Женский идеал в русской литературе



Милые женщины… Как много существует произведений, по­священных вам. Многие авторы создавали замечательные произ­ведения, в которых воспевали женскую красоту и очарование, рассказывали о своем «милом идеале» женщины. В искусстве воз­можно такое чудо, когда художник влюбляется в свое собственное творение. Вероятно, работая над романом «Евгений Онегин», Пушкин любовался образом чудесной девушки, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». Он признается: «Я так люблю Татьяну милую мою». «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…»

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что идеалом женского очарования являются именно «пушкинские девушки». Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капи­танской дочки», Марья Гавриловна из «Метели»… Видимо, Ма­рия — любимое женское имя поэта. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.

Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства — качеств, которые не нравились ему в женщинах. Татьяна не похожа ни на девиц из романов, ни на сестру Ольгу, ни на ее подруг.

Пушкин пишет о своей героине серьезно, уважительно. Он отмечает ее одухотворенность, поэтичность. С пониманием Пуш­кин описывает, как просыпается чувство любви у Татьяны:

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала… кого-нибудь.

И дождалась… Открылись очи;

Она сказала: это он!

На протяжении всего романа мы наблюдаем, с какой теплотой и нежностью рассказывает нам автор о своей героине. Пушкин любит Татьяну, и, пожалуй, нигде это так не чувствуется, как в восьмой главе, где описывается великосветская среда, в кото­рой Татьяна сумела сохранить свою искренность, естествен­ность, живую душу.

Мне кажется, что именно к образу пушкинской Татьяны обратился Л. Толстой при создании образа Наташи Ростовой. При всей разности, в них очень много общего. Но главное в том, что, как и Татьяна, Наташа Ростова по складу своего характера, по образу мыслей, по чувствам, привычкам и поведению была глубоко русским человеком.

Мы не знаем дальнейшего жизненного пути Татьяны Лариной. Но можно не сомневаться, что она, как и Наташа, впоследствии превратится в добропорядочную русскую женщину, заботливую мать для своих детей.

Да, у каждого времени свои идеалы. Но вряд ли сегодня найдется хотя бы один человек, который искренне, положа руку на сердце, признался, что Татьяна Ларина и Наташа Ростова - их идеал. Да и невозможно сегодня быть такими. Слишком глубоко укоренилась в современном обществе эмансипация. На фоне нынешних модниц и красавиц героини Пушкина и Толстого выглядели бы слишком старомодными.

Правда в смирении или в бунте.

В романе «Преступление и наказание» показан путь Раскольникова от бунта к смирению, который лежит через страдания. Проследим этот путь.

Студент Родион Раскольников живет в крайней бедности. Он «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Это духовно богатая личность.

В лице главного героя мы видим бескорыстного и честного человека, мечтающего о совершенстве и гармонии мира. Он умен и горд, его волнуют трудноразрешимые вопросы. Почему одни – умные, добрые, благородные – должны влачить жалкое существование, а другие – ничтожные, подлые, глупые – живут в роскоши и довольстве? Как изменить этот порядок? Кто такой человек: «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои?

Безысходная бедность и постоянная нужда заставили Раскольникова прийти к выводу о том, что общество построено на несправедливости. В его голове рождается чудовищная теория. Он считает, что все люди делятся на две категории: обыкновенные и исключительные. Обыкновенные составляют большинство и подчиняются закону, они живут для того, чтобы рождать себе подобных. Исключительные, как, например, Наполеон, навязывают большинству свою волю. Для них не существует законов, они сами их устанавливают. Если им надо, они могут пойти и на преступление. Раскольникову остается решить, кто он – обыкновенный человек или «властитель судьбы». Имеет ли он право нарушить закон для того, чтобы устроить свою судьбу, облегчить жизнь матери, сестры и других людей? Если он «сильная личность», то он сможет осчастливить «толпу», думает Раскольников.

Раскольников – мыслитель, в котором столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Эти трагические противоречия зарождаются в глубине души героя, а также наряду с ними возникает идея вседозволенности, которая отрицает все доброе, светлое, чистое в герое, одним словом, все самое лучшее. В это время в его сознании происходит разлад, и Раскольников говорит: «Мне жизнь однажды дается, я не хочу дожидаться всеобщего счастья, я и сам хочу жить, я ведь тоже хочу». Но ложный путь, избранный героем романа, приводит его к нравственной пытке.

Бунт Раскольникова против законов общества можно назвать индивидуалистическим. Он не может быть средством решения острых социальных проблем. Тем более их нельзя решить путем насилия. Достоевский же видит выход в распространении идей христианской любви и самопожертвования. Так, Соня тоже «преступила» закон, став проституткой, но сделала это ради любви к своим ближним, ради семьи. Этот путь самоотвержения искупает преступление девушки.

Достоевский осуждает Раскольникова, но в то же время и сочувствует ему. Писатель не может найти выхода из мира зла и страданий, как и его герой. Но сам поиск пути, отрицание насилия, культа «сильной личности», утверждение величия любви к людям сделали роман одним из величайших гуманистических произведений в мировой литературе.

Слов


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 524; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!