Как в творчестве Ахматовой раскрывается тема личности и истории? (Ахматова Анна)



 

ХХ век в истории России был особенно памятен на различные масштабные, эпохальные события, которые не могли не отразиться на творчестве людей того времени. Например, у А.А. Ахматовой историко-социальная тема является одной из ведущих в творчестве. В произведениях поэтессы показано, как лирическая героиня по собственному выбору разделяет тяжелую судьбу своего народа и страны в самые критические минуты. Из этого следует, что по мнению Ахматовой трагедия отдельно взятого человека способна передать трагедию целой эпохи, потому личная и общая история неразрывно связаны в её стихотворениях. Обратимся к стихотворению “Не с теми я, кто бросил землю…”. Оно построено на антитезе между “ними” - эмигрантами - и “нами” - то есть теми, кто после революции 17 года остался в советской России. Лирическая героиня также не бросила свою родину в час нужды, и примененное противопоставление подчеркивает жертвенность и мужественность её выбора.Она особенно выделяет, что “мы ни единого удара не отклонили от себя”. Это говорит о том, что люди действительно пострадали сполна за свой выбор, выплакали все свои слезы, пережив суровые годы Гражданской войны, но не склонились под тяжестью обстоятельств. Стоит отметить, что по отношению к “невольным эмигрантам” Ахматова употрябляет литоту, тем самым сужая акцент на одном абстрактном изгнаннике, символизирующем многих реальных людей. Слова же “И знаем, что в оценке поздней/Оправдан будет каждый час…”доказывают, что симпатии автора и правда жизни всегда будут на стороне тех, кто хоть и сгубил “в глухом чаду пожара остаток юности” ради своей страны, но всё же остался верен себе. Рассмотрим стихотворение “Когда в тоске самоубийства…”. Из исторического контекста мы понимаем, что речь в произведении идет о событиях 1917 года. Над столицей нависла угроза немецкого нападения, общество тонет в пороках и праздном веселье, и трагедия кажется неизбежной, потому единственным выходом кажется бегство. Некий абстрактный “голос”, олицетворяющий эмигрантов, зовет и манит лирическую героиню, призывая покинуть Россию, обещая новую жизнь за границей: “Я кровь от рук твоих отмою, /Из сердца выну черный стыд”. Но героиня делает свой выбор - она принимает судьбу своей страны и решает остаться с ней до конца. При этом вместо её ответа мы видим простой, но говорящий о многом жест- “руками я замкнула слух”. Через него поэтессса показывает, что люди, променявшие родину на покой, готовые обманывать и льстить, недостойны даже слов в свой адрес. Возьмем в пример ещё одно стихотворение- “Мужество”. Написанное в 1942 году, оно посвящено Великой Отечественной Войне и великой жертве советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Ахматова, свидетельница тех лет, берет на себя смелость писать от лица всех людей, сражавшихся тогда за свою родину. Лирическая героиня произведения понимает, что настал тот переломный момент истории, показанный в метафоре “час мужества”, когда судьба всей страны зависела от действий каждого конкретного человека. Именно поэтому она говорит обобщенное “мы”, проводя мысль о единстве страны перед лицом такой ужасающего испытания. Итак, в лирике Ахматовой история целого народа и история отдельной личности тесно переплетены и полно раскрываются лишь во взаимодействии друг с другом. На примере лирической героини поэтесса раскрывает трагедию целой страны во время самых серьезных потрясений. По мнению Ахматовой, только будучи верным себе и своим принципам можно противостоять ударам судьбы и оставаться правым.

 

Как в поэме Ахматовой «Реквием» изображается историческая эпоха и раскрывается тема памяти? (Ахматова Анна)

 

В поэме Анны Ахматовой «Реквием» изображается трудная для поэта и страны эпоха. Весь трагизм того времени воплощен в страданиях лирической героини. Бесконечные доносы, аресты и расстрелы разрушили семьи тысяч людей. Ленинград «ненужным привеском болтался» возле тюрем, куда ссылали «врагов народа». С приходом «темного» времени город утратил свое первостепенное значение культурной столицы, он начал восприниматься как место лишения свободы. Особое внимание обращает на себя цветовая гамма поэмы: «…черных марусь...черные сукна…ночь» - отсутствие ярких красок, беспросветная чернота и мрак олицетворяют всю безнадежность, в которой находились народ и страна в ту эпоху. Тогда было не разобрать, «кто зверь, кто человек», без суда и следствия наказывали всех, кто только вызывал подозрения. Не повезло и семье Анны Ахматовой. Одним из незаконно репрессированных «врагов народа» был ее сын, Лев Гумилёв. «Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть» - лирическая героиня в отчаянии, но помощи просить не у кого. Единственный выход справиться с приговором судьбы – «память до конца убить» и «снова научиться жить». Говоря о страданиях лирической героини, поэт использует эпитет «окаменелое», чтобы подчеркнуть воцарившуюся на душе пустоту. «Магдалина билась и рыдала… а туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел…» - евангельские образы превратили горе Ахматовой в трагедию всего народа, угнетенного «большим террором». Во второй части эпилога поэмы Ахматова раскрывает тему памяти. Поэт – это защитник гражданской воли, голос, которым «кричит стомильонный народ». Лирическая героиня дает согласие на воздвижение памятника в ее честь «ни около моря…ни в царском саду…а здесь, где стояла я триста часов». Даже после смерти она боится забыть «громыханье черных марусь», потому что с этими воспоминаниями связана целая эпоха в истории нашей страны. Это было поистине трагичное время для всего народа. И пока «тихо идут по Неве корабли», память о страшных событиях прошлого продолжает жить.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!