РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КНИЖНЫХ БОГАТСТВ



Scan: Ershov V. G., 12.03.2006

АКАДЕМИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР

ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР

Н. К. КРУПСКАЯ

ТОМ ВОСЬМОЙ

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

 

ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ

КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИИ

 

МУЗЕИ

МОСКВА 1960

Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД

1918 – 1920

 

ЧЕМ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАБОЧИЙ КЛУБ

 

Со времени революции рабочие повсюду организовывают свои рабочие клубы. Но нельзя закрывать глаза на тот факт, что рабочие клубы, за устройство которых учредители их берутся с такой горячностью, нередко хиреют и иногда даже и вовсе закрываются.

Мне кажется, что причина этого кроется в том, что устроители клуба неясно сознают, чем должен быть рабочий клуб, и все дело сводят к устройству, например, чайной, столовой, зала для собраний и спектаклей. Хотя столовую и зал необходимо устраивать при клубе, но не в них суть дела. Если бы в них была суть дела, то не для чего было бы устраивать и клубы: пообедать и выпить чаю можно и в общественной или в заводской столовке, а то и просто в трактире. Суть дела и не в зале для собраний и спектаклей: такой зал можно просто нанимать по мере надобности в театре, кинематографе или еще где-нибудь. Суть дела в чем-то другом. Разберем подробно, в чем же она заключается.

Собственно говоря, клубом называется объединение группы лиц для какой-нибудь определенной цели. Есть клубы велосипедистов, яхт-клубы и различные другие спортивные клубы, клубы певческие, театральные, клубы чтецов-декламаторов, клубы политические и т. д.

В этих названиях ясно очерчена цель каждого из этих клубов: люди сходятся для того, чтобы заниматься спортом, искусством, политикой и т. д. Там, где общественная жизнь бьет ключом, люди привыкают объединяться друг с другом для самых разнообразных целей.

В Америке, типичной стране клубов, привычка объединяться в особые кружки, в клубы, настолько пронизала всю общественную атмосферу, что дети семи-восьми лет уже объединяются во всякого рода клубы: клуб для чтения сказок, клуб для шитья кукольных платьев, клуб собирателей бабочек и пр.

Число членов клуба может быть весьма различно: и три человека могут составлять клуб, могут быть записаны в члены клуба и тысячи. В современном капиталистическом обществе члены его разделены на классы, на профессии. По образу жизни, по привычкам, по интересам люди разнятся весьма сильно. Один образ жизни, привычки, интересы, образование у земельных собственников, другой – у крупных промышленников, еще иной – у купцов, иной – у приказчиков и т. д. Между людьми одного и того же общественного слоя много общих точек соприкосновения, много общих интересов, много общих взглядов на вещи и т. д. Поэтому вполне понятно, что возникли клубы сословные, классовые, профессиональные. Есть клубы дворянские, купеческие, приказчичьи, клубы журналистов и пр.

Цель таких клубов – провести свой досуг в обществе духовно близких людей, провести так, как это соответствует вкусам, привычкам, потребностям данного общественного слоя.

Обычно свободное время человек проводит в семье. Но много бессемейных, у которых семья далеко; много таких, которых тяготит замкнутая атмосфера современной семьи с ее вечными разговорами о детях, хозяйстве, которым хочется провести свой досуг с теми, с кем можно поговорить о том, что интересует. Потребность общения с людьми не может удовлетворяться хождением в гости, где нельзя чувствовать себя, как дома, совершенно запросто, не стесняя других, не боясь им надоесть, помешать.

Вот эта потребность, если так можно выразиться, в «общественном домашнем очаге» и послужила толчком для образования всех классовых, сословных, профессиональных клубов.

Рабочему человеку больше чем кому бы то ни было нужен свой общественный домашний очаг. Нужен потому, что ни в одном классе общества не развиты так сильно общественные инстинкты, как в рабочем классе; самый характер работы, борьба за свои интересы сплачивают рабочий класс. У рабочего чрезвычайно сильно стремление быть в обществе товарищей по работе. Да и по части домашнего уюта, домашней обстановки дело обстоит у него не блестяще: тесное, убогое помещение, шум, плач детей – все это не дает отдохнуть рабочему человеку.

В крупных рабочих центрах много рабочих пришлых, которым в свободное время совершенно некуда деваться. Среди рабочих пришлого бессемейного элемента больше, чем среди какого-либо другого класса. Вполне понятно, что в прежнее время все кабаки и трактиры были битком набиты рабочими, набиты они и теперь. Для рабочего класса клубы нужны более, чем для всякого иного. Рабочий клуб должен давать возможность рабочему и работнице проводить время, как им захочется.

Прежде всего клуб должен давать рабочему возможность отдыха. Он должен быть близок к месту его работы, к месту работы членов его семьи, чтобы усталому человеку не надо было тащиться в клуб куда-либо далеко. Для работающего физически эта сторона важнее, чем для человека, занимающегося какой-нибудь конторской или другой какой сидячей работой. При клубе необходимо устроить умывальную, где бы человек мог умыться, переодеться, вообще привести себя в порядок, чтобы ему не нужно было за этим плестись или ехать к себе на квартиру, иногда очень далеко. Важно, чтобы рабочий мог приходить в клуб прямо с работы. За дешевую плату должно даваться чистое полотенце, мыло, а если возможно, то надо устроить и так, чтобы при умывальных были шкафчики, где бы завсегдатаи клуба, приходящие прямо с работы, могли держать одежду на смену (конечно, там, где умывальные и шкафчики для одежды существуют при фабриках, иметь их при клубе нет надобности).

Чай и обед должны даваться без задержки, когда рабочие приходят с работы. Надо избегать длинных очередей. В столовой не должно быть шумно, не надо ставить граммофона и т. п., потому что после шума фабрики человек нуждается в тишине. При клубе должен быть ряд комнат, предназначенных для разных целей. В числе этих комнат должна быть и такая, где нельзя разговаривать и куда человек может уйти с чаем, чтобы просто посидеть, помолчать, отойти от дневной сутолоки. Если невозможно отвести для этого отдельной комнаты, то нужно, чтобы в столовой были такие укромные уголки, где бы усталый человек мог посидеть в одиночку... Вместе с тем кругом должен быть уют, чистота, гравюры на стенах и т. п. Надо, чтобы были у людей, не желающих разговаривать, под руками занятия, которые давали бы возможность отойти человеку от усталости: тут надо разложить альбом с фотографиями лучших картин, поставить шашки, разложить газеты.

Газеты можно давать читать в столовой, чтобы можно было их читать за стаканом чаю, во время обеда.

Непременной принадлежностью клуба должна быть читальня и библиотека. Однако клубная комиссия неправильно поймет свою. задачу, если ограничится тем, что расставит книги на полках и разложит газеты на столах. Такая библиотека и читальня не станут центром очень большого внимания. Само собой, что библиотека должна быть обставлена так, как бывают обставлены лучшие библиотеки. Тут должны стоять на открытых полках всевозможного рода толковые словари, справочники, рекомендательные каталоги, адрес-календарь и т. п. На стенах должны висеть карты, план города, рекомендательные списки книг по тем или другим вопросам и т. п. В читальне должен быть также стол с чернилами и бумагой, за который желающие могли бы садиться, чтобы делать себе выписки из книг или какие-либо заметки. Надо, чтобы тут же в читальне можно было покупать почтовую бумагу, конверты и марки, чтобы тут же писать письма. Должна быть полка с вновь вышедшими книгами и брошюрами – полка, также открытая для свободного пользования. Конечно, очень хорошо будет, если тут же будет открыта торговля книгами и брошюрами и тут же будет приниматься подписка на газеты. Хорошо также, если в читальне будут висеть адреса всех культурно-просветительных учреждений района, объявления о лекциях, рефератах, кинематографических сеансах и если библиотекарь будет давать справки по всем этим вопросам.

Рядом. с читальней должна быть комната для чтения вслух, - где 'можно в определенные часы читать наиболее интересные статьи из газет. Хорошо, если за это дело возьмется какой-нибудь кружок. Члены кружка поделят между собой работу: один возьмется следить за внешней политикой, другой – за экономической жизнью, третий – за вновь выходящими декретами и т. д., – и потом перед чтением той или иной газетной статьи вслух будут делать соответствующие доклады в виде небольших вступительных слов. Такое чтение вслух газет и совместное обсуждение прочитанного привлекут много публики, вызовут обмен мнений.

Вместе с тем это будет прекрасной школой агитаторов, да и вообще будет приучать публику высказываться, точнее формулировать свои мысли. Весьма возможно, что в связи с обсуждением газетных статей будет возникать мысль о необходимости обсудить ту или иную брошюру или книгу. Это и будет делаться в определенные часы. Может быть, тут возникнет потребность выслушивать на ту или иную тему доклад или лекцию.

Надо, чтобы инициативный кружок выдвинул из своей среды докладчиков, может быть и. не очень искусных, но которые постепенно будут учиться делать хорошие доклады. Между тем и около не особенно блестящего доклада могут разгореться очень оживленные прения, которые всесторонне осветят вопрос.

Такие центры обмена мнений имеют громадное значение, и на организацию их при клубах надо обратить самое усиленное внимание.

Но не всех и не всегда интересует политика. Читать вслух можно не только газеты. но и стихи и художественные произведения, читать по ролям и т. п. Тут должен быть тоже свой организационный кружок. Тут молодые авторы могут читать свои произведения. Тут слушатель близок к чтецу. И если художественное чтение по силе иногда и уступит изображению данной вещи на сцене, то на художественном чтении слушатель как-то ближе к чтецу, между ними всегда может возникнуть обмен мнениями, который в результате часто дает чтецу чрезвычайно ценные указания. Театральные представления сложны и требуют сложной подготовки, затрат, в них принимает активное участие очень небольшое число лиц, тогда как в художественном чтении могут принимать участие очень многие. Этот кружок художественного чтения может послужить ареной, где могут выявляться очень многие таланты.

Затем музыкальный кружок должен составлять непременную принадлежность рабочего клуба; кружок лиц, интересующихся изобразительными искусствами, изучающих их, пробующих в этой области свои силы и т. д.

Важно, чтобы все эти кружки, которые могут преследовать весьма различные цели, не были замкнутыми, чтобы доступ в них был открыт всякому члену клуба, чтобы работа кружка была на виду у всех, увлекала бы других, толкала бы, будила.

Всего не перечесть, что можно устроить в рабочем клубе.

Центр тяжести в клубе должен лежать именно в этой активной работе кружков. Лекции, доклады, кинематографические сеансы, спектакли должны быть лишь праздниками, дающими новое, более богатое содержание, новую силу этой повседневной активной работе членов клуба. Такой клуб, который объединяет в себе целый ряд самых разнообразных деятельных групп своих членов, никогда не захиреет и не заглохнет. Он будет одним из камней, которые пойдут на постройку великого здания социалистической культуры.

1918 г.

 

БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕМИНАРИЯ

 

Лихорадочное развитие библиотечного дела требует кадров подготовленных библиотекарей, хорошо знающих книгу, хорошо знающих потребности читателя, знающих его психологию, умеющих подойти к нему. Кроме того, и библиотекарям теперешних библиотек, привыкшим работать при других условиях, необходимо обновить свои знания, подучиться, а многим и переучиться. Необходимо создать такой центр, который занялся бы подготовкой библиотечного персонала и в то же время являлся бы местом, куда библиотекари могли бы обращаться с разными запросами, требованиями и пр. Таким библиотечным центром должна стать библиотечная семинария при Народном Комиссариате по просвещению. Характерной особенностью этой семинарии должен быть пролетарский ее состав, а затем – лекционная система должна отступить на задний план, так как она дает слишком книжное, слишком поверхностное знание дела.

Центр тяжести в этой семинарии должен заключаться в самостоятельной работе.

При семинарии должна находиться библиотека, состоящая из всех книг по библиотечному делу, причем наиболее необходимые книги должны находиться там экземплярах в пятидесяти, чтобы каждый слушатель во всякое время мог получить нужную книгу.

Затем обязательно должен быть рекомендательный каталог книг по библиотечному делу. Каждый слушатель должен проштудировать указанные двадцать-тридцать книг, составить их конспекты и т. п.

При семинарской библиотеке должен быть справочный отдел, где имеются всевозможные рекомендательные каталоги в нескольких экземплярах для постоянного пользования слушателями.

Курсы должны войти в договор с местными библиотеками, чтобы там на практике ознакомиться с постановкой, особенно с техникой, библиотечного дела.

И, наконец, курсы должны быть при какой-нибудь обширной библиотеке, где бы слушатели могли иметь под руками всевозможные книги для просмотра и чтения.

Первый курс заключается в теоретическом изучении дела. Это делается с помощью изучения известного числа книг по библиотечному делу и посещения библиотек разного типа. В результате этих занятий слушателю должны быть ясны задачи библиотекаря. Вначале слушатели прослушивают несколько лекций по библиотечному делу. При курсах имеется специалист, который дает все необходимые указания учащемуся. По прохождении этого курса слушатель дает письменные ответы на ряд предложенных комитетом курсов вопросов, которые должны показать основательное знакомство курсанта с теоретической стороной дела. Комитет дает слушателю удостоверение о прохождении теоретического курса библиотечного дела[1].

Но так как библиотекарь может руководить чтением лишь тогда, когда у него у самого достаточно широкий горизонт, то ему необходимо одновременно с посещением библиотечной семинарии посещать пролетарский университет, тот курс, который ему по силам (все три курса пролетарского университета имеют целью дать цельное миросозерцание, то есть познакомить с циклом наук, дающих возможность сознательно относиться как ко всему, что делается в природе, так и к тому, что происходит в общественной жизни).

Это занятия вечерние. А днем дело слушателей – подбирать книги по данному вопросу, определять относительно каждой книги, какую предварительную подготовку нужно иметь для чтения ее, для какого типа читателей она наиболее подходит, какие пособия нужны для ее чтения. Эта работа должна делаться коллективно и потом подлежать проверке лекторов народного университета. Работа должна представлять собой рекомендательный каталог, имея в виду читателя, располагающего знаниями начальной школы и знаниями высшего начального училища.

Результат работы должен являться подсобной работой для библиотечного отдела.

Так как курс пролетарского университета годичный, то и курс библиотечного дела тоже годичный.

Параллельно с этим слушатель должен обратить внимание на развитие в себе формальных знаний – умения говорить, письменно излагать свои мысли и пр.[2].

Прослушав годичный курс, слушатели едут на практику, заменяя собой уже работающих библиотекарей, давая им возможность поехать в свою очередь на курсы. Год практики должен дать возможность приложить на деле свои знания. В течение этого года практикант ведет дневник своей работы, обращаясь со всеми затруднениями, запросами и прочим в библиотечную семинарию.

Эти запросы, дающие ясное представление о затруднениях, выдвигаемых жизнью, должны разбираться на практических уроках семинаров. Удовлетворение некоторых запросов должны брать на себя слушатели.

Год такой практической работы на месте дает слушателю громадный опыт. Вернувшись, он в присутствии того, кого он замещал, дает отчет на курсах о сделанном, о ходе своих работ, о возникавших затруднениях, о результатах. Удостоверение о практической годовой работе дает слушателю доступ к месту библиотекаря.

Добавочные самостоятельные занятия при семинарии, служащие ему для пополнения пробелов в своих знаниях, которые выяснились для него на практике, помощь в работе начинающим сделают его годным к роли инструктора. Итак, характерным для этой библиотечной семинарии является:

1) большая самостоятельность в работе слушателей;

2) обязательность прохождения курса пролетарского университета;

3) практические занятия по составлению каталогов в связи с курсом пролетарского университета;

4) практические занятия на местах, отчетность в них;

5) превращение курсов в своего рода лабораторию, центр библиотечной жизни.

P. S. В работу курсов входит также разработка анкет, составление библиотечных сетей и т. д.

1918 г.

 

ЧТО ТАКОЕ КЛУБ

 

Передо мной лежит смета Петроградского отдела народного образования. На внешкольное образование испрашивается чудовищная цифра в 364 миллиона на второе полугодие. В первое полугодие на всю Россию было ассигновано лишь 160 миллионов.

На народные клубы испрашивается 26 720 300. Кроме клубов, испрашиваются еще деньги на кинематографы, народные театры, хоры и оркестры, студии изобразительных искусств, на расходы по устройству народных празднеств, на народные дома. Главная статья расхода – содержание личного персонала... потом дорого обходится художественно-музыкальная часть... питание... 14 480 000. 3атем библиотеки...

Невольно встает вопрос, что понимают под клубами питерские товарищи. Судя по статьям расхода, – место, где можно попить чаю, послушать музыку, посмотреть пьесу, где всё и подадут и сделают. На просветительную часть затраты сравнительно не очень велики.

И не одни петроградцы понимают под клубами просто места развлечения, времяпрепровождения. Такое понимание клуба очень распространено.

По существу же дела клуб нечто совершенно иное – объединение для той или иной цели. Объединение не только для отдыха и чаепития, но и для других целей. Объединение может быть для самых различных целей: для совместного чтения, для изучения музыки, для художественного чтения, для выработки умения говорить, для совместного обсуждения тех или иных вопросов.

Кроме того, объединения могут иметь и такие цели, как, например, распространение литературы, разноску по домам листовок, пропаганду основ гигиены, распространение естественноисторических знаний, защиту детей от жестокого обращения и т. п. и т. п. Все эти объединения – клубы в истинном смысле слова – отличаются от вошедших теперь в моду клубов тем, что они будят в своих членах инициативу, идейно объединяют, требуют от них активности. Клуб, ставящий себе определенные, культурные в большинстве случаев цели, дисциплинирует своих членов, воспитывает в них характер, способствует духовному развитию... В этом главная особенность клуба, его характерный признак.

Клубы, основанные на самодеятельности, не требуют таких громадных средств. Им не нужно ста преподавателей, пятидесяти прислуг, не нужно торжественной обстановки. Собственно говоря, на клубы гораздо больше похожи повсюду вырастающие в последнее время культурно-просветительные кружки.

Задача центра заключается в том, чтобы поддерживать в этом отношении возникающую на местах инициативу. Это гораздо важнее, чем- насаждать повсюду дорого стоящие, широко обслуживаемые, искусственно созданные «клубы».

1919 г.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КНИЖНЫХ БОГАТСТВ

 

При господстве капитализма, когда царит купля-продажа, а не планомерное распределение продуктов, книги являлись собственностью лиц, купивших их. Лишь сравнительно очень небольшой круг богатых лиц мог покупать большое число книг и хранить их у себя. Широкие массы населения книги покупали редко: им не на что было покупать их, негде было их хранить или некогда было читать их. Кроме того, книги имели в виду главного покупателя – богатого человека, и потому писались языком привилегированного класса, касались вопросов, интересовавших этот класс.

С давних пор, еще в те времена, когда книга была редкостью, когда книги переписывались от руки, возник способ коллективного использования книг: устраивались библиотеки. Но этими библиотеками имел право пользоваться крайне ограниченный круг лиц. Таковы были библиотеки монастырские, потом университетские.

Капитализм нуждался в широких слоях интеллигенции, состоящей у него на службе. Он заботился о воспитании ее. И вот для нее-то нужно было открыть доступ к книге. Один из способов открыть доступ к книге – это удешевление ее, обычный прием капитала, который он пускает в ход для приобретения массового потребителя. Но одного этого способа было недостаточно. Пришлось пустить в ход другой способ – широкое распространение библиотек, – открывавший широкий доступ интеллигенции к книге. Публичные и частные платные библиотеки стали быстро развиваться в передовых странах.

Кроме того, разные общества стали устраивать свои библиотеки с определенным подбором книг: религиозных, педагогических, социалистических, спортивных и т. д.

Буржуазия довольно скоро поняла, что книга может явиться прекрасным орудием буржуазного влияния на массы, и якобы в интересах масс стала открывать всякого рода народные, окружные, коммунальные и тому подобные библиотеки для низших классов. Она сумела, не говоря этого вслух, повлиять на состав этих библиотек, подобрать их так, чтобы главная масса книг влияла вполне определенным образом на читателей, делала их слугами буржуазии не за страх, а за совесть. Американская буржуазия особенно ценит этот «культурный» способ обрабатывания умов масс.

Как обстояло у нас дело до революции? В стране были богатые книгохранилища у частных лиц, были богатые библиотеки при отдельных учреждениях, доступные сравнительно небольшому кругу лиц, было много частных платных библиотек, были городские народные библиотеки с известным подбором книг, сравнительно бедные; в деревнях были богатые помещичьи библиотеки, жалкие пришкольные библиотеки и библиотеки Общества разумных развлечений.

Октябрьская революция, выдвинув на первое место вопрос о коллективизме, тем самым поставила особенно наглядно вопрос о библиотеках и в первую очередь вопрос о перераспределении книжных богатств. Их надо было перераспределить так, чтобы каждый гражданин имел доступ к любой книге.

Были произведены массовые реквизиции помещичьих библиотек, потом библиотек разных бывших учреждений (земских управ и т. п.), больших библиотек частных лиц и т. п. Эта реквизиция шла стихийно. Книги были разобраны и распределены между различными библиотеками. Делалось это не всегда умело, но в большинстве случаев добросовестно. Большинством этих книг воспользовался город. Обогатились значительно губернские библиотеки, пополнены были реквизированными книгами библиотеки уездные, созданы в уездных городах вновь целые очень приличные библиотеки (до сих пор во многих уездных городах вовсе не было библиотек). Большинство библиотек переведено на десятичную систему, и вообще библиотеки в городах стали на более высокую ступень техники.

Что касается деревни, то она получила лишь крохи от реквизированных книжных богатств. В большинстве мест, пожалуй, лучшая часть помещичьих библиотек была переведена в города. Да и то сказать, девяносто девять сотых состава помещичьих библиотек было совершенно не нужно деревне: иностранная литература[3], своды не действующих теперь законов, так далеких от того, что интересует теперь крестьянские массы, потерявшие всякое значение исторические сочинения и т. п. Приходилось выбирать для деревни лишь немногое из старых помещичьих книжных богатств; не везде делалось это умело, не всегда выбиралось то, что нужно. Старые пришкольные библиотеки и Общества разумных развлечений пришлось пересмотреть и очистить их от массы книг прямо вредных – религиозных, монархических, лубочных. Диаграммы некоторых уездов об общем числе книг библиотек уезда за 1917, 1918 и 1910 гг. крайне характерны. Они показывают, что в начале и середине 1918 г. общее число томов довольно сильно понижается и только в конце 1918 и 1919 гг. повышается против 1917 г. более чем вдвое. Это указывает на процесс очищения библиотек от негодного хлама и затем на пополнение их закупленными книгами. Сейчас в деревню попадает довольно много брошюрной литературы, но значительная часть ее, несмотря на свой брошюрный вид, совершенно непригодна для деревни.

В деревне за 1918 г. устраивалось много изб-читален, снабженных этой литературой и газетами. Иногда в уезде устраивалось до 500 изб-читален. Но многие из них без притока новых книг очень скоро разваливались.

Судьба изб-читален еще раз показала, что нельзя задаваться утопией: в каждой деревне создать особую основательную библиотеку, – а надо организовать сеть, или, вернее, цепь, библиотек районных, волостных или сельских библиотечных станций; для передвижных библиотек таковыми являются избы-читальни и культурно-просветительные кружки. Все звенья этой цепи должны быть тесно прилажены друг к другу. Такую сеть уже пытаются создать, а кое-где уже и создали уездные отделы народного образования.

Мы говорили до сих пор о направлении деятельности отделов народного образования. Надо сказать, что на пути планомерной деятельности отделов стояло немало препятствий. Препятствием была темнота крестьян, у которых часто отсутствовало само понятие «библиотека» и которые растаскивали книги по избам и' разбирали их в частную собственность.

Препятствием были реквизиции других ведомств, реквизировавших книги, предназначенные для сети. Чаще всего реквизициями занималось военное ведомство, и возились книги на фронт, где они часто гибли, бросались и пр. С другой стороны, военное ведомство бралось за работу по библиотечному делу среди местного населения и рассматривало устройство изб-читален, к сожалению, не связывая их ни с районными, ни с волостными библиотеками (которые, конечно, не везде были, а там, где были, не всегда были на высоте задачи). Эта не зависимая от ведомства народного просвещения работа Военного комиссариата, хотя и, бесспорно, полезная, иллюстрирует очень ярко полную несогласованность просветительной работы различных ведомств.

Возьмем Москву как особо яркий пример. В Москве наряду с библиотеками, находящимися в ведении отделов народного образования, существует целая сеть библиотек военного ведомства, гражданской кооперации, кооперации рабочей, существуют библиотеки профессиональных союзов, фабричные библиотеки, библиотеки при клубах, при народных домах и т. п. Каждый комиссариат, каждое учреждение заводит свои особые библиотеки. Вместо объединения всех усилий ведется работа вразброд, необъединенная. Нет разницы ни в подборе книг, ни в направлении работы, но часто наблюдается полное непонимание интересов целого, неумение пользоваться общими библиотеками, желание создать особую, свою собственную непременно, библиотеку, доступную лишь для особого разряда лиц. Никто и знать не хочет о планомерном распределении книг между всем населением, и каждый заботится о своей лишь колокольне.

Мы уничтожаем частные библиотеки, говорим при этом хорошие слова и одновременно с этим создаем библиотеки лишь для определенных категорий лиц, библиотеки, закрытые для массового читателя. Все библиотеки должны быть публичными. Должна быть одна единая, всесторонне обслуживающая каждого, кто в этом нуждается, библиотечная сеть. Тогда не будет недостатка в людях, не будет недостатка в книгах.

Период хаоса прошел, нужна строжайшая планомерность.

1919 г.

 

НАРОДНЫЙ ДОМ

 

Товарищи!

У буржуазии – богачей, помещиков и фабрикантов – всегда было вдоволь хором. Было им где собираться и обсуждать свои дела.

А где могли собираться рабочие и крестьяне?

Не для рабочих красовались в городе богатые дворцы. Около фабрики, при выходе из нее, останавливалась толпа рабочих. Крадучись от полиции, наскоро говорил товарищ смелую речь.

У помещика для него и его гостей был в доме зал, а крестьяне собирались на сход под открытым небом, а зимой набивались в тесное волостное правление.

Когда взяли в свои руки рабочие и крестьяне власть, двери дворцов открылись для рабочего люда и он устроил в них народные дома, клубы, курсы, рабочие университеты.

А в деревне?

Уже во многих местах устроили у себя крестьяне народные дома.

И при царе кое-где бывали народные дома, да только не для того они устраивались, чтобы крестьянам обсуждать в них свои дела. При народных домах чай пили, религиозно-нравственные книжки читали, иногда скучные нравоучительные пьесы смотрели. Не сами крестьяне решали, что им делать в народном доме, а Общество разумных развлечений придумывало, как заставить крестьянина забыть свое недовольство.

Товарищи, вам очень нужны народные дома, но не такие, как встарь.

Зачем же нужны народные дома?

Прежде всего народный дом нужен как постоянное место собраний. Что ни день, то новые вопросы встают, и все надо толком, сообща обсудить. Декрет ли какой выйдет, какое новое постановление – надо собраться и обсудить, как все это выполнить получше, без обиды. Мало ли что есть теперь обсудить крестьянину!

Будет помещение для собраний – тут и митинг устроить можно, и приезжего оратора послушать, и лекцию устроить.

Надо также иметь при народном доме справочное бюро. Что это такое – справочное бюро? В особой комнате, а то просто за особым столом сидит человек и выдает справки: объясняет, как посылку отправить; если нужно, письмо напишет; дает справки, как в Москву доехать, сколько это будет стоить, где разрешение на обратный выезд взять и пр.; дает справки, какой декрет издан, например, о земле, о школе, о кооперации; если нужно, декрет покажет, а то и вслух прочтет и объяснит. По всякому делу, одним словом, с ним потолковать можно. Такие бюро важно устраивать при народных домах; каждый туда дорогу будет знать, и будет в народный дом тропа народная проторена.

До войны жила деревня, всеми забытая, от всего мира отрезанная. Что на белом свете делается, до нее не доходило. Но вот пришла война, угнали из деревни народу видимо-невидимо на фронт: сыновей, братьев, мужей, отцов. И потянулась деревня к газете. Сотни босых крестьянских ребятишек выпрашивали на станциях газетки у приезжих: «Дяденька, дай!», «Тетенька, подари газетку!» И не на цигарки просили они газеты, а дома потом в глухих деревнях читали их крестьяне: искали, нет ли вести о родных, читали о том, что делается на войне, старались понять, из-за чего эта война. Не от прохожего, не от богомолки стали узнавать крестьяне, что делается на свете, а из газет. Вот при народном доме и надо устраивать читальню, где бы получались самые лучшие газеты: «Известия», «Правда», «Беднота», местная советская газета – и чтобы каждый мог приходить туда и читать их. Грамотные должны подумать о неграмотных и по очереди что ли или кто лучше читает устроить чтение газет вслух для неграмотных. Но не одни газеты должны быть при читальне, нужны и книжки – целая библиотека- Из библиотеки книжки должны выдаваться и на дом, и для чтения в читальне. Книжка каждый вопрос подробнее разъясняет, чем газета. Вот прочел человек в газете, что Англия натравляет на Россию врагов, и захочется ему узнать, что это за Англия за такая. Возьмет книжку, а может и две и три, доподлинно узнает, что такая за страна Англия. И так это во всем. Книжки на все ответ дать могут.

Лучшие книжки, самые понятные и интересные, должны опять-таки читаться вслух.

Много у нас еще на Руси безграмотного народу. Придет в народный дом, увидит, как другие газеты и книжки читают, и обидно ему станет, что сам не может читать, других просить надо. И потому должна быть при народном доме школа для безграмотных. Но этого мало. Не одну грамоту надо знать, а еще очень многое другое, чтобы уметь разобраться в любой книжке, чтобы понимать, что кругом делается. Многие грамотные, особенно молодежь, хотели бы учиться, да негде. Поэтому при народном доме нужна также школа для взрослых грамотных.

Многое надо завести еще при народном доме: и кинематограф, и театр, и хоровое пение, и выставку, и музей... Но самое главное в народном доме – это помещение для собраний, библиотека-читальня и школа для взрослых.

Товарищи, устраивайте у себя в деревнях народные дома. Добивайтесь под них самых лучших помещений. Где можно приспособить для этого стоящий поблизости какой-нибудь барский дом, делайте это: в деревне мало помещений. Только в крайнем случае начинайте новую стройку, так как дело это долгое.

Обращайтесь за денежной помощью на народные дома в ваш уездный отдел народного образования, что при Совете. Он обратится за деньгами в Народный Комиссариат просвещения: тот поможет сколько возможно. А если будет нехватка, устраивайте сборы. Собирали же раньше на храмы, по копейкам собирали, а в храмы вы входили смиренными рабами, и учили вас в них только терпеть, не роптать да молиться за царя и отечество. Народный же дом научит вас отличать правду от лжи, научит, как наладить общими усилиями новую, светлую жизнь.

1919 г.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!