронумерованного римскими цифрами).

Пример– I., II.

Номер подраздела (параграфа) включает номер раздела и порядковый номер подраздела (параграфа), разделенные точкой (без пробела).

Пример – 1.1., 1.2…, 2.3., 2.4. и т. д.

Дальнейшее членение подраздела на части (пункты) также отражается в его нумерации. –

Пример 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3… 2.3.1, 2.3.2. и т. д.

После номера раздела (главы), подраздела (параграфа), пункта в тексте ставят точку.

Разделы (Главы) и подразделы (параграфы) работы не только нумеруются, они должны иметь заголовки. Заголовки четко и кратко отражают содержание каждой структурной части. Названия подразделов (параграфов) не могут совпадать с названиями разделов (глав), а последние, в свою очередь, не должны повторять названия работы в целом. В противном случае нарушается логика изложения, т. к. часть приравнивается к целому (пример 1).

Пример 1

Тема: ХОРЕОГРАФИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО РЕЖИССУРЫ

Правильно Неправильно
I. ОСНОВЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ   I. ХОРЕОГРАФИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО РЕЖИССУРЫ

 

Правильно

Неправильно
  I . ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИСКУССТВА ХОРЕОГРАФИИ   I . ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИСКУССТВА ХОРЕОГРАФИИ
  1.1. Этапы развития искусства хореографии 1.2.   1.1. История становления искусства хореографии

 

Размещая после каждого раздела выводы, автор может снабдить их соответствующим заголовком (Выводы). В этом случае выводы становятся структурным элементом работы, само это слово помещается в ОГЛАВЛЕНИИ/СОДЕРЖАНИИ с указанием соответствующей страницы, но в отличие от разделов и подразделов выводы не нумеруются (Пример 2, Пример 3).

Пример 2                                                     Пример 3

ОГЛАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ
I . ЗАГОЛОВОК ГЛАВЫ I . ЗАГОЛОВОК ГЛАВЫ
1.1. Заголовок параграфа 1.1. Заголовок параграфа
1.2. Заголовок параграфа 1.1.1. Заголовок пункта
1.3. Заголовок параграфа 1.1.2. Заголовок пункта
Выводы 1.2. Заголовок параграфа
II. ЗАГОЛОВОК ГЛАВЫ 1.3. Заголовок параграфа
2. 1. Заголовок параграфа 1.3.1. Заголовок пункта
1.1. Заголовок параграфа 1.3.2. Заголовок пункта
Выводы 1.3.3. Заголовок пункта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Выводы
  II. ЗАГОЛОВОК ГЛАВЫ
  2.1. Заголовок параграфа
  2. 2. Заголовок параграфа
  2.2.1. Заголовок пункта
  2.2.2. Заголовок пункта
  Выводы
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Примечание: объем пункта не должен быть меньше 1,5 стр.

Если автор не озаглавливает выводы к разделу, он просто отделяет их от основного текста одним межстрочным интервалом. В этом случае в ОГЛАВЛЕНИИ/СОДЕРЖАНИИ слово «выводы» не пишется (Примеры 4, 5)

Пример 4

Пример 5

 

Следует помнить, что заголовки разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов и подпунктов, указанные в СОДЕРЖАНИИ/ОГЛАВЛЕНИИ, должны в точности соответствовать заголовкам тех же структурных частей в самом тексте работы (Пример 6).

Пример 6

Правильно

В Оглавлении:

  В тексте:

I . ОСНОВЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

  I . ОСНОВЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
  1.1.История становления искусства хореографии   1.1.История становления искусства хореографии
  1.2.Хореография на современном этапе   1.2. Хореография на современном этапе
  Выводы   Выводы

Неправильно

В Оглавлении :

  В тексте :

I . ОСНОВЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

  I . ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
  1.1.История становления искусства хореографии   1.3.Становление  искусства хореографии
  1.4.Хореография на современном этапе   1.2. Современная  хореография
  Выводы   Вывод по главе I

 

Оглавление/Содержание оформляется тогда, когда автор закончил создание ВКР. При распечатке окончательного варианта работы лист ОГЛАВЛЕНИЕ/СОДЕРЖАНИЕ печатается в последнюю очередь. Необходимо следить за тем, чтобы номера страниц, на которых начинается каждая структурная часть, были указаны в тексте Оглавления/Содержания без искажения.

Определения, обозначения и сокращения

Структурный элемент «Определения, обозначения и сокращения» содержит определения, необходимые для уточнения или установления терминов, и перечень обозначений и сокращений, используемых в ВКР.

Перечень определений начинают со слов: «В настоящей ВКР применяют следующие термины с соответствующими определениями:», например,

ВКР – выпускная квалификационная работа;

ИГА – итоговая государственная аттестация.

Обозначения и сокращения приводятся в алфавитном порядке.

Требование наличия элемента «Определения, обозначения и сокращения» в структуре ВКР должно быть установлено в рекомендациях по подготовке и защите ВКР, разрабатываемых выпускающей кафедрой.

 

ВВЕДЕНИЕ

Общие положения

Введение – это составляющая часть ВКР (своего рода визитная карточка вашей ВКР), на которую приемная комиссия обращает внимание в первую очередь, поэтому нужно написать ее по всем правилам. Существует несколько общепринятых стандартов, от которых нельзя отступать. К ним относятся:

¾ Размер введения не должен превышать объем в 3 листа формата А4.

¾ Во введении должен быть передан смысл работы, но текст должен быть уникальным.

¾ Прочитав введение, члены комиссии должны понять, о чем пойдет речь в работе.

¾ Текст введения должен быть такого же формата, как текст всей ВКР.

¾ Введение должно быть лаконичным и отражать суть ВКР.

¾ Введение обязательно должно содержать все основные элементы.

Структура Введения

Введение включает:

¾ актуальность темы,

¾ цель исследования

¾ задачи исследования,

¾ объект исследования

¾ предмет исследования,

¾ методы исследования,

¾ методологические основы исследования,

¾ теоретическую и/или практическую значимость.

Актуальность.

Под актуальностью обычно подразумевают значимость исследований для человечества, приоритетность научных и практических разработок в избранной сфере, важность и злободневность темы работы. Самыми актуальными признаются вопросы, которые наиболее остро стоят в современном обществе. Таким образом, актуальность связана с проблемой (от греч. πρόβλημα — преграда, трудность, задача), то есть с противоречивой ситуацией, выступающей в виде противоположности(ей) каких-либо явлений, объектов. Проблема может быть выражена словами «с одной стороны…, с другой стороны…»

Понятие актуальности может рассматриваться в двух аспектах. Так, выделяют:

· теоретический аспект актуальности проблематики. Теоретическая сторона темы из определенной области научного знания предполагает изучение предпосылок и причин, определяющих возникновение проблемы. Исследователь, подготавливающий ВКР, знакомится не только с ранее произошедшими фактическими событиями, но и с новыми фактами, которые позволяют расширить границы толкования его тематики;

· практический аспект актуальности проблематики. Студент, изучая выбранную тему, занимается анализом ее полезности в прикладном смысле. Он ищет способы применения исследуемых положений в современной социокультурной реальности посредством режиссуры театрализованных представлений и праздников. Для этого студенту необходимо выявить узкую проблематику темы, связать ее развитие с текущими политическими, социальными и экономическими условиями общественной жизни, конкретного региона.

Обязательно должны присутствовать следующие слова:

¾ актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем…

¾ или актуальность ВКР заключается (или проявляется) в следующем...

¾ или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными.

¾ или просто: Актуальность. (точка), а потом начинаете с нового предложения (не путать с абзацем) (Пример 7)

Пример 7

Неправильно Правильно
В современных условиях … + еще 2 – 3 абзаца. Актуальность. В наше время заметно… Актуальность. В современных условиях … + еще 2 – 3 абзаца. В наше время заметно…

 

После описания актуальности темы можно написать: актуальность темы ВКР связана со значительным распространением исследуемого явления (конкретизировать) и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области (конкретизировать).

Объем изложения актуальности / проблемы – 1-3 абзаца.

Цель исследования .

Цель исследования определяется исходя из предмета исследования. В общем понимании цель – это представление о результате работы, то есть о конце исследовательской деятельности студента. Цель предопределяет полученные после исследования выводы, изученные теоретические модели, структуры и методики, обусловливает новые явления. Целью считается приоритетное направление исследовательской деятельности.

Задачи .

Задачи – средства (этапы, алгоритм) достижения поставленной цели. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение необходимой литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, сопоставление; построение классификаций; разработка технологий и их реализация и т. д.), решается конкретная исследовательская проблема. Они представляют собой ряд шагов, которые необходимо пройти для получения конечного результата работы по исследованию предмета. Их должно быть несколько, и они должны касаться и теоретической, и практической части. Каждой задаче, как правило, посвящен либо параграф ВКР, поэтому рекомендуется формулировать задачи в соответствии с Оглавлением/Содержанием. Задачи должны иметь четкую и ясную конфигурацию, не допускается наличие двусмысленности и неопределенности.

Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в рекомендациях (при наличии), выводах, и ЗАКЛЮЧЕНИИ.

Формулировать цель и задачи студенту рекомендуется посредством использования ряда глаголов:

¾ выявить;

¾ изучить;

¾ исследовать;

¾ описать;

¾ определить;

¾ разработать;

¾ раскрыть;

¾ рассмотреть;

¾ расширить;

¾ систематизировать;

¾ сформировать;

¾ сформулировать;

¾ уточнить

¾ и т. д.

После указания глагола должна следовать фраза, отсылающая к объекту или предмету исследовательской работы.

Глаголы, отсылающие к методам исследования (например, проанализировать, смоделировать, сравнить и т п.) использовать нельзя.

Рекомендация: скопировать параграфы и переформулировать их как задачи, подставив нужные глаголы (Пример 8, 9)

Пример 8

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАДАЧИ

ВВЕДЕНИЕ

 

I.

СПЕЦИФИКА РЕЖИССУРЫ МАСЛЕНИЦЫ КАК НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА  
 

1.1.

Понятие народного праздника 1. Изучить понятие народного праздника.
 

1.2.

Масленица как народный праздник 2. Дать характеристику Масленице как народному празднику.
 

1.3.

Особенности режиссуры Масленицы как народного праздника 3. Описать особенности режиссуры Масленицы как народного праздника.

II.

РЕЖИССУРА НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА «ЗДРАВСТВУЙ, ДУША НАША МАСЛЕНИЦА!» В МИКРОРАЙОНЕ КРЫМ Г. ПЕРМИ  

 

2.1. Особенности и условия формирования замысла народного праздника Масленица 4. Создать авторский сценарий народного праздника, посвященного Масленице  

 

2.2. Работа режиссера над народным праздником Масленица 5. Осуществить постановку народного праздника «Здравствуй, душа наша Масленица!»  
         

Пример 9

Тема: Режиссерская технология фольклорного фестиваля искусств

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАДАЧИ

ВВЕДЕНИЕ

 

I.

СПЕЦИФИКА ПОСТАНОВКИ ФОЛЬКЛОРНОГО ФЕСТИВАЛЯ  
 

1.1.

Характеристика фольклорного фестиваля искусств 1. Изучить теорию и историю фестиваля искусств Примечание: в данной формулировке заложены 2 подзадачи: · изучить теорию и · изучить историю
 

 

  2. Дать характеристику фестиваля как формы. Примечание: подпункт 1.1. отвечает на 2 задачи.
 

1.2.

Особенность режиссуры фольклорного действа 3. Выявить специфику постановки фестиваля. 4. Раскрыть технологическую цепочку режиссуры фестиваля Примечание: данная (4-я) задача дополняется 6-й задачей. Примечание: один подпункт (1.2) отвечает на 2 задачи.

II.

Сценарно-режиссерская разработка Поволжского межвузовского фестиваля дружбы народов «Земля – планета друзей».  

 

2.1. Особенности и условия формирования замысла Поволжского межвузовского фестиваля дружбы народов «Земля – планета друзей» 5. Создать авторский сценарий Поволжского межвузовского фестиваля дружбы народов «Земля – планета друзей».  

 

2.2. Работа режиссера над воплощением Поволжского межвузовского фестиваля дружбы народов «Земля – планета друзей» 6. Осуществить постановку Поволжского межвузовского фестиваля дружбы народов «Земля – планета друзей».
         

 

Во ВВЕДЕНИИ цель и задачи выглядят так (Пример 10):

Пример 10


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!