Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (Гоголь Н. В.)



 

Гоголь считал Хлестакова самым сложным образом в комедии. Главный герой «Ревизора» - пустейший и презираемый окружающими мелкий чиновник. Отец с легкостью может оттаскать великовозрастную детину за вихры и даже слуга проявляет к молодому барину явное неуважение. Хлестаков желает жить в праздности, но мизерный оклад канцелярского служащего не способен обеспечить даже сносного существования. Иван Александрович недоволен бедственным положением и глубоко в душе презирает себя, осознавая собственное ничтожество. Однако лень и глупость не позволяют ему поменять привычный ход вещей. Он уверен, что не упустит шанса попасть «из грязи в князи», просто не представляется удобного случая. Такими рассуждениями герой оправдывает свою скромную персону, успокаивающие мысли позволяют ему чувствовать себя «значительным лицом». Окружающий мир непонятен герою: его манит праздная жизнь петербургской верхушки, но он не способен постичь, чем заняты министры, как живет и что пишет «друг» Пушкин. Хлестаков воспринимает поэта просто как более везучего человека. Он откровенно глуп, поэтому не смог в полной мере насладиться счастливой случайностью, когда в уездном городке его ошибочно приняли за важную особу. С другой стороны, продуманная ложь вряд ли ввела бы в заблуждение опытного городничего. Но в чистосердечности проигравшегося в пух болвана невозможно было заподозрить хитрости. Неспособность к сознательной лжи – одна из черт характера Хлестакова. Из-за легкомысленности и внутренней пустоты поведение героя совершенно нельзя предугадать: он ведет себя как «получается», не думая о последствиях слов и действий. Но по авторскому замыслу каждому из персонажей пьесы присущи черты хлестаковщины, поэтому собранные воедино действующие лица выглядят комично. Противоречивый образ Хлестакова – гениальная находка Гоголя. Этот герой олицетворяет собой нерасторжимое единение «значительности» и ничтожества, наглости и наивности, честолюбивых претензий и внутренней пустоты. В фигуре «ревизора» автор художественно обобщил концентрацию черт эпохи современности. В своем творении Гоголь показал их с огромной силой, а образы его персонажей стали художественными типами, дающими исчерпывающее понятие о социальных явлениях того времени.


Какое место в системе образов занимает семья Мармеладовых? (Достоевский Ф. М.)

 

Изначально Ф.М.Достоевский планировал строить сюжет своего знаменитого социально-психологического романа вокруг семейства Мармеладовых. Произведение должно было носить название «Пьяненькие», но позже автор изменил сюжетную линию и озаглавил его «Преступление и наказание». Мармеладовым в романе уделено немало внимания, их семейство является одним из основных образов. Какую авторскую задумку воплощают эти персонажи? Ответ на этот вопрос заключается в фигурах самих членов семьи. Глава семейства является бывшим чиновником. Семен Захарович пропил состояние и опустился на социальное дно. В итоге он существует за счет обворовывания семьи и родной дочери, торгующей своим телом. Мармеладов чувствует вину перед семейством, но не в силах побороть пагубные привычки. Вместо того чтобы взять себя в руки и вытянуть жену и детей из нищеты, он погибает под копытами лошади. Жене Мармеладова также уготована трагическая судьба. Катерина Ивановна – гордая и образованная женщина вынуждена терпеть унижения от опустившегося мужа и прозябать в нищете. У нее развивается чахотка и в конечном итоге болезнь сводит ее в могилу. Бедственное положение семьи вынуждает дочь Мармеладовых заниматься проституцией. Добрая и отзывчивая девушка терпит нравственную гибель. Но именно ей Достоевский отводит роль ангела-спасителя для Родиона Раскольникова. Встреча с Соней стала для бывшего студента поворотным моментом в жизни. Девушка убедила Родиона в несостоятельности придуманной им теории о делении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Она объяснила безрассудность борьбы с насилием теми же методами. Единственный способ оставаться человеком – иметь веру и чистоту души. В ее риторическом вопросе: «Что же бы я без бога-то была?», заложен глубокий смысл. Греховное ремесло не помещало ей сохранить милосердие и сострадание к людям. В итоге Соня поддерживала Родиона на протяжении всего периода его духовного возрождения. И даже на каторгу в Сибирь за ним отправилась. На фоне семейной драмы Мармеладовых глубже раскрывается образ самого Раскольникова. Одновременно автор показывает мир «маленьких» людей, доведенных обстоятельствами до нищеты и унижения, хотя в своем естестве они не так уж плохи. Судьба семейства Мармеладовых стала отражением царящего в обществе равнодушия, толкающего людей на преступления против самих себя.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 647; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!