Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардовского?



 

Периодом начала литературного творчества А. Твардовского стала середина 20-х годов. Его ранние произведения были посвящены воспеванию деревенской жизни, колхозного устройства. Одна его ранняя поэма получила название “Путь к социализму”. Страшно становится при прочтении этих стихов сегодня оттого, что открылась жестокая правда, связанная с коллективизацией. И в особенности, с учетом того факта биографии Твардовского, который указывает на принадлежность писателя к роду деревенского кузнеца. Местом рождения Твардовского стал смоленский хутор Загорье. В этот период отец его, умелец и труженик Трифон Твардовский, а также вся семья нежданно стали объектом для раскулачивания. Они были сосланы на Север. Правда, стихи, написанные рукой сына “кулака”, не содержат трагических мотивов по этому поводу. Литератор занимался написанием собственных произведений, так как это от него требовалось в тридцатых годах. Возможно, он даже искренне верил в то, что народ именно на этом пути отыщет собственное счастье. Поворотным событием для Твардовского, как поэта, стала Великая Отечественная война, которая им была пройдена в качестве фронтового корреспондента. Александр Трифонович не понаслышке узнал, что такое война – он её видел своими глазами. В стихотворной форме ему удалось написать, как нельзя более точно о страшных бедствиях, нахлынувших на его народ в военные и послевоенные годы. Он пережил потерю близкого человека. Поэт сумел передать всю силу и мужество русского человека, отважно борющегося с врагом. Главный смысл многих его стихотворений состоит в призыве к сохранению памяти о погибших на этой войне. Например, строки поэтического произведения «Я знаю, никакой моей вины» содержат горькие, скорбные нотки: …они… Остались там... я их… не сумел сберечь … Изначально кажется, что само построение строк выполнено неказисто, даже прозаически, в некоторых места. Отсутствуют какие-либо художественные ухищрения, метафоры или сложные образные выражения, однако это не мешает проникновению его стихов в самое сердце. Подобное происходит по причине выражения душевного переживания поэта, который превратился в судью для самого себя – судью высокого духовного. Зачастую именно простота речи глубже всего способна выражать человеческое горе.

 

Какую роль записки Печорина играют в раскрытии его характера? (Лермонтов М. Ю.)

 

Первый русский психологический реалистический роман «Герой нашего времени» состоит из пяти частей, три из которых относятся к дневниковым записям главного героя Григория Печорина. Это повести «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», и именно в них дан яркий психологический автопортрет героя. В повести «Тамань» герой попадает в новый, неизученный им мир «честных контрабандистов», и это обстоятельство позволяет раскрыть некоторые качества его характера. Общаясь с девушкой-ундиной, он проявляет настойчивость и смелость, ловко преграждает ей путь у двери и заводит разговор. То, как он оценивает ее – говорит о том, что в ней « много породы», сравнивая с лошадью, несколько раз отмечает правильность ее носа – свидетельствует о циничности молодого человека. Но в то же время он не пугается дикого и подозрительного в ней, а заинтересовывается этой необычностью, и это свидетельствует о том, что герой романтичен, любопытен и очень противоречив. Но Печорин приносит несчастье контрабандистам: он угрожает, что выдаст их тайну, о которой он узнал, следя за ундиной и слепым мальчиком, и контрабандисты уплывают. Ничто не вынуждало его следить за ними, но герою нужны были новые впечатления, приключения, ведь он авантюрист и любитель загадок. Не думая о других, он вторгается в их жизни и расстраивает их счастье, одновременно растрачивая свои силы. В повести «Княжна Мери» героя окружает люди его социального статуса, представители светского общества. Желая помучить других и потешить свое самолюбие, Печорин соблазняет девушку Мери, играет с ее чувствами, а затем разбивает ей сердце. Но совершенно другим мы его видим рядом с Верой, мы убеждаемся, что герой умеет любить и чувствовать. Однако герой все равно теряет эту женщину, а вместе с ней и надежду на будущее. Отношения героя с Грушницким и дуэль доказывают, что герой не способен к дружбе, но в то же время то, как он обличает лицемерие, невежество и низость Грушницкого, говорит о том, что Печорин очень хорошо разбирается в людях. Все же, герой способен жертвовать собой ради других, и в этом мы убеждаемся, читая повесть «Фаталист». Эгоистичный Печорин, разрушавший судьбы людей, первый бросается в избу, чтобы захватить пьяного казака, и этим совершает поступок, лишенный корысти.


29. Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?

 

Салтыков-Щедрин в своем творчестве нередко прибегал к сказочной форме повествования. Фольклорный жанр позволял великому сатирику обличать социальные пороки и чиновничью несостоятельность, минуя жесткую цензуру. Рассмотрим на примерах, к каким приемам прибегал мастер меткого пера и что за ними скрывалось. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сатирик погружает читателя в абсолютно фантастический мир: два высоких чина оказываются на необитаемом острове. При этом ни один из генералов не приспособлен к жизни в экстремальных условиях. Им даже неведомо, что пища в изначальном виде «летает, плавает и на деревьях растет». От неминуемой смерти товарищей по несчастью спасает неизвестно откуда появившийся мужик. Он накормил и напоил генералов, еще и веревку для себя самого сплел «чтоб не убег». В сказочной истории грамотный читатель без труда понимает намек автора, но Салтыков-Щедрин вводит в повествование дополнительную деталь – «нумер Московских ведомостей», благодаря чему усиливает гротеск и развевает сомнения о связи причудливой повести с реальной жизнью. Не менее фантастически развиваются события в «Диком помещике». Герой этого произведения даже глупее, чем упомянутые генералы. Помещик не переносит «холопьего духа» и мечтает избавиться от крестьян, не осознавая зависимости от них. Как только мужики покидают барина, тот начинает перевоплощаться: не моется, не стрижется, начинает ходить на четвереньках. Кульминацией одичания становится превращение героя в медведя. Образ косолапого выбран автором не случайно – он ассоциирует его с крайней дикостью и глупостью. В своих произведениях автор иносказательно раскрывает суть паразитирующих сословий. Гиперболизацией глупости богачей и покорности народа, Михаил Евграфович очень метко изображал действительность. Можно сделать вывод, что писатель намеренно совмещал фольклор с сатирой во избежание цензуры. При этом ему удавалось в доступной форме и наиболее полно отображать злободневные темы.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 287; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!